Сенсорное развитие детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Многие родители воспринимают развитие детей, как нечто само собой разумеющееся, ведь уже при рождении ребенок видит и слышит. Но уже в раннем возрасте важно создать такие условия, которые помогли бы заложить основу для дальнейшего интеллектуального и личностного развития ребенка. То, чему ребенок сможет научиться в течение первых трех лет, он будет использовать всю последующую жизнь. Данное пособие поможет педагогам и молодым родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.doc893.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

Сенсорное развитие детей

 раннего возраста

(методическое пособие)

Лияскина М.В.

педагог дополнительного

образования

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

1. Сенсорное развитие дошкольника………………………………………………..6

1.1 Понятие и значение сенсорного развития………………………………………6

1.2.Факторы, влияющие на развитие восприятия…………………………………..6

1.3. Значимость сенсорных ощущений для человека………………………………7

1.4 Сенсорное развитие детей на разных этапах дошкольного возраста………….7

2. Дидактические игры и основные принципы сенсорного развития детей……..11

2. Сенсорное развитие детей через дидактические игры

 2.1 Виды дидактических игр………………………………………………………..11

 2.2.Дидактические игры на развитие тактильных ощущений……………………12

2.3.Дидактические игры на закрепление понятия величины……………………...13

2.4. Дидактические игры на закрепление цвета……………………………………14

2.5. Дидактические игры для закрепления понятия формы……………………….14

2.6. Дидактические игры для развития зрительного восприятия…………………15

2.7. Дидактические игры на развитие ориентировки в пространстве…………….16

2.8. Дидактические игры и упражнения для развития слухового восприятия…...17

2.9.Дидактические игры на формирование временных представлений…………..17

Заключение……………………………………………………………………………18

Список используемой литературы ………………………….……………………….20

Приложения

Введение

Еще до появления на свет малыша каждый родитель задумывается над тем, каким будет его ребенок, как сложится его жизнь, сможет ли он найти себя в современном мире. И каждый, конечно, хочет видеть своего ребенка успешным, благополучным, чему способствует получение образования. Но часто родители недооценивают значение периода раннего детства. А ведь именно в первые годы жизни закладывается тот багаж, который будет способствовать (или препятствовать) гармоничному развитию человека.

             Многие родители воспринимают развитие детей, как нечто само собой разумеющееся, ведь уже при рождении ребенок видит и слышит. Но уже в раннем возрасте важно создать такие условия, которые помогли бы заложить основу для дальнейшего интеллектуального и личностного развития ребенка. То, чему ребенок сможет научиться в течение первых трех лет, он будет использовать всю последующую жизнь.

Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Цель работы: создание методического пособия по сенсорному развитию детей раннего возраста посредством дидактических игр.

Объект: процесс сенсорного развития детей раннего возраста.

Предмет: дидактические игры и упражнения как эффективное средство сенсорного развития детей раннего возраста. 

 Гипотеза – дидактические игры и упражнения могут стать эффективным средством сенсорного развития детей раннего возраста, при соблюдении специальных педагогических условий:

  • системности проведения работы;
  • создание интереса к процессу обучения;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • поэтапности обучения;
  • учёт индивидуальных возможностей детей;
  • подбор специальных дидактических игр и упражнений, а также адаптация игр, применяемых в обучении с детьми;
  • учёт возрастных нагрузок.

Задачи: 
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста. 

2. Определить виды дидактических игр, их использование и руководство при организации игровой деятельности детей раннего возраста для сенсорного развития.

3. Разработать картотеку дидактических игр и методические рекомендации по их использованию в сенсорном развитии детей раннего возраста в условиях дополнительного образования. 

1. Сенсорное развитие дошкольника

1.1 Понятие и значение сенсорного развития

 Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие – это непосредственное, чувственное отражение действительности в участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Но наличие органов чувств – это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств  с самого  рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.

1.2.Факторы, влияющие на развитие восприятия

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у разных людей существенно различается. Это зависит от следующих факторов:

- наследственности. Например, абсолютный слух, особая чувствительность к запахам или вкусовым ощущения являются врожденными;

- состояния органов чувств. Если орган чувств поврежден в результате заболевания, травмы или врожденной аномалии, то чувствительность будет снижена или полностью отсутствовать;

- развития органов чувств и восприятия. Врожденные способности человека воспринимать различные внешние раздражители посредством органов чувств развиваются как в процессе спонтанного изучения мира, так и в ходе специального обучения. И то и другое подразумевает предоставление  для восприятия разнообразных сенсорных раздражителей. Например, тонкий вкус

лучше разовьется у того человека, который с детства употреблял в пищу разнообразные продукты и изысканные блюда.

1.3. Значимость сенсорных ощущений для человека

Ребенка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений. Но при этом нельзя не признать, что сенсорные ощущения имеют разное значение для человека. Невозможно представить себе жизнь без зрительных (визуальных) ощущений, ведь большая часть информации воспринимается человеком посредством органов зрения. С помощью зрения человек воспринимает внешние признаки предметов окружающего мира, их удаленность друг от друга и расположение в пространстве, читает, смотрит кино и т.д. Слух (аудиоощущения) также очень важен для человека. С его помощью человек воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источник и направление, слушает музыку и т.д.

Жизнь без зрения и слуха делает человека инвалидом, потому что он не может вести полноценную жизнь.

Различные осязательные ощущения, обоняние и вкус также важны для человека, но они не являются доминантными. Обоняние дарит человеку возможность насладиться приятными запахами фруктов, приправ, цветов, парфюмерии; вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов. Однако если вкус и обоняние недостаточно развиты, это не мешает жизни, хотя и значительно обедняет ее.

1.4 Сенсорное развитие детей на разных этапах дошкольного возраста 

Сенсорное развитие ребенка первого года жизни

Маленький ребенок, начиная открывать окружающий мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации. В этот период жизни необходимо предоставлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка. Известно, что при недостатке впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к задержкам общего развития.

Сенсорное развитие  ребенка 2-3 лет

В этот период жизни ребенка задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя малыш еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинаются накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными.

В этом возрасте нужно познакомить ребенка с цветом (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный  и белый), формой предметов (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), звуками окружающего мира (детские музыкальные инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь различной громкости) и т.д. Но при этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. Главное, чтобы он умел учитывать эти свойства во время действий с предметами.

В раннем возрасте можно проводить специальные занятия по сенсорному развитию детей. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.

Сенсорное развитие ребенка старше трех лет

Начиная с 3 лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. При этом сенсорное развитие происходит как во время специальных занятий, так и в повседневной жизни. Например, знания о цвете, форме и положении предметов в пространстве закрепляются, расширяются и уточняются на занятиях изобразительной деятельностью (рисование, лепка, аппликация) и в процесс конструирования; представления о величине и количестве предметов – на занятиях по формированию элементарных математических представлений и т.д. Осязание, вкус и обоняние продолжают развиваться в повседневной жизни.

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития, так необходимого для дальнейшего успешного обучения ребенка. Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до лет трёх лет является предметная игра.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский.

Практика работы показывает, что сенсорный процесс лишь постепенно становится восприятием, а не является им изначально. На протяжении нескольких лет работы с детьми раннего возраста я вела наблюдения и пришла к выводу, что дети обычно испытывают некоторые затруднения при освоении сенсорных эталонов, но основная группа детей справляется с задачами хорошо. И только единицы нуждаются в дополнительных занятиях. Основная проблема заключается в отсутствии постоянных и систематических занятий, как в условиях ДДТ, так и с родителями. Чтобы охватить всех детей и сделать занятие более интересным и продуктивным постоянно включаю дидактические игры для сенсорного развития. С родителями воспитанников проводятся консультации, беседы, «Что такое сенсорное развитие», «Сенсорное развитие в повседневной жизни», «Сенсорное развитие на прогулке» и т.д

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.

Важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактические игры выполняют функцию контроля над состоянием сенсорного развития детей.

В ходе сенсорного воспитания дошкольников развиваются следующие процессы мышления:

  • Анализ - это процесс, расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними.
  • Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одними из основных мыслительных операций.
  • Сравнение - мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам.
  • Обобщение - процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам.
  • Классификация - это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам. Очень важно правильно выбрать основание классификаций. Часто дети ориентируются на второстепенные признаки. Необходимо учить малышей называть группы предметов обобщающими словами или, наоборот, подбирать предметы к обобщающему слову.

2. Сенсорное развитие детей через дидактические игры

         Подбор и группировка предметов по каким-либо свойствам требует от малышей большой сосредоточенности и умения выделять их из других и удерживать в памяти нужное свойство. Поэтому роль педагога состоит не только в том, чтобы правильно подобрать, организовать игру, но и в том, чтобы активно участвовать в ней от начала до конца. 

2.1 Виды дидактических игр

Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно.

В дидактической игре формируется умение подчиниться правилам, т.к. от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают знание цвета, величины, формы.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)

Настольно-печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, игры типа «Лабиринт» для старших дошкольников

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности.

Таким образом, в дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия.

 Подбор дидактических игр и упражнений осуществляется таким образом, чтобы были охвачены все этапы работы по сенсорному развитию детей:

1 этап – прямое обучение - это начальная форма обучения. Он может продолжаться до тех пор, пока дети не освоят его, т. е. не научатся фиксировать внимание именно на заданном предмете.

2 этап – начало действия ребёнка (подготовка к самостоятельному действию). На этом этапе появляется возможность проверить уровень внимания детей, возможность исправить ошибку, уточнить действие.

3 этап – самостоятельное обследование ребёнком предмета или его изображения. На этом этапе только контролируется точность, единство слова и предмета (или детали предмета).

4 этап – перенос освоенного действия на другие объекты.

5 этап – умение выделить заданный предмет из окружающей его действительности (и на иллюстрации, и в предметном окружении) .

6 этап - итог всей предыдущей работы, т. к. на этом этапе ребёнок должен уже обходиться без указки, только словом или действием отражая своё видение, словесно уточняя, определяя сложившийся образ.

Все игры можно разделить по каналу воздействия, хотя в каждой конкретной игре задействованы различные зоны сенсорики.

2.2.Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребёнка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Тактильные ощущения позволяют мысленно сравнивать различные поверхности. Чем тоньше тактильные ощущения у ребёнка, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Самые распространённые тактильные ощущения – это мануальные (ручные). Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. 

Можно сколько угодно рассказывать ребенку о том, что такое теплое и холодное, гладкое и шершавое, тяжелое и легкое, но все это не окажет на него влияния, до тех пор, пока он сам не потрогает пальчиками разные предметы и поверхности. Ощущения, получаемые от такого общения, складываются в опыт тактильной чувствительности, что, в свою очередь, стимулирует его умственную деятельность. В настоящее время существует научно подтвержденный факт: от развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.

2.3.Дидактические на закрепление понятия величины

Многие дети  испытывают трудности в усвоении представлений о величине. Даже если ребёнок учитывает такие качества, как длина, ширина, высота, толщина в практической деятельности, то правильно обозначить их словами затрудняется. Часто при сравнении предметов разной длины, толщины, высоты дети употребляют не слова «длинный, короткий, высокий, толстый», а называют эти предметы большими и маленькими. Усвоение представлений о величине проводятся  в несколько этапов. Сначала детям даются  задания примерить предметы, накладывая, прикладывая их. Только так удаётся определить, какой предмет больше, какой меньше. Для усвоения представлений о величине нужно научить детей выстраивать предметы в ряд, упорядочивая их по определённому признаку. Величина предмета устанавливается в зависимости от места, которое он занимает в ряду. Обучая построению ряда, следует подсказать ребёнку, что нужно

выбрать сначала самый большой предмет, затем самый большой из оставшихся и т.д. Отрабатывая величинные понятия, нужно предлагать детям не только сравнивать предметы, но и выражать это словами: cтyл – стульчик – стулище; сапог – сапожок – сапожище. Таким образом, дети овладевают навыками словообразования, расширяется словарный запас детей, который связан с умением детей обозначить длину, высоту, толщину, ширину предметов. При сравнении предметов, следует побуждать  детей  использовать в своей речи антонимы: высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий.

2.4. Дидактические игры на закрепление цвета

Формирование представления о цвете – длительный процесс и начинать его нужно, исходя из сенсорного и речевого развития ребёнка. Главная задача педагога – формирование умения словесно обозначать цвет предмета, формирование умения группировать предметы по какому-либо признаку, параллельно с выполнением этих заданий дети учатся изменению прилагательных в роде, числе и падеже; согласованию прилагательных с числительными и существительными (красный шарик, два желтых круга),  детям предлагаются задания на классификацию предметов по цвету, на исключение лишнего, на сравнение двух предметов.

2.5. Дидактические игры для закрепления понятия формы

          В каждом возрастном периоде восприятие детьми формы предмета имеет свои особенности. Можно выделить несколько уровней в развитии «геометрических знаний».

Первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое, ребенок еще не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и различия между фигурами, каждую из них воспринимает обособленно.

До трех лет дети связывают признак формы с конкретным предметом. При этом малыши воспринимают геометрические фигуры как обычные предметы и дают им названия тех знакомых предметов, на которые эти фигуры похожи. Например, треугольную призму называют крышей домика. Полезными и интересными для детей являются игры с деталями из строительного конструктора и геометрической мозаикой. Детей начинает интересовать, как называется та или иная фигура. Поэтому взрослые в ходе таких игр должны ненавязчиво называть «имена» геометрических фигур. С этой целью на первом этапе надо использовать как привычные для детей названия предметов (например, «огурец»), так и общепринятые геометрические термины («овал»). Причем, привычное название должно быть «придумано» самим ребенком, а не навязано ему взрослым. Знакомя с геометрическими фигурами, их предъявляют попарно. Вначале ребенок воспринимает каждую фигуру обособленно, не замечая сходства и различия между фигурами. Поэтому на следующих занятиях круг и квадрат, находящиеся у педагога, будут отличаться от круга и квадрата у детей сначала по цвету, потом по величине, а затем и по цвету, и по величине. Задание останется прежним: «Покажи то же, что у меня». Таким образом, ребенок постепенно начинает абстрагировать форму от других признаков предметов.

Педагог показывает фигуру, называет ее, просит детей взять в руки такую же. Затем педагог организует действия детей с данными фигурами: прокатить круг, поставить, положить квадрат, проверить, будет ли он катиться. Аналогичные действия дети выполняют с фигурами другого цвета и размера.

В заключение проводятся два-три упражнения на распознавание и обозначение словами фигур («Что я держу в правой руке, а что в левой?»; «Дай мишке круг, а петрушке квадрат»; «На верхнюю полоску положите один квадрат, а на нижнюю много кругов» и т.п.).

2.6. Дидактические игры для развития зрительного восприятия

Считается, что 90% информации человек получает с помощью зрения. Зрительно-пространственные представления имеют большое значение для ребенка в его школьном обучении, так как овладение буквами алфавита, числовыми изображениями, ориентацией на географической карте, изучение геометрии и других  школьных предметов требует известного уровня развития зрительно-пространственных представлений. О некоторых детях мы говорим: смотрят, а не видят. Это может свидетельствовать о недостаточном развитии зрительных анализаторов. Наблюдение – это целенаправленное планомерное восприятие. Для упражнения детского глазомера и глазодвигательных функций используются игры типа: прокатывание шаров в ворота, скатывание с горки, по желобу. Развитие стереоскопического зрения, обеспечивающего детям возможность видеть объем, удаленность и протяженность, а также местоположение и глубину пространства можно применять игры типа кольцеброс, кегли. Одним из важнейших направлений в развитии зрительного восприятия являются игры-конструкторы, строительные наборы, мозаики. С целью формирования умения зрительно расчленять формы учим воссоздавать предмет по контурному изображению, конструкцию разделять на составные части, воссоздавать форму из геометрических фигур. Составлением предметов из частей, узоров из готовых геометрических фигур, конструкций по образцу дети обучаются выделению формы, размера и упражняются в зрительно-пространственной ориентировке на микроплоскости. Широко используются трафареты и вкладыши к ним в виде геометрических фигур к предметных изображений.

 2.7. Дидактические игры на развитие ориентировки в пространстве

Пространственные отношения – так как  в это понятие входит оценка величины предметов, их формы, взаимоположения и положения относительно другого объекта, то этому разделу тоже нужно уделить внимание. Дети учатся определять направление положения предмета, ориентируясь от себя:

«вверху» – где  голова,
«внизу» – где ноги, 
«впереди» – лицом ко мне и т.д.

(Конечно, у некоторых детей нужно сначала сформировать устойчивые представления и закрепить понятия о частях тела). Для закрепления понятий «слева», «справа», в которых дети испытывают большие трудности, помогают такие упражнения:

– покажи правой рукой левое ухо; 
– встань на правую ногу и подпрыгни; 
– возьми игрушку правой рукой.

При обучении детей умению ориентироваться в пространстве закрепляется умение пользоваться предлогами в речи: за, над, под, около и т.д. Именно предлоги указывают на взаимоположение предметов в пространстве.

2.8. Дидактические игры и упражнения для развития слухового восприятия

Развитие слухового восприятия идет, как известно, в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой – восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух. Формирование фонематического слуха завершается примерно к пяти годам, а у некоторых детей чуть позднее. В этом возрасте у ребенка появляются все звуки родного языка, речь становится фонетически чистой, без искажений.

Неречевые звуки играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение направления, откуда идет звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. Так, шум мотора говорит о приближении или удалении автомашины. Иными словами, хорошо опознаваемые и осознанно воспринимаемые звуки могут определять характер деятельности ребенка. Все звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение – слухозрительно, что значительно легче и должно предшествовать изолированному слуховому восприятию. Музыкальные звуки оказывают огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, на его эстетическое воспитание. Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звука (фиксация) к их различению и восприятию, а затем к использованию в качестве сигнала к действиям, осмыслению.

 2.9. Дидактические игры на формирование временных представлений

Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность детей в различные части суток. На основе режима дня усваиваются и уточняются понятия: завтрак – утро, обед – день, ужин – вечер, сон – ночь. Полезно использовать иллюстрации с чёткими признаками частей суток (горит свет, на небе звёзды). Можно использовать карточки, на которых время суток обозначено

определённым цветом: утро – розовое, день – голубой, вечер – серый, ночь – чёрная. Постепенно слова, обозначающие временные отрезки суток наполняются для детей конкретным содержанием, дети легко и правильно начинают использовать в речи слова, отражающие временные понятия.

Заключение

         Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.

В результате выполнения работы были подобраны дидактические игры и упражнения для сенсорного развития детей раннего возраста (Приложение 1). В зависимости от конкретных условий (возраста детей, уровня его сенсорного развития и т.д.) их можно использовать по выбору: заменять отдельные игры и упражнения другими аналогичными.

Дидактические игры для детей дошкольного возраста должны подбираться по степени возрастающей трудности, что соответствует программе.

Педагог должен творчески подходить к использованию предлагаемых дидактических игр, связывая их с общей системой сенсорного воспитания. Важно только смешивать задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделении одного из свойств в ущерб другим.

Почти все игры построены таким образом, что могут проводиться одновременно со всей группой. Это дает возможность использовать их на занятиях.

Продуктивные виды деятельности начинают формироваться после трех лет жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует еще большему сенсорному  развитию ребенка. Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Таким образом, особая роль дидактической игры в сенсорном развитии определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Список используемой  литературы

1.Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 2004.

2.Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста.

М.: Владос, 2007.

3.Давидчук А. Сенсорное воспитание и развитие элементарных математических представлений у дошкольников //Дошкольное воспитание. - 1993 - № 1, с.24

4.Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников. М., 1963.

5.Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание № 2 - 2005 - с.76.

6.Кроха. Программа воспитания, обучения и развития детей до трех лет в условиях семьи. Г.Г.Григорьева, Д.В.Сергеев, Н.П.Кочетова и др. М., 2005.

7.Павлова Л.П., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. М: Мозаика - Синтез, 2000.

8.Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. - М., 1996.

Приложение 1

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

Серия игр «Волшебные пластинки»

(с использованием набора тактильных пластин)

 «Угадай, что потрогал»

Попросите ребенка закрыть глаза. Проведите по его руке одним из образцов, предложите открыть глаза и отгадать, чем вы провели по его коже.

«Определи на ощупь»

Ребенку предлагается на ощупь определить и назвать качества поверхности карточек: гладкая, шершавая, колючая, мягкая, теплая, холодная и т. д.

«Гладкие и шершавые»

Разложите на столе набор пластин. Ребенок закрывает глаза. Попросите его ощупать пластины и разложить их на две группы по признаку: гладкие и шершавые.

«Найди пару»

Предложите ребенку с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых карточек.

«Волшебный мешочек»

Положите в мешочек карточки. Предложите ребенку засунуть ручку в мешок и, не глядя, нащупать и назвать его. Можно заранее попросить найти определенную карточку на ощупь.

«Строитель»

Нужно помочь построить дорожки, раскладывая пластины в определенном порядке.

«Найди пару»

 Дети выбирают себе карточки, танцуют под музыку. Задача: с окончанием музыки найти ребенка с такой же карточкой, разбиться на пары, объяснить выбор. Затем дети меняются карточками, игра повторяется.

Серия игр «Чудесный мешочек»

(с использованием непрозрачного мешочка и предметов разной формы, величины, фактуры)

«Что такое?»

В непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Узнай фигуру»

В мешочке лежит набор геометрических фигур. Второй такой же набор находится на столе перед ребенком. Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую указал педагог.

«Золушка»

Оборудование: мисочка со смесью зерен (горох, семечки и т.д.) и разделенная на секторы пластиковая тарелка (для каждого участника).

Дети садятся за стол. Перед каждым участником - мисочка со смесью зерен и пластиковая тарелка. Игроки  за ограниченное время должны разобрать семена.
                         
Дидактические игры на закрепление понятия величины

«Сбор урожая»

Разложить фрукты по корзинам в зависимости от размера корзинки и фрукта.

«Приключения Колобка»

Дети определяют размер Колобка и по какой дорожке он  отправится в путешествие.

«Сравни предметы по высоте»

Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить – что выше, что ниже.

«Палочки в ряд»

Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей.

Вариант: детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины фигуры разного цвета и формы.

«Самая длинная, самая короткая»

Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

Вариант:  сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

«Пирамидки»

Собрать пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.

«Матрешки»

Собрать две (три) матрешки, состоящие из 5—6 штук (и более), одновременно выложенные и разобранные на столе.

«Разноцветные кружки»

Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.

«Разложи по размеру»

Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др. Вариант: – дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.

«Расставь по порядку»

Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:

  • расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;
  • расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.

«В какую коробку?»

Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

«Дальше — ближе»

По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие – дальше.

«Измеряем»

Выполнение заданий, связанных с измерением предметов:

  • измерение расстояния между предметами условными мерами: палочкой, карандашом, ленточкой, шагами и т. д.;
  • измерение сыпучих и жидких веществ в разных бытовых сосудах (банка, бутылка, кувшин и др.) с помощью условной меры: маленькая чашка, мензурка, ложка и т. д.

Дидактические игры на закрепление цвета

«Бабочки»

На полянке располагаются цветы основных цветов и разбрасываются бабочки таких же цветов. Детям нужно найти «домик» для каждой бабочки. На каждом цветке может быть разное количество бабочек.

«Рыболов»

Заготавливаются рыбки и ведерки из картона основных цветов. Детям предлагается поймать рыбок и разложить их по ведеркам нужного цвета.

«Какого цвета не стало?»

Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.

«Какого цвета предмет?»

Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора – красную карточку, огурца – зеленую, сливы – синюю, лимона – желтую и т. д.

Вариант: выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.

«Собери гирлянду»

Педагог показывает элемент – образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

«Сплети коврик из цветных полосок»

Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.

«Сложи радугу»

Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

«Неразлучные цвета»

Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка – лепестки белые, середина желтая, береза – ствол белый, листья зеленые и т. д.).

«Какие цвета использованы?»

 Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др.

Вариант: детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками.

«Уточним цвет предмета»

Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д.

Дидактические игры для закрепления понятия формы

«Найти предмет указанной формы»

Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).

«Из каких фигур состоит?»

Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.

«Коврик»

Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.

«Найди предмет такой же формы»

Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).

«Какая фигура лишняя?»

Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.

«Составь целое из частей»

Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.

Варианты:

  • составить конструкцию по памяти, по описанию;
  • составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8—9).

«Определи правильно»

Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит рисунок.

«Зрительный диктант»

Дети запоминают орнамент из 3—4 геометрических фигур, складывают его по памяти.

«Повторяйка»

Дети запоминают и воспроизводят комбинации фигур (в том числе и из объемных геометрических фигур).

«Найди свой домик».

Дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно, переместив домик

Дидактические игры для развития зрительного восприятия

«Что изменилось?»

      Ребенку предлагают рассмотреть несколько карточек с предметами и отвернуться (выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.

«Найди отличия»

      Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различий и найти эти признаки различия, сходства.

«Знаковая таблица»

      Детям предлагают на таблице показать фигуры определенного цвета за определенное время. Вариант: показать их в порядке возрастания их размеров(убывания).

«Наложенные изображения»

Ребенку предъявляют 3—5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

«Спрятанные изображения»

Предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.

«Зашумленные изображения»

Предъявляют контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать.

«Парные изображения»

Предъявляют два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие до 5—7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.

«Незаконченные изображения»

Предъявляют изображения с недорисованными элементами, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать).

Варианты: предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь), требуется восстановить все изображение.

«Точечные изображения»

Предъявляют изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их.

«Разрезанные изображения»

Предъявляют части 2—3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения.

Вариант: предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).

«Буковки»

Предлагают несколько рядов произвольно расположенных букв алфавита. Необходимо найти и обвести карандашом (или подчеркнуть): все буквы И; все гласные; одним цветом все буквы Б, а другим цветом все буквы П.

«Сложи узор»

Сложить такой же узор, какой предложен педагогом, а также составить самые различные узоры из кубиков Никитина.

Дидактические игры на развитие ориентировки в пространстве

«Какая рука?»

На картинке нужно определить, в какой руке девочка держит флажок, в какой руке мальчик держит шар, на какой ноге стоит девочка и т. д.

«Покажи правильно»

Педагог на кукле показывает разные части тела в быстром темпе. Дети должны показать эту же часть на себе (левая нога, правая рука, левая щека и т. д.).

«Незаконченные изображения»

Детям предлагают карточки с недорисованными изображениями (у собаки не нарисована правая лапа, у кошки — левое ухо и т. д.). Предлагают дорисовать и назвать, используя пространственную терминологию.

«Выполни задание»

Ребенку предлагают различные задания на ориентировку в пространстве комнаты и на улице.

  • определить местоположение отдельных предметов мебели;
  • определить местоположение других детей относительно себя;
  • определить местоположение других детей относительно себя при повороте на 180 градусов;
  • определить местоположение предметов относительно друг друга;
  • расположить предметы в пространстве по инструкции педагога (по образцу, макету, рисунку).

«Что где находится?»

Ребенку предлагается по картинке назвать предметы, изображенные в середине листа, в левом верхнем углу, в правом нижнем и т. д.

«Где что лежит?»

Педагог располагает различные предметы на столе, под столом, около стола и т. д. и предлагает ребенку ответить на вопросы, где какой предмет находится.

Варианты:

  • предложить ребенку расположить предметы по инструкции педагога за столом, на столе и т. д. и при этом объяснить свои действия;
  • по предложенной схеме с изображением геометрических фигур расставить на столе предметы, соответствующие по форме геометрическим фигурам и по ходу объяснять свои действия.

«Составление разрезных картинок»

 Составление предметных и сюжетных картинок по готовому образцу и без него.

«Следопыт»

По рисунку-схеме комнаты дети находят спрятанную игрушку.

Варианты: дети по очереди сами прячут игрушку и составляют рисунок-схему комнаты с обозначением места, где находится игрушка;

по тем же правилам игра проводится на улице, в парке, около школы.

Дидактические игры для развития слухового восприятия

«Бабочки»

Детям раздаются погремушки-бабочки. Когда играет музыка – бабочки летают, гремят. Как только музыка затихает – бабочки «спят».

«Различай веселую и грустную музыку»

Под веселую музыку дети пляшут, под грустную – присаживаются.

«Тихо и громко»

Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую – топает ногами.

Варианты: 

  • можно предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки;
  • использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький – тихо;
  • найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика.     

«Угадай, какой музыкальный инструмент звучит»

Детям раздают карточки с изображением музыкальных инструментов или демонстрируют настоящие музыкальные инструменты. Включается магнитофонная запись со звучанием одного из них. Ребенок, угадавший по тембру музыкальный инструмент, показывает нужную карточку и называет его.

Варианты: перед ребенком выставляют звучащие игрушки и инструменты: барабан, флейту, гармонику, погремушку, металлофон, детское пианино и др. Ребенку предлагают закрыть глаза и определить, какая игрушка или инструмент прозвучали.

«Шагаем и танцуем»

Ребенку предлагают послушать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: под барабан — шагать, под гармонь — танцевать, под бубен — бежать и т. д.

«Высокий и низкий звук»

Ребенку предлагают, услышав высокий или низкий звук инструмента, выполнить задание: на высокий звук поднять руку вверх, на низкий — опустить.

«Будь внимателен»

Дети свободно маршируют под музыку. Педагог дает разные команды, а дети имитируют движения названного животного. Например, «аист» — стоять на одной ноге, «лягушка» — присесть и скакать вприсядку, «птицы» — бегать, раскинув руки, «зайцы» — прыгать и т. д. В ходе игры дети обучаются быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

«Шумящие коробочки»

Материал: несколько коробочек, которые заполнены различными материалами (железными пробками, маленькими деревянными брусочками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого). Ребенку предлагают проверить шумы всех коробочек. Затем

педагог просит дать коробочку с тихим шумом, а потом с громким шумом. Ребенок выполняет.     

«Повтори»

Педагог производит серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой. Ребенок должен запомнить и повторить.

«Слушай и выполняй»

Педагог называет несколько действий, но не показывает их. Дети должны повторить эти действия в такой последовательности, в какой они были названы.

Например:

1) повернуть голову направо, повернуть голову вперед, опустить голову вниз, поднять голову;

2) повернуться налево, присесть, встать, опустить голову.

«Солнце или дождик?»

Педагог говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а вы, услышав стук, бегите в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.

«На чем играю?»

Педагог  поочередно показывает детям музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда педагог убедится, что дети усвоили название и запомнили звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Педагог повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».

Дидактические игры на формирование временных представлений

«Неделька»

 Ребенку предлагают разложить по порядку таблички с названиями дней недели.

Варианты:

  • разложить таблички, начиная с определенного дня (например, с четверга); в обратном порядке;
  • каждому ребенку раздают таблички с названием дня недели, педагог называет громко любой день недели, например среду. По команде «Неделька, стройся» ребенок с табличкой «среда» встает первым, а все остальные выстраиваются по порядку следования дней недели;
  • использовать таблички с названиями месяцев, времен года; разложить их по порядку, начиная с заданного месяца (времени года); в обратном порядке

«Когда деревья надевают этот наряд?»

Педагог демонстрирует карточку с цветным изображением деревьев в разное время года, читает отрывок из стихотворения и спрашивает, в какое время года это происходит в природе.

Вариант: у каждого ребенка табличка с названием времени года; когда педагог показывает иллюстрацию с изображением определенного пейзажа, дети поднимают соответствующую карточку.

«Когда это бывает?»

Материал: иллюстрации деятельности людей в разные части суток.

Педагог показывает иллюстрацию и задает вопросы: что делает мальчик? Какая это часть суток? Как догадался?.

Вариант:  иллюстрации, связанные с временами года. Вопросы: в какое время года нужны эти предметы? (Лыжи, сачок, зонт, скакалка и т. д.) По каким признакам вы определили это время года?

«Что длится короче»

Педагог спрашивает детей, что длится короче: час или минута, час или день

Вариант: - педагог спрашивает детей, какое дело можно сделать быстрее, какое дольше: построить домик из конструктора – построить настоящий дом; посадить дерево – вырастить его и т. д.

«Определи возраст человека»

Педагог демонстрирует детям картинки (фотографии) с изображением людей разного возраста и предлагает показать, где изображен ребенок, пожилой человек, подросток и т. д.

Вариант: - предлагается разложить таблички с картинками (фотографиями) людей разного возраста по мере взросления.

«Живая неделя»

Подвижная игра, в ходе которой дети используют в речи слова, обозначающие дни недели, закрепляется порядок следования дней недели, каждый ребёнок превращается в определённый день недели. Детям даётся задание: построиться по порядку. Дети объясняют своё место расположения: «Я – четверг, стою после среды, но перед пятницей». Аналогично проводятся игры для закрепления частей суток, времён года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...