Консультации для родителей и педагогов
план-конспект занятия (младшая группа)

Захарова Ксения Андреевна

Предварительный просмотр:

Реферат

 «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей 5-6 лет»

Подготовила: Захарова К. А.

Игра – является ведущей деятельностью в жизни ребёнка. В экологическом воспитании игра так же должна широко применяться, так как развивает личность ребёнка, обогащает его знания о природе, её жителях, растениях, явлениях. Именно дидактические игры помогают ребёнку узнать мир природы, познать неизведанное, учат любить и беречь природу. Играя, дети испытывают эмоциональное волнение, которое оказывает влияние на то, как в дальнейшем ребёнок будет относиться к природе. Ребёнок, играя сам, наблюдает за играми других детей. Усвоенные правила в игре, легко ребёнок может применить в жизни, контролируя свои поступки и действия. Ребёнку очень тяжело усвоить правила поведения в природе, так и хочется сломать веточку у дерева, раздавить муравьишек, только дидактическая игра помогает усвоить эти правила.

Главной целью для дидактических игр является формирование осознанного, правильного отношения к окружающей природе. Дидактические игры по экологии помогают решить следующие задачи:

1Обогатить знания детей об окружающем нас мире.

2.Воспитать любовь и бережное отношение к природе

3.Развить у детей наблюдательность и любознательность, умение делать выводы.

Дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила игры, результат- это структура дидактической игры.

Обучающие и воспитательные задачи решает дидактическая задача. Детьми осуществляется игровая задача.

Основа игры – это игровые действия. Интереснее игра будет тогда, когда много игровых действий. Так же главным является соблюдение правил игры. После окончания игры подводят итог, указывая на достижения каждого ребёнка.

Ребёнок,  играя в экологические игры, может увидеть неповторимость не только живого организма, но и целой экосистемы. Детей в игру привлекает игровой момент, ярко оформленный дидактический материал, доступные детскому пониманию правила игры. Хорошо привлекает к игре музыка или приход сказочного героя, который не умеет играть в данную игру и просит у детей помощи. Дети всегда придут к герою на помощь, а значит можно организовать и провести любую дидактическую игру: «С какого дерева листок», «Приготовь обед», «Что лишнее» и другие.

В экологическом воспитании дошкольников используют такие виды игр, как-

– предметные;

– настольно-печатные;

– словесные.

Предметные игры или игры с предметами ( главный герой – игрушка).

Игры с предметами,  способствуют сенсорному развитию детей, помогают им обследовать предмет, находить сходство и различие, развивая при этом логическое мышление ребёнка. Такие игры помогают ребёнку познакомиться со свойствами предметов, их величиной, цветовой гаммой.

Нельзя без внимания оставить природный материал. Игры с природным материалом развивают у детей фантазию, мышление, воображение. Очень интересно играть с семенами растений, шишками еловыми, сосновыми, желудями, семенами каштанов.

Чтобы познакомить детей с жизнью животных, миром растений, разными явлениями в природе – хороши настольно – печатные игры. Игры очень интересны и разнообразны. Например: «Найди пару», «Когда это бывает», «Времена года»,  Разрезные картинки и  другие. Игры помогают систематизировать знания детей, обогатить их новыми знаниями и умениями о животных, о растениях, разнообразных явлениях, происходящих в природе. Они развивают логическое мышление, умение выделять главное в игре, приходить к нужному результату, делать выводы. В такие игры интереснее играть небольшой группой детей, когда все имеют одну игровую задачу, играют по одним правилам, где выигрывает более сообразительный малыш, умеющий логически мыслить.  

Другим видом игр – являются - Словесные игры. 

Эти игры могут проводиться без наглядного материала, в них только задаются вопросы, относящиеся к уже имеющимся знаниям у детей о природе. Это игры такие как – «Горячо - холодно», «Когда это бывает?»,            

Целью словесных игр – закрепить, систематизировать, обобщить, имеющиеся у детей знания о природе.  Словесные игры развивают у детей внимание, воображение, память, логическое мышление. Эти игры не требуют определённой подготовки, в них можно играть везде: на прогулке, в помещении.  На прогулках ребёнок может показать, как двигается то или иное животное. Говорим «Медведь» и ребёнок идёт в вперевалочку, «Воробей» - прыгает на двух ногах, «Лошадка» - ходит,  высоко поднимая колени, «Цапля» - стоит на одной ножке.

Вы можете поиграть с детьми разные игры:

«С какого дерева листок?»

Воспитатель вместе с детьми собирает разные листочки.  Затем показывая детям листочек, просит определить с какого дерева листок.  Отгадав, дети бегут к этому дереву.

«Я знаю» (игра с мячом)

Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и просит назвать(животных, птиц, растения и т. д.) Ребёнок у которого мяч в руках говорит: «Я знаю 5 названий птиц» и перечисляет их,  и возвращает мяч воспитателю. Второму ребёнку воспитатель бросает мяч и говорит: «Цветы». Ребёнок ловит и называет 5 цветов и т.д.

«Живое – не живое?»

Воспитатель задумывает  предмет из живой или неживой природы и начинает перечислять, какие он имеет признаки. Если дети его отгадали, загадывает следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается.

«Разложи по – порядку»

Ребёнок выкладывает перед собой карточки, затем старается правильно разложить, например, как растет горох, развивается бабочка. И тд.

Экологические игры воспитывают в детях бережное отношение к природе, умение за ней ухаживать, любоваться ею.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Экологическое воспитание детей 5-6 лет»

Подготовила: воспитатель Захарова К.А.

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,  – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».  В. А. Сухомлинский.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальным в настоящее время. Уже не секрет, что человечество плохо справляется с миссией по защите природы.
Мы пьем загрязненную воду и дышим выхлопами и продуктами переработки промышленных предприятий, всё это влияет на здоровье взрослых и детей.

  C:\Users\Admin\Desktop\d75cfc7a8973d278b7759503e984509b.jpg C:\Users\Admin\Desktop\82438.jpg
Экологическое образование  формирует у детей знания и представления об окружающем мире, включающим, природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально – положительного отношения к природе.

Природа влияет на развитие ребёнка: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к родине.

C:\Users\Admin\Desktop\reka-voda-derevya-dorojka.jpg

 Чтобы воспитать молодое поколение в духе бережного, ответственного отношения к природе, необходимо с самого раннего возраста целенаправленно развивать в детях наблюдательность, ответственность за состояние окружающей среды и природы в целом. Именно в это время в ребёнке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и природным явлениям, ему открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, детьми впервые осознаётся роль природы в жизни человека, переживаются нравственно-эстетические чувства, побуждающие их заботиться обо всём, что нас окружает. Природа, с её необычным разнообразием явлений, животных и растений, при непосредственном общении с ней пробуждает в ребёнке яркие впечатления, настраивающие на сохранение, заботу, защиту. Воспитание и развитие этих позитивных чувств является основой экологического образования.
 В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых  может привести к крайне нежелательным последствиям.

C:\Users\Admin\Desktop\kartinki.me-3338.jpgЛюбовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому,  прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.

Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность — важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами?

C:\Users\Admin\Desktop\Цитрофортунелла-лимон-на-решетке-d15-h35.jpg

Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.

Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок может эмоционально общаться - играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически. Ребенок становится более подвижным,  и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений.  Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённее семью.

C:\Users\Admin\Desktop\481dc2d4245db6e4cb0a177bae1348a5c4fee357f7b034dff75d2ff35b631121.jpeg

Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов,  рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников. 

C:\Users\Admin\Desktop\maxresdefault.jpg

Если ребенок будет бережно относится ко всему и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

C:\Users\Admin\Desktop\413.970 (1).jpg



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Экология в жизни ребёнка»

Экологическое образование  формирует у детей знания и представления об окружающем мире, включающим, природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально – положительного отношения к природе.

Природа влияет на развитие ребёнка: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к родине.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

· воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

·формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

·развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);

·участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Дети 5-6 лет начинают более осознанно понимать взаимосвязь и взаимозависимость между различными объектами и явлениями природы, их состоянием и развитием в зависимости от деятельности человека.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д.),  а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т. д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений, готовность к деятельности, а так же владению им практическими действиями, согласующими с требованиями разумного, бережного отношения к природе.

Первые основы экологической культуры закладываются у ребёнка в семье. Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть — здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый, он там свой. Именно в семье ребенок получает азы об окружающем мире. Именно в семье откладываются представления у ребенка о добре и зле. С близкими он переживает чувства любви, дружбы, долга.

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.

Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.

Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.

Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.

Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало. Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям. Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе. Если ребенок будет бережно относится ко всему и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_564c68a115240/konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-ekologhiia-i-dieti_1.jpeg



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 «Умка»

Консультация для педагогов

«Формы работы с детьми по формированию

экологически грамотной личности»

Составила: Захарова К.А

2024 г

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических  

 эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

- формирование системы экологических знаний и представлений

(интеллектуальное развитие) ;

- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту

природы, восхититься ею, желания сохранить её).

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело

сложное.

Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает

не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.

Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Выделяют следующие группы методов  по формированию экологической грамотности личности:

- наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ)

- словесные (беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, указание,

педагогическая оценка, вопрос и т. д.)

- практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т. д.)

- собственно-практические (обращение к опыту детей, практические

ситуации, поисковые действия, обследование)

- игровые (дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками,

имитация действий, прятанье, поиск, подвижная игра, эпизодические

игровые приемы, загадки).

Все группы методов используются на протяжении всего дошкольного возраста с учетом преобладающей формы мышления и характере деятельности детей.

Работа по экологическому воспитанию осуществляется в нескольких направлениях:

работа с детьми, которая осуществляется в процессе различных видов

деятельности, в том числе, познавательной, продуктивной, игровой и других

как на специально организованных занятиях, так и в совместной со

взрослыми и самостоятельной деятельности;

работа с педагогами;

работа с родителями;

работа в социуме;

Один из путей повышения эффективности экологического воспитания

состоит в использовании разнообразных форм работы.

Перечень форм экологической работы, используемых в экологическом воспитании:

экологические экскурсии. уроки доброты, уроки мышления, экологические конкурсы, КВН, викторины., экологические акции, обсуждение и проигрывание ситуаций, зеленый патруль, лаборатория юного эколога (эксперименты и опыты), ведение календарей природы, экологические выставки, экологические музеи, экологические праздники,  экологические игры (дидактические, игры - моделирование - экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.), экологические тропы, экологические минутки, экологические сказки, квесты, лэпбуки, практическая деятельность в природе, проектная деятельность. творческие задания, познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная деятельность

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного

подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, вместе с

детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Условия для развития у детей основ экологической культуры, воспитание

любви к живому, формирования сознания того, что человек – часть природы.

Создание развивающей среды не только в игровой комнате, но и на участке детского сада очень важно.

Здесь уместны как традиционные так и нетрадиционные объекты, центры, тематические и видовые площадки различных многофункциональных направлений:

игровые центры, площадки, беседки, веранды

спортивно – игровое пространство; плескательный бассейн; метеорологическая площадка; сад, огород, цветники, теплица; ландшафтные композиции, участок нетронутой природы

уголок леса, лесная поляна, другие природные сообщества, газоны, альпийская и мексиканская горки, водоём для содержания водных растений и животных

участок для привлечения птиц с разнообразными кормовыми, деревьями и густыми зарослями кустарника, ярко цветущими, растениями для привлечения насекомых и дополнительным, оборудованием (птичий столб, поилки, кормушки, гнездовья и др.). экологическая тропинка, малые формы парковой скульптуры из природного материала и др.

Самое главное в экологическом воспитании- личная убежденность педагога,

умение заинтересовать, пробудить у детей, родителей желание любить,

беречь и охранять природу



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 «Умка»

Консультация

для педагогов

«Что такое естественно научная грамотность

и экологическое воспитание?

Составила: Захарова К.А

2023г

 «Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность».

Л.С. Выготский.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в дошкольный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс формирования функциональной грамотности ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Одно из направлений функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность.

Что такое естественнонаучная грамотность дошкольников?

Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Это требует от естественнонаучно грамотного человека следующих компетентностей:

•научно объяснять явления

•оценивать и планировать научные исследования

•научно интерпретировать данные и доказательства.

Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

-  формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.

-  развивать навыки исследовательской деятельности,

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде на основе знакомства с объектами ближайшего окружения,

- привлекать родителей к совместной деятельности по экспериментированию.   

Занимаясь исследовательской деятельностью с детьми, я использую следующие формы работы:

1. Индивидуальную.

2. Групповую.

3. Подгрупповую.

В нашей группе организована предметно – пространственная среда с использованием мини – лаборатории.

В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:

Приборы – помощники для экспериментирования: весы, магниты, лупы, песочные часы;

• Природные материалы: песок, семена, камешки разного цвета и формы, минералы, глина, соль, ракушки, шишки, скорлупа орехов.

• Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт, пробирки, шпатели, деревянные палочки, мензурки, воронки, резиновые груши разного объема.

• Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, поролона, пробирки, проволока,

• Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объёма:

Пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

Дополнительное оборудование и материалы.

- детские халаты, фартуки, шапочки;

- схемы для проведения опытов.

Лаборатория постоянно пополняется новыми материалами для экспериментирования, которые доступны и безопасны для детей.

В работе с детьми дошкольного возраста, необходимо создать атмосферу доверия, дошкольники могут задавать интересующие их вопросы: почему ломается лёд на луже, и посмотреть, как расцветает цветок; почему сухой песок сыпется, а мокрый лепится, и наблюдать, как плывут облака; рассмотреть божью коровку и сосчитать её чёрные точечки. Первоначальным детским вопросом является «почему?», поэтому второе имя дошкольников «почемучки». Почему тает снег? Почему идёт дождь? Откуда солнышко приходит и куда уходит?

При организации опытно-экспериментальной деятельности наряду с традиционными методами и приёмами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения.  Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

В совместной работе с дошкольниками исследуем свойства песка, воды, льда, снега, глины, камней. Экспериментируем с водой: меняем цвет, замораживаем, нагреваем воду. Например, для того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с помощью пакетов, а затем определить какого он цвета? Набрав воздух в пакеты, дети рассуждают, что его можно поймать, значит, он находится вокруг нас и что не имеет цвета. Так знакомлю детей со свойствами воздуха.

Из опыта "Волшебница - вода" при взаимодействии воды и красок узнали о её свойстве изменять цвет, опыт «Волшебная рукавичка» помог выяснить способность магнита притягивать металлические предметы через рукавичку, При проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – дети пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.

   Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок.

Во время проведения опыта «Легкий - тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.

      Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.

Если ребёнок нуждается в помощи, то ему  оказывалась помощь   незаметно, шаг за шагом подталкивая его к правильному ответу, осторожно поправляя его, если он делает неправильные выводы, потому что критика или недовольство воспитателя снижает интерес детей к любой деятельности.

Для успешной реализации поставленных задач, осуществляется  тесное взаимодействие с родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливается его результативность.

Оформляются  информационные стенды, создаются буклеты, разрабатываются памятки, проводятся индивидуальные беседы, консультации на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», анкетирование для родителей с целью выявления отношения их к поисково - исследовательской активности детей, родительское собрание на тему «Экспериментирование в семье».

Родители принимают активное участие в конкурсах «Эксперименты дома», в проектах «Откуда берется снег? и  др. Родители привлекаются  к активной помощи в решении проблем, связанных с развитием познавательно-исследовательской активности дошкольников.         

Активная совместная работа способствует усилению взаимоотношений между всеми участниками образовательного  процесса.

В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Открывают новые ощущения вместе со мной, с воспитателем. Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате познавательно-исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей.

В заключении хотелось бы сказать, что приобретенный в дошкольном возрасте опыт познавательно - исследовательской деятельности помогает успешно развивать естественнонаучную функциональную грамотность в школьные годы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 «Умка»

Конспект совместной деятельности

по финансовой грамотности

с детьми младшей группы

«Бережем посуду»

Составила: Захарова К.А

2023г

Цель: формировать у детей навыки аккуратного пользования посудой.

Задачи:

Обучающие:

1.Формировать понятие бережливое отношение к посуде

Развивающие:

1.Развивать умение аккуратно пользоваться посудой, содержать ее в чистоте

Воспитательные:

1. Воспитывать аккуратность, бережливость

Методы и приемы:

Словесный: сюрпризный момент, вопрос- ответ, загадки.

Наглядный: предметы кукла, картинки-помощники, иллюстрации к сказке

Практический: проблемная ситуация

Предварительная работа: беседа, просмотр иллюстраций, загадывание загадок, чтение К.И. Чуковский «Федорино горе».

Материалы и оборудование: кукла, фланелеграф, иллюстрации сказки К.И. Чуковского «Федорино горе»

Ход совместной деятельности

воспитатель

дети

Ребята, к нам сегодня в гости пришла кукла Катя. Давайте с ней поздороваемся.

Кукла Катя принесла для вас сказку, которая

называется «Федорино горе» , написал ее Корней Иванович Чуковский.

Хотите послушать?

Жила-была бабушка Федора.(выставляет картинку на фланелеграф), которая не любила  посуду, не мыла ее, била ее.

Обиделась посуда и решила уйти от такой хозяйки. (выставляет картинки на фланелеграф),

«Скачет сито по полям,

А корыто по лугам,

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит…

А за ними блюдца, блюдца –

Дзинь-ля-ля! Дзинь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся -

Дзинь-ля-ля! Дзинь-ля-ля!

А за ними вилки,

Рюмки да бутылки,

Чашки да ложки

Скачут по дорожке.

А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора:

«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитеся домой!

Мимо курица бежала

И посуду увидала:

«Куд-куда! Куд-куда!

Вы от куда и куда!»

И ответила посуда:

«Было нам у бабы худо,

Не любила нас она,

Била, била нас она,

Запылила, закоптила,

Загубила нас она!»

От того-то мы от бабы

убежали как от жабы.

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Жить вам было нелегко»!

Ребята, почему посуда убежала от Федоры?

Как вы думаете, плохо будет дома без посуды?

Вот Федора подумала, что ей будет плохо без посуды и решила исправиться. Стала она уговаривать посуду, чтобы она вернулась домой. (выставляет картинку на фланелеграф),

«Вы пойдите-ка немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой,

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточном,

И вы будите опять,

Словно солнышко, сиять!»

Как вы думаете, посуда вернется к Федоре?

Конечно, вернется.

Как вы думаете, что же любит посуда?

(выставляет картинку на фланелеграф),

Посмотрите, какая посуда стала?

Да, посуда стала чистая, сияющая.

А вы хотите быть похожими на Федору?

Когда мы с вами кушаем, что можем делать, чтобы посуде было приятно?

Правильно, надо все доедать в своей тарелочке, чтобы ее легче было помыть.

А дома вы маме помогаете убирать посуду?

Как вы думаете, для чего кукла Катя рассказала нам эту сказку?

Правильно, нужно очень аккуратно относиться к посуде. Не ронять на пол, чтобы она не разбилась, доедать всю еду в тарелочке, мыть, чтобы она была чистой

А сейчас кукле скажем спасибо за интересную сказку. Приходи к нам еще.

Ребята, а кто хочет устроить для наших кукол чаепитие, накрыть стол, но сначала надо помыть посуду, чтобы она у нас тоже сияла чистотой.

(Дети по желанию проходят за воспитателем  в центр «Сюжетно-ролевая игра» и организуют игру «Дом»).

Другие дети могут самостоятельно рассмотреть картинки к сказке на фланелеграфе.

Здравствуй, кукла Катя.

Хотим

Она посуду обижала, била, не мыла ее

Да. Некуда будет накладывать еду и тд.

Вернется

Она любит, чтобы ее мыли, берегли

Красивая, чистая,

Нет, не хотим

Надо все кушать

Помогаем. Я отношу чашки, а я тарелочку свою убираю

Чтобы мы берегли посуду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Взаимодействие педагога и родителей в процессе адаптации к детскому саду"

Адаптация детей в детском саду является одной из самых сложных социальных проблем. Негативный опыт адаптации может отложиться в подсознании ребенка и вызывать психологический шок, стресс при кажд...

Консультация для родителей и педагогов «Особенности организации и проведения совместной деятельности детей и родителей по физической культуре»

Участие в совместных с детьми физкультурных занятиях, организованных в ДОУ, позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения....

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Консультация для родителей«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»Одна из определяющих функций семьи – функция экономическа...

Консультация для родителей и педагогов "Детский спорт: что нужно знать родителям о спорте для дошкольников" Фотоколлаж "Мы спортсмены".

Здоровье, сила, ловкость-Вот спорта пламенный заветПокажем нашу дружбу, смелостьВеселым стартам шлем привет!...

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, в...

Консультация для родителей и педагогов "Развитие речи ребёнка - одна из наиболее важных проблем воспитания. консультация (старшая, подготовительная группа) Чопанова Индира Сыравовна

Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности  к школьному обучению.Но, как и всякий другой, материал по развитию речи лучше всего усваивается детьми, если ...