«Речевые средства общения дошкольников»
консультация (старшая группа)

Лашманова Елена Георгиевна

Речь выполняет две основные функции – коммуникативную и сигнификативную, благодаря которым она является и средством общения и формой существования мысли, сознания. Формирование речи тесно связано с развитием психических процессов: ощущений, представлений, мышления, памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_sredstva_obshcheniya_doshkolnikov.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Речевые средства общения дошкольников»

Речь выполняет две основные функции – коммуникативную и сигнификативную, благодаря которым она является и средством общения и формой существования мысли, сознания. Формирование речи тесно связано с развитием психических процессов: ощущений, представлений, мышления, памяти.

Речь служит самым важным средством общения.

Речь дает возможность совершенствовать процесс воспитания, что позволяет ребенку усваивать систему норм поведения и нравственного отношения  к окружающим людям. Реализация их происходит в деятельности, ведущей для данного возраста, а именно – в игре.

Речь – важное условие и средство коммуникации. Коммуникации – смысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми.

Будучи ведущим средством человеческого общения, речь возникает из потребности в нем на определенном этапе развития коммуникативной деятельности, которая начинает складываться в период дошкольного детства.

Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально - положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально - положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

Важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

Важнейшее приобретение в дошкольном возрасте является овладение им речью как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с ним.

Дошкольный возраст — самый подходящий период для обогащения и развития речи, так как если к 6-7 годам жизни ребенок не достиг определенного уровня развития речи, далее ему будет трудно, и, в первую очередь, при поступлении в школе и обучении в начальных классах, ведь общение, как с другими детьми, одноклассниками, так и с педагогами и другими взрослыми будет также сильно затруднено.
В более старшем возрасте овладение речью, как показывает практика, происходит менее успешно.

Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребёнка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятыми сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают в процессе самого общения и деятельности, организуемой  взрослыми совместно с ребёнком.

Речь выполняет познавательную функцию. Все виды деятельности дошкольника - игровая, конструктивная, изобразительная, трудовая - позволяют мобилизовать его познавательные возможности.

Развитие речи у дошкольников способствует расширению круга общения детей старшего дошкольного возраста. Они много разговаривают с родными и близкими взрослыми. Их речь становится более выразительной, имеет свои особенности. А также развивается их общение с малознакомыми взрослыми. С помощью речи дети старшего дошкольного возраста активно включаются в общение с другими детьми во время игры и самостоятельной деятельности.

Речь и язык понимаются в единстве. При этом несомненна первичность речи как психического познавательного процесса. Наряду с этим безусловна вторичность языка как средства выражения речи. Речь у людей одна, – как уникальная человеческая высшая психическая функция. Речь имеет психофилогенетическое происхождение. Языков человек может знать и понимать довольно много. Язык человек осваивает в процессе онтогенеза. Язык – это психоонтогенетическое приобретение человека.

Язык понимается как система знаков, служащая средством человеческого общения. Язык выступает в качестве системы символов, понятий, сигналов, представленных в осмысленной и заданной людьми форме языковых значений. Язык проявляется как генеральный способ реализации речи, функционирующий на её основе.

Речь является самым универсальным средством общения, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.  Более того, посредством речи участники общения особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т. е. стремятся достичь определенного изменения в поведении.

Вербальное общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важного формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя. Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. Усваивая  родной язык, дети овладевают практическими речевыми навыками, коммуникативными формами и функциями языковой действительности, а также навыками вербального взаимодействия с другими людьми.

Вербальное общение  имеет большое значение для психического развития индивида, так как оно связано  усвоением речи, которая в свою очередь является необходимым условием развития вербальных контактов с окружающими.

В конце дошкольного возраста формируется внеситуативно личностная форма общения. Содержанием общения становится взаимоотношения, нормы и правила сосуществования людей, то есть мотив общения – личностный. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситуативно личностного общения. Ведущие средства – речевые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевых и не речевых средств общения. Учим детей-играя!

Научить маленького ребенка можно лишь тогда, когда у него удается вызвать интерес и желание сделать то, что требует от него взрослый». Л.С. Выгодский...

"Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ".

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способнос...

Игра как средство общения дошкольников

Игра как средство общения дошкольников...

Игра-как средство общения дошкольников

Общение детей через разнообразные виды игр....

Презентация по теме: "Игра как средство общения дошкольников".

Презентация по теме: "Игра как средство общения дошкольников"....

Консультация для педагогов «Игра как средство общения дошкольников»

Консультация для педагогов «Игра как средство общения дошкольников»...