Консультация для родителей "Домашний театр"
консультация

Толстенева Ирина Юрьевна

Домашний театр помогает удовлетворить потребность ребенка в самовыражении, позволяет реализовать накопленный физический и эмоциональный потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashniy_teatr.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила материал воспитатель

 высшей квалификационной категории

 МАДОУ ДС №66 «Забавушка»

 Толстенева И.Ю.

Консультация для родителей

ДОМАШНИЙ ТЕАТР

Домашний театр издавна был одной из самых распространенных форм семейного досуга. Однако опыт организации домашних театров показывает, что совместные постановки объединяют всех членов семьи общностью интересов, являются хорошей школой совместных переживаний, сплачивают родителей и детей благодаря достаточно длительному времени, которое они проводят вместе.

Работа над ролью учит ребенка самостоятельно мыслить, развивает речь, обогащая ее образными выражениями, формирует коммуникативные навыки. Искусство перевоплощения заставляет кропотливо работать над интонационной выразительностью речи, характером движений, мимикой. Все это в свою очередь требует большего внимания к окружающему. Вовремя подмеченная поза, жест, голосовой нюанс в дальнейшем помогут обогатить роль.

Домашний театр помогает удовлетворить потребность ребенка в самовыражении, позволяет реализовать накопленный физический и эмоциональный потенциал. В повседневной жизни у ребенка не всегда есть возможность и необходимость использовать все известные ему движения, проявлять все многообразие чувств и ярко их выразить. Театральное искусство способствует физической и эмоциональной разрядке.

Содержание пьесы, работа над ее постановкой, выступление перед зрителями (родители, друзья, соседи) формируют у детей представления о нормах социальных взаимоотношений. Симпатии зрителей, как правило, бывают на стороне положительных героев. Жизненные или сказочные коллизии, отраженные в сценическом действии, обогащают социальный опыт ребенка. Вполне вероятно, что ситуации пьесы не встречались маленькому актеру в реальной жизни. Опыт разрешения конфликта в сыгранной роли, возможно, пригодится в аналогичной жизненной ситуации.

Игра в театре развивает эмоциональную сферу ребенка, упражняет его в проявлении чувств.

В ходе подготовки домашнего спектакля, реализации сценического образа перед зрителями у ребенка складываются представления о труде актера, он осознает необходимость соблюдения правил поведения в театре.

Подчеркнем особую роль домашнего театра в предоставлении возможности всем членам семьи заняться совместным творчеством, интересно и с пользой проводить свободное время.

Какие спектакли можно разыгрывать в домашних условиях? Это зависит от возможностей семьи. Если кто-то из членов семьи хорошо владеет навыками игры на каком-либо музыкальном инструменте, то возможна постановка оперетт, водевилей, сцен из классических или детских опер. Интерес к изготовлению различных поделок позволит создать своеобразный театр кукол. Владение пластикой движения дает возможность реализовать сценические особенности театра теней или пантомимы.

Выбор пьес для постановки в домашних условиях может быть обусловлен рядом причин:

  • привлекательностью сюжета;
  • количеством и характером ролей, позволяющих участвовать в постановке всем членам семьи;
  • возможностями домашней сценической площадки;
  • материальными возможностями семьи (некоторые костюмы, бутафория могут потребовать определенных затрат).

Для домашнего театра можно:

  • выбрать готовое драматическое произведение или либретто;
  • самостоятельно обработать художественное произведение;
  • написать свою драму, составить свой сценарий циркового представления и т. п.

При организации домашнего театра взрослым необходимо определить последовательность приобщения детей к искусству театра. Вначале необходимо решить, будут ли в качестве актеров задействованы все члены семьи или только дети. Если домашняя труппа включает всех членов семьи, то выбор содержания пьесы и последовательность освоения различных театральных жанров зависит от тех условий, которые перечислены выше. Если же предполагается, что театр будет детским, то необходимо определить, каким театральным жанром следует начать, а каким закончить.

С точки зрения О. А. Белобрыкиной, последовательность может быть следующей:

  • миметрические игры;
  • ролевые игры;
  • игры-импровизации;
  • игры-представления;
  • кукольные представления.

Миметрические игры заключаются в том, что детям читают текст, сопровождая его имитационными движениями и звукоподражанием. Например, потешки «Идет коза рогатая», «По кочкам» и т. п.; стихи известных детских поэтов К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова и др.

Ролевая игра характеризуется наличием диалога между действующими лицами. При этом каждый ребенок берет на себя роль и старается доступными средствами передать образ своего героя. В этой связи уместно вспомнить сказку «Теремок», стихотворение С. Я. Маршака «Телефон» и др.

Игра-импровизация предполагает самостоятельное придумывание детьми сцен и диалогов на заданную тему.

Игры-представления включают инсценировку или драматизацию каких-либо жизненных ситуаций и любимых сказок.

Можно предложить и другую последовательность.

С детьми 2-4 лет: имитационные игры, настольный театр игрушек и картинок.

С детьми 4-5 лет: игры в цирк, театр масок, инсценировка.

С детьми 5-7 лет: кукольный театр (би-ба-бо, тантамарески, марионетки), постановка детских драматических и музыкальных произведений.

Важно отметить, что театральные жанры, которые использовались на предыдущем возрастном этапе, продолжают осваиваться и развиваться и на следующем.

Таким образом, каждая семья решает для себя самостоятельно, в какой последовательности лучше приобщать ребенка к искусству театра в домашних условиях.

Одно несомненно: с младшими дошкольниками начинать следует с простейшего кукольного театра. И, наконец, непременным условием успеха является совместное творчество всех членов семьи.

Каждый вид и жанр театра имеет свою особенность и специфические средства выразительности. В постановках домашних спектаклей необходимо это учитывать.

Независимо от жанра и вида театра любая постановка реализуется в несколько этапов.

  1. Выбор пьесы (произведения). Определение основной идеи спектакля.
  2. Определение характеров героев. Распределение ролей.
  3. Работа с текстом.
  4. Репетиции отдельных сцен.
  5. Репетиции на сценической площадке.
  6. Создание декораций, костюмов, бутафории.
  7. Генеральная репетиция.
  8. Подготовка билетов, программ, афиш.

Конечно, такое деление является несколько условным. Параллельно с репетициями может идти изготовление декораций, костюмов и др.

Рассмотрим каждый из этих этапов на примере постановки мюзикла «Колобок».

Сказку «Колобок» выбрали из-за того, что она позволяла: ограничиться двумя актерами-детьми; индивидуализировать сценические образы, учитывая особенности каждого ребенка; избежать больших материальных затрат.

Для постановки сказка была обработана взрослыми. Но прежде, чем были подобраны музыкальные номера и выстроена единая сюжетная линия, состоялось обсуждение.

Прежде всего, необходимо было придумать счастливый финал, поскольку этого требует специфика жанра. Все вместе решили, что Лиса Колобка не съест, он от нее убежит к бабушке и дедушке.

Далее необходимо было обсудить характеры героев. «Почему Колобок убежал из дома?» - первый вопрос, который задали детям. Они рассудили так: «Потому что он был очень любопытный. Ему было скучно лежать на окне, и он решил посмотреть, что там в лесу». Данное предположение всем показалось убедительным, и в соответствии с ним была определена музыкальная тема Колобка. Затем детям были предложены следующие вопросы: «Какой по характеру Заяц и почему Колобок от него убежал?» В результате долгих обсуждений решили, что Заяц - это мальчишка-сорванец, очень шустрый и любопытный. Только какие-то очень срочные дела не позволили ему догнать Колобка.

Аналогично обсуждались и другие герои сказки. Волк получился похожим на кота Леопольда, Медведь - на добродушного увальня, а Лиса - на девочку, которая очень любит наряжаться. Предложенные характеры героев помогли определить их музыкальные линии.

Особенности характера каждого игрового персонажа позволили начать работу над их костюмами, гримом, прическами. При этом следовало учесть, что одному из актеров предстояло играть всех зверей, а другому - Колобка. Значит, костюмы должны быть очень простыми и выразительными. Их предстоит менять в течение 1-2 минут. Эскизы костюмов делали дети, а конструктивную сторону додумывали взрослые.

Распределение ролей оказалось делом несложным. Никита (младший ребенок) стал исполнителем роли Колобка: он очень подвижный, любознательный и веселый, но учить тексты наизусть не любит и не обладает тонким слухом, как сестра. Поэтому для него роль Колобка вполне подходящая.

Катя, напротив, хорошо поет, легко запоминает любые тексты, любит перевоплощения. Девочка с удовольствием занимается в хореографической студии и кружке народного творчества. Следовательно, ей по силам сыграть совершенно разных зверей.

Обсуждение сюжетной линии, характера и внешнего облика героев позволило взрослым разработать сценарий мюзикла. Предварительная работа продолжалась в течение трех-четырех недель.

Следующим этапом была работа над созданием образа сценическими средствами выразительности. Сначала текст читали по ролям, потом учили его наизусть и разучивали музыкальные номера.

После того как был выучен текст и музыкальные номера, иступили к репетициям на импровизированной сценической площадке. Старшие члены семьи в это время были заняты изготовлением костюмов, продумывали крепление декораций. В перерывах между репетициями дети изготавливали элементы декораций: грибы, облака, цветы из бумаги. Вся работа над спектаклем заняла 3,5 месяца.

Особенно следует остановиться на программке для зрителей. Театральная программка - это лист бумаги, сложенной в два или три раза. На титульном листе, в верхнем левом углу, как правило, располагается эмблема (или логотип) театра. Под ней может быть указано время создания театра. В центре титульного листа обозначается имя автора, название и жанр спектакля. Развернув программку, мы обнаружим информацию о дне, когда состоялась премьера, о его структуре (спектакль идет с одним антрактом), перечень действующих лиц и исполнителей. Не менее важной является информация о людях, которые создавали спектакль. В программке для домашнего спектакля можно указать режиссера-постановщика, музыкального редактора, художника по свету, художника по гриму, костюмера, создателя мебели, реквизита. В самом углу второй страницы крупными буквами пишут имя главного режиссера театра.

Если спектакли в семье ставят часто и домашний театр стал традицией, целесообразно придумать эмблему.

Театральный билет также может содержать логотип театра, информацию о расположении зрительских мест, времени начала спектакля и стоимость билета. На обратной стороне указывается адрес театра, виды транспорта, которым можно добраться до него, и некоторые правила поведения зрителей.

Афиша - это объявление о спектакле, имеющее художественную форму. Афиша может повторить титульный лист программки, а может быть дополнена фотографией и рисунком. Это дело вкуса членов семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей " Театр скороговорок ".

 Скороговорки - эффективное средство для развития дикции, фонематического слуха, речевого дыхания, выразительных средств голоса....

Консультация для родителей «ТЕАТР ДОМА»

Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем «детском театре»....

Консультация для воспитателей: "Театр в детском саду"

Использование элементов кукольного театра        в театрализованных развлечениях старших дошкольников....

Консультация для родителей: "Театр кукол и игрушек в детском саду"

Консультация для родителей: "Театр кукол и игрушек в детском саду"...

Консультация для родителей: "Театр-дома"

«Необходимо научить ребенка с детстваволноваться чужим несчастьям,радоваться    радостям другого,пробудить в восприимчивой детскойдуше эту      драгоценную спос...

Консультация для родителей. "Театр в жизни ребенка. В первый раз в театр"

Театр был, есть и будет лучшей эмоциональной школой жизни. Он тоже источник информации о мире, мощный стимул мыслительному процессу, формированию духовности....