Выступление народительском собрании во второй младшей группе "Детский сад пришел в семью. Кризис 3 лет"
методическая разработка (младшая группа)

Афанасьева Ирина Михайловна

Раскрывается понятие "кризис трёх лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_krizis_3let.docx131.53 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: GERB-BW

Муниципальное АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение ЦЕНТР рАЗВИТИЯ ребёнка – ДЕТСКИЙ САД № 135

ГОРОДА ТЮМЕНИ

Выступление на родительском собрании во второй  младшей группе:

«Детский сад пришел в семью. Кризис 3-х лет» 

Подготовила :  

Афанасьева И.М.

Дата проведения:

28 сентября 2017 года

Тюмень, 2017год

Впервые родители встречаются с феноменом упрямства и непослушания, когда их ребенку исполняется три года, и он любое свое действие начинает со слов «Я Сам!», постигая азы самостоятельности. Этот период сложен не только для малыша, но и для любящих взрослых. Что такое «кризис трех лет» и как помочь ребенку его преодолеть – об этом вы узнаете на родительском собрании.

Цель мероприятия:

  1. Информировать родителей о психологических особенностях развития детей трех лет. Раскрыть понятие «кризис трех лет».
  2. Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у детей.
  3. Познакомить с эффективными приемами общения и взаимодействия с детьми.

Материалы и оборудование:

  • таблица (Приложение 1);
  • рисунок ребенка;
  • кружочки из самоклеющейся бумаги желтого, синего и зеленого цвета;

Ход мероприятия

Здравствуйте, я рада Вас видеть! Сегодня я хочу рассказать вам об особенностях развития детей в период трех лет, а так же рассмотреть эффективные приемы общения и взаимодействия с ними.

1. Игра «Наш малыш».

Цель: настрой на общую работу, мини-диагностика детско-родительских отношений.

Инструкция. «Давайте поиграем в игру «Наш малыш». Мы вместе с вами выявим характерные особенности поведения 3-х летних малышей. Если вы согласны с высказыванием – хлопните в ладоши 1 раз».

- Наш малыш стал очень любопытным.

- Наш малыш хочет все попробовать сделать сам!

- Наш малыш стал довольно часто упрямиться.

- Наш малыш отказывается спать в привычное время.

- Наш малыш капризничает во время еды.

- Наш малыш не слушается, когда надо быстро одеваться в детский сад или уходить домой из детского сада.

- Наш малыш не хочет прибирать игрушки после игры.

- Наш малыш стал больше разговаривать, знает больше новых слов.

- Наш малыш любит с нами играть.

2. Мини-консультация «Кризис трех лет – что это?»

Термин «кризис трех лет» – название условное. Наступить он может и в 2.5, и в 3, и даже в 4 года. Все зависит от индивидуального темпа развития ребенка.

Кризис трех лет наиболее точно выражается в формуле «Я Сам». Что же такое кризис? Кризис – это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу». Хотя ваши дети еще маленькие, но в этом возрасте им очень хочется стать большими, как мама и папа, и пробовать все делать самостоятельно, но пока у них не все получается. Самое важное, что должен приобрести каждый ребенок на этом этапе развития:

  • уверенность «Я могу!», хорошую самооценку;
  • новые способы познания окружающего мира;
  • позитивные модели поведения.

        3. Советы родителям «Развиваем самостоятельность малыша».

  1. В раннем возрасте развитие самостоятельности более эффективно.
  2. Сверх опека и сверх контроль лишают ребенка возможности приобрести личный опыт, формируют безучастие, равнодушие к жизни.
  3. Детям нужны простые четкие правила поведения: что можно делать, а что - нельзя.
  4. Запретов и ограничений для малыша не должно быть много. Если маме и папе присуща педагогическая мудрость, развитие ребенка будет больше акцентировано на том, что родитель позволяет, а не на запрещениях.
  5. Помогайте малышу осваивать навыки самообслуживания (одевание, кормление, уборка игрушек).
  6. Предлагайте в игровой форме оказывать помощь маме и папе в домашнем хозяйстве (например, помыть небьющуюся посуду, подать молоток или другой инструмент папе, вытереть стол, помочь разгрузить сумку с продуктами, почистить отварную картофелину для салата и другие поручения).
  7. Не ограничивайте ребенка в творческом поиске, экспериментировании (например, в рисовании, лепке или другой деятельности).
  8. Поощряйте познавательный интерес малыша, а также сами будьте активны в познании всего нового и интересного, ведь дети берут пример с родителей.
  9. Помогайте ребенку приобретать навыки общения со сверстниками и взрослыми, играть в совместные игры.
  10. Вашему малышу нужно много любви и внимания в этот сложный для него период. Будьте рядом, когда ему нужна ваша помощь, верьте в его силы и способности, и все получится!

Но наряду с развитием положительных качеств личности (познавательная активность, самостоятельность, первые пробы творчества), возникают и отрицательные качества.

Симптомы характерные для поведения ребенка в этот период, Л. Выготский назвал «семизвездием симптомов». Поэтому характеристику кризиса 3 лет мы для вас представили виде звезд. Загляните пожалуйста под свои стулья и достаньте оттуда звезды. Прошу по очереди зачитать какие же симптомы характерны для кризиса 3-х лет. (Зачитывают и крепят магнитами на доску звезды)

Мы с вами увидели, что ребёнок в этот период проявляет очень много отрицательных качеств. Родителю необходимо проявлять огромное терпение, собирать в кулак решительность, проявлять свою доброту  и ласку, вне зависимости от того, что ребёнок переживает кризисный период. Каждый из вас стремиться получить удовольствие от общения со своим ребёнком. Но иногда он демонстрирует трудно переносимое или непонятное поведение. Сейчас мы с вами поиграем в игру, где будут представлены некоторые интересные приемы общения и взаимодействия с ребенком в период кризиса трех лет.

4. Игра «В яблочко».

Цель: обучение родителей определению истинных мотивов поведения ребенка, и выбору соответствующего способа взаимодействия с ним, развитие эмпатии.

Ход игры

Психолог читает ситуацию (см. примеры). Задача родителей: определить причину (мотив) поведения ребенка и выбрать способ взаимодействия. Необходимо пользоваться таблицей из приложения 1.

Примеры.

1. Ребенок нацелился гулять, а вы хотите сначала покормить его кашей.

Комментарий. В данном случае можно использовать метод компромисса. Например, предложить ребенку 5 мин вместе постоять на балконе, посмотреть на машины, а потом пойти кушать. Дело в том, что малышу 3-х лет трудно сразу перестроиться на другие планы, ему необходимо помочь отвлечься. Родительский авторитет зарабатывается не грубой силой, а способностью рассмотреть интересы ребенка, и по возможности, пойти им на встречу.

2. Малыш старается построить башенку, но кубики разваливаются.

Комментарий. Поддержка ребенка взрослым – наиболее эффективный прием взаимодействия.. Нужно помогать ребенку спокойно искать способ решения проблемы, например: «Давай подумаем, что тут можно сделать». Можно подсказать несколько возможных вариантов решения: «Лучше сделать так!», но выбрать и осуществить один из них должен сам ребенок.

3. Ребенок говорит вам «нет!» просто для того, чтобы не согласиться с вами, даже если ему очень хочется то, что вы ему предлагаете.

Комментарий. Можно попробовать провести игру «Все наоборот». Такая тактика позволяет избежать многих ненужных ссор, конфликтов и наказаний, но ее нельзя использовать часто: «Ни за что не успеешь умыться раньше меня!», «Наверное, гулять сейчас не стоит. Давай дома посидим».

4. Вы неоднократно пытались привлечь ребенка к уборке его игрушек, а сейчас он не может найти любимую машину в общей «игровой» свалке.

Комментарий. Метод «естественных последствий» или естественное наказание учит ребенка осознавать последствия поступков. Можно сказать малышу: «Видишь, как жалко, что машина не находится. Вот если вечером ты все свои машины «завезешь в гараж», будет хорошо видно, где какая и они не потеряются».

5. Ребенок отказывается вечером ложиться спать, хотя по детскому режиму уже давно пора быть в кроватке.

Комментарий. При укладывании малыша спать лучше использовать ритуал последовательных действий: проговаривать вслух привычные для малыша действия: «Сейчас мы будем собирать игрушки, потом умываться, потом читать книжку, и спать». Этот способ имеет эффект при регулярном повторе.

6. Ребенок явно пытается манипулировать вами, настоять на своем с помощью истерики или упрямства.

Комментарий. Здесь необходимы четкие правила поведения. Ребенок должен знать, что можно делать, а что нельзя. Единство требований родителей обязательно, а также потребуется педагогическая мудрость. Если ребенок бурно протестует, можно ненадолго оставить его одного в комнате (метод игнорирования).

5. Получение обратной связи от родителей.

На стенде помещен рисунок ребенка, рядом в красивой коробочке нарезаны квадраты красного, зеленого и синего цвета. Задание родителям: «Каково Ваше отношение к занятию? Если Ваш ответ: «Было полезным, интересным», то «подарите» ребенку (приклейте) «кубик» зеленого цвета. Если «Было скучно, впустую провели время» – то синего цвета. Если Вам необходима дополнительная информация о Вашем ребенке на индивидуальной консультации – красного  цвета».

Используемая и рекомендуемая литература:

  1. Власова З.И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трех лет // Психолог в детском саду. - 2004. - №4. - С. 52-63.
  2. Корнеева Е.Н. Детские капризы. - Ярославль: Академия развития, 2002.
  3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: РОУ, 1996.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, Сфера, 2001.
  5. Цветкова С. Вопросы воспитания в картинках // Школьный психолог. - 2006. - №5. - С. 26-30.

        

        

        

H:\клипарт\417d36f17123.jpg


Приложение 1

Мотивы поведения ребенка и рациональные приемы общения с ним

Мотивы ребенка/ приемы общения

Компромисс

Метод игнорирования

Поддержка, помощь

Игра «Все наоборот

Метод «естественных последствий»

Ритуал последовательных действий

Запрет на действие

Четкие правила

Хочет, чтоб с ним считались как со взрослым

+

Манипулирование (упрямство, истерика)

+

+

+

+

Хочет освоить действие сам, но не получается

+

Негативизм, игнорирование требований конкретного взрослого

+

+


Рекомендации родителям

- Не придавайте большого значения упрямству и капризности.

Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

-Не пытайтесь в это время что-либо внушать ребенку - это бесполезно.

Ругать не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.

-Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали « нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

- Не  сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.

-Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: « Посмотрите, какая плохая девочка».

Ребенку только этого и нужно.

-Постарайтесь схитрить» Ох, какая у меня интересная игрушка (книжка, штучка и т.д.)

« А что это там за окном ворона делает?» - подобные отвлекающие моменты заинтригуют капризулю, он  успокоится.

Советы родителям

«Развиваем самостоятельность малыша».

В раннем возрасте развитие самостоятельности более эффективно.

Сверх опека и сверх контроль лишают ребенка возможности приобрести личный опыт, формируют безучастие, равнодушие к жизни.

Детям нужны простые четкие правила поведения: что можно делать, а что - нельзя.

Запретов и ограничений для малыша не должно быть много. Если маме и папе присуща педагогическая мудрость, развитие ребенка будет больше акцентировано на том, что родитель позволяет, а не на запрещениях.

Помогайте малышу осваивать навыки самообслуживания (одевание, кормление, уборка игрушек).

Предлагайте в игровой форме оказывать помощь маме и папе в домашнем хозяйстве (например, помыть небьющуюся посуду, подать молоток или другой инструмент папе, вытереть стол, помочь разгрузить сумку с продуктами, почистить отварную картофелину для салата и другие поручения).

Не ограничивайте ребенка в творческом поиске, экспериментировании (например, в рисовании, лепке или другой деятельности).

Поощряйте познавательный интерес малыша, а также сами будьте активны в познании всего нового и интересного, ведь дети берут пример с родителей.

Помогайте ребенку приобретать навыки общения со сверстниками и взрослыми, играть в совместные игры.

Вашему малышу нужно много любви и внимания в этот сложный для него период. Будьте рядом, когда ему нужна ваша помощь, верьте в его силы и способности, и все получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во второй младшей группе «Кризис трех лет. Пути преодоления»

Родительское собрание во второй младшей группе «Кризис трех лет.   Пути преодоления»   Кризис трех лет можно распознать по проявлению следующих симптомов: Негативизм – неподчинение ...

Конспект выступления на родительском собрании во второй младшей группе. «Кризис трех лет»

В конспекте раскрыта тема кризиса трех лет. Показаны признаки этого периода и действия, помогающие преодолеть более легко этот  промежуток времени....

Родительское собрание во второй младшей группе на тему : "Кризис трёх лет"

Родительское собрание во второй младшей группе на тему : "Кризис трёх лет"...

Родительское собрание во второй младшей группе "Здоровый образ жизни семьи - залог успешного воспитания ребёнка"

Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников как в домашних условиях, так и в условиях детского сада....

Конспект родительского собрания во второй младшей группе "Маленький тиран ...или что такое кризис трех лет"

Конспект поможет раскрыть понятие "кризис 3 лет", обучить приемам общения с ребенком в этот период....

Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Моя семья – что может быть дороже»

Цель:Помочь родителям осознать значимость семьи в жизни ребенка.Задачи: Вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность.Развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной дея...