«Телевидение и дети»
консультация

Беликова Любовь Геннадьевна

Мы знаем, как прочно вошло телевидение в каждый дом, а дети – одна из самых многочисленных и устойчивых аудиторий телевидения. Многие родители, как только ребенок научится сидеть, его устраивают перед телеэкраном. Недаром и среди педагогов, и среди родителей разгораются споры на тему: «Телевидение и дети». Высказываются прямо противоположные мнения. И, действительно, с одной стороны, телевидение – это источник информации, который помогает детям познавать мир, развивает фантазию, а с другой стороны, оно отвлекает детей от здорового отдыха, чтения книг, подвижных игр. Телевидение несёт образовательную информацию. Телевидение правдиво передает динамику действительности во всем ее многообразии, позволяет проникать в самые отдаленные уголки нашей планеты, в глубины космоса и океанов. Благодаря этому оно обладает убедительностью и притягательностью огромной силы, а также возможностью показа в цвете и объемностью звучания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл televidenie_i_deti.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

.                                            «Телевидение и дети»

                                                                                                   Выполнила: Беликова Л. Г.Все Мы знаем, как прочно вошло телевидение в каждый дом, а дети – одна из самых многочисленных и устойчивых аудиторий телевидения. Многие родители, как только ребенок научится сидеть, его устраивают перед телеэкраном. Недаром и среди педагогов, и среди родителей разгораются споры на тему: «Телевидение и дети». Высказываются прямо противоположные мнения. И, действительно, с одной стороны, телевидение – это источник информации, который помогает детям познавать мир, развивает фантазию, а с другой стороны, оно отвлекает детей от здорового отдыха, чтения книг, подвижных игр. Телевидение несёт образовательную информацию. Телевидение правдиво передает динамику действительности во всем ее многообразии, позволяет проникать в самые отдаленные уголки нашей планеты, в глубины космоса и океанов. Благодаря этому оно обладает убедительностью и притягательностью огромной силы, а также возможностью показа в цвете и объемностью звучания.

Главная беда в том, что ребенок превращается в   «пассивного» созерцателя. Ребёнок  не получает должного развития, так как познавательные процессы, воссоздающее воображение,  требующие работы ума, волевых усилий и настойчивости не проявляются при просмотре телепередач.

В настоящее время, проблема «Телевидение и дети» является международной. Во многих западных странах проводятся исследования, которые показывают, что насилие, которое демонстрируется в телепрограммах, действительно провоцирует агрессивность в поведении детей. Дети чаще стали использовать в своих играх воинственных персонажей мультипликационных фильмов, реже стали играть в героев волшебных сказок, которые всегда приходят на помощь слабым. Под воздействием экрана притупляется  способность к сочувствию, состраданию, милосердию. Поскольку персонажи с телевизионного экрана чаще обладают физической силой и агрессивностью,  то он воспринимает их как героев, с которых необходимо брать пример. А ведь именно в дошкольные годы создаются предпосылки для проявления и закрепления таких отрицательных качеств, как жестокость, жадность, лживость.

В мультипликационных фильмах, особенно зарубежных, часто герои используют такие слова, как: «убить», «пристрелить», «проткнуть шпагой насквозь»,  всё это пагубно влияет на психическое здоровье ребёнка. Отечественные мультипликационные фильмы напротив несут детям с экрана радость, хорошее настроение. Дети  ещё долго делятся своими впечатлениями,  вспоминают отдельные юмористические эпизоды.

Наблюдая за поступками героя, ребенок «содействует» ему, идентифицирует себя с ним, сочувствуя ему, испытывая сильные эмоции. Психологи утверждают, что эмоции, вызванные телевидением, столь же реальны, как эмоции, вызванные действительностью.

Если робкие дети бояться агрессивных фильмов, то агрессивные дети, наоборот, готовы смотреть их сколько угодно, что способствует развитию и закреплению этих отрицательных свойств их личности.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из таких эффективных средств является использование интерактивных досок в детском саду. В зависимости от программных задач, особенностей взаимодействия детей в детском коллективе, их интересов и множества других факторов педагог ДОУ подбирает телепередачи для просмотра. Просмотр телепередачи организуется внутри целого комплекса дидактических методов и приемов, направленных на решение поставленной задачи. Например, беседа-обсуждение увиденного на экране с выделением в нем содержания, наиболее существенного и одновременно значимого для ребёнка, соответствующего его интересам и потребностям.

При просмотре телепередач в семье, так как дошкольник не всегда умеет читать и недостаточно хорошо ориентируется во времени, педагоги советуют родителям вместе с ребенком изучать телепрограмму на неделю, обсуждать и отбирать те передачи, которые будут ребенку полезны, интересны, понятны, а затем в нужное время напоминать о них. Дошкольникам свойственна постоянная потребность в общении, им доставляет большое удовольствие смотреть телепередачу вместе с семьей, поэтому лучше, если родители будут рядом. При этом они могут иметь возможность влиять на восприятие ребенка, объясняя, уточняя непонятное, своевременно реагируя на негативное содержание телепередачи, воспитывая своим отношением к показанной информации, не забывая при этом о нравственном аспекте.

Содержание передачи, действия её участников подскажут тему для дальнейшего общения с ребенком, помогут выявить его интересы, суждения. Малыши любят подражать полюбившимся героям, повторять их движения, жесты, мимику. Подобную активность ребенка следует всячески поддерживать, поскольку она имеет большое значение для развития творческих способностей, формирования нужных навыков. Как и взрослые, дети любят поговорить о том, что привлекло их внимание, взволновало, ждут одобрения или оценки своих действий. Положительная оценка взрослого помогает малышу пережить радость от успеха, и, как правило, вызывает новый всплеск активности.

Специалисты по детской психологии говорят, что дети этого возраста живут не одной, а несколькими жизнями: и своей, и героев сказок, мультфильмов, - тех, кто тронет восприимчивую душу ребенка. Таково их стремление к максимально полному переживанию событий. Телевидение уже вошло в жизнь современного ребенка. Зрительный образ – самый яркий, самый запоминающийся. Образный язык киноискусства доходчив до детской души. Поэтому важно, что произносится этим «языком».

Детство – это самая счастливая и беззаботная пора для любого ребёнка. В этом возрасте ребёнку вовсе не нужно задумываться о несправедливости и жестокости мира, о терроризме и катастрофах. Ребёнок должен учиться познавать мир, и никакие страхи не должны мешать ему в этом. Конечно, телевизор это источник информации, и совсем пренебрегать им не следует, однако нельзя забывать и о том, что телевидение - не средство для полноценного развития ребёнка.

Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства не способны заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Телевидение и дети" ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ДЕТИ

«Какое горе-телевизор! Вечные конфликты с детьми, которые готовы сидеть всё свое время у телевизора, которые перестают читать, ибо телевизор вытесняет книги…» «Какое счастье – телевизор! Как он ...

Телевидение и дети

Опасно или полезно смотреть телевизор? Плюсы и минусы просмотра телевизионныз программ. 5 основных правил....

Телевидение и дети.

Злоупотребление телевизором мешает разностороннему психическому развитию детей....

Консультация для родителей: «Что смотрит Ваш ребенок (телевидение и дети)».

В данной работе, на основе зарубежных исследований, приводится информация о том, что вынуждены видеть на экранах телевизора дети, и убедительно доказана необходимость отслеживания и корректировки инфо...

Влияние телевидения на детей

Влияние телевидения на детей...

Сюжетно-ролевая игра по краеведению «Телевидение» для детей подготовительной группы

Сюжетно-ролевая игра по краеведению «Телевидение» для детей подготовительной группы...

Консультация для родителей : «Телевидение и дети»

Дети дошкольного возраста – одна из самых многочисленных и устойчивых аудиторий телевидения. Во многих семьях, как только ребенок научится сидеть, его устраивают перед телеэкраном. Не тольк...