Консультация для родителей "Роль семьи и общества в формировании представлений о здоровом образе жизни у ребёнка"
консультация

Гизатуллина Елена Владимировна

В консультации представлены примеры из жизни людей о том, как семья влияет на формирование представления у детей о здоровм образе жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль семьи и общества в формировании представлений о здоровом образе жизни у ребёнка.

Очевидно, что как в раннем детстве, так и в пожилом возрасте люди более подвержены заболеваниям. Многое зависит и от отношения человека к своему возрасту. Например, есть такие люди, которые свои болячки списывают на возраст и не предпринимают никаких усилий по изменению своего состояния. При этом другие люди пытаются повлиять на свой возраст, а потому долго сохраняют активную жизненную позицию. Например, украинский врач Амосов проводил 9-часовые операции на сердце в 70 лет. Когда он почувствовал возрастные изменения, то разработал собственную систему борьбы с дряхлением организма и придерживался её, дожив до 90 лет.

 

Здоровый образ жизни – совокупный набор поведенческих реакций и внутренних убеждений, способствующих здоровью, что проявляется внешне в предпочтении физической активности, выборе экологической среды, усилий, направленных на профилактику различных заболеваний, выполнение определённых гигиенических процедур, соблюдение правил безопасности в обществе и на дороге и т. д.

Картина, при которой родители, идущие с ребёнком, или молодая мама, ведущая коляску с малышом, курят, не вызывает удивления прохожих, поскольку давно стала типичной. Страшные слова на пачках сигарет о том, что никотин убивает людей, тревога медиков и их информация о болезнях пассивных курильщиков не ведут к необходимой реакции – прежде всего у родителей. Число курильщиков в нашей стране неуклонно растёт на фоне фантастических успехов европейский специалистов, добившихся больших результатов в изменении представлений людей о здоровом образе жизни и необходимости отвечать за своё здоровье.

Вот один из примеров. На консультации я сообщаю курящей матери о последних достижениях медицины: курение женщины в 40 раз увеличивает вероятность диабета у её внуков и существенно влияет на вероятность их ожирения. Мать тут же реагирует: надо сказать дочке, что у её детей будет такая ситуация. Она не говорит о том, что прямо сейчас бросит курить и больше никогда не возьмёт сигарету в рот. Представление о собственной ответственности за некоторые вещи в собственной жизни и жизни ребёнка у неё отсутствует.

Существующий в настоящее время рост заболеваемости новорождённых происходит за счет внутриутробной гипоксии и асфиксии при рождении, замедления роста и недостаточности питания новорождённых, неонатальной желтухи (А. А. Баранов, 1999, 2001). Заболеваемость женщин репродуктивного возраста растёт практически по всем классам болезней: в 2003 г. у каждой из них регистрировалось по 1-2 хронических заболеваний (М. М. Садыков и др., 2008 г.). Однако наблюдается широкий разброс показателей заболеваемости на разных территориях России, что объясняется различными природными и социальными условиями регионов. Например, максимальная заболеваемость матерей и новорождённых в Москве и Санкт-Петербурге объясняется высоким качеством диагностики в связи с наличием необходимой аппаратуры.

К концу первого года жизни у многих детей снимается диагноз, и они переходят в группу практически здоровых. Мы поставили перед собой задачу выяснить, какие особенности анамнеза матери могу предсказать позитивные изменения здоровья ребёнка в течение первого года жизни. Безусловно, не только здоровье или болезни матери предопределяют это изменение, но они вносят свой вклад (В. С. Меренкова, Е. И. Николаева, 2010).

Наши данные свидетельствуют о том, что уже в роддоме дети получили примерно одно и то же число диагнозов – в среднем по два на ребёнка.

В раннем детстве и родители, и ребёнок предожидают понимание при общении, поэтому оно приносит взаимную радость. Мать предполагает, что ребёнок готов следовать ее желаниям, а ребёнок ожидает, что она разрешит все его проблемы. Это идеальная ситуация, в которой каждая сторона готова отвечать на потребности другой. Однако процесс формирования личности предполагает конфронтацию со средой, прежде всего с ближайшим окружением, то есть семьёй. Это влечёт за собой изменение эмоциональных отношений с родителями, которые определяются эмоциональными особенностями той микросреды, в которой ребёнок растёт, а также тем, как общество, в которое погружена эта микросреда, в которой ребёнок растёт, а также тем, как общество, в которое погружена эта микросреда, определяет личную свободу, позволяет ее или ограничивает, какие методы оно предлагает для формирования соответствия личности общественным требованиям (М. Коул, 1997 г.). Поощрение и наказание отражают этот процесс формирования соответствия личности ребёнка общественным требованиям, которые в данном случае опосредуются системой представления родителей о том, каковы эти требования.

Известно, что негативные события лучше сохраняются в памяти и эффективность их воспроизведения не зависит от метода воспроизведения. Положительные события, напротив, быстрее забываются, и эффективность их запоминания напрямую зависит от метода получения информации. Отрицательно окрашенные события воспринимаются как более интенсивные.

Возможно, именно поэтому согласно полученным данным, дети так не удовлетворены системой поощрения: субъективный вес негативных эмоций перекрывает вес позитивных.

Наиболее значимым результатом исследования является факт взаимного непонимания между родителями и детьми, который интуитивно конструируется родителями (поскольку не осмысляются его последствия взрослыми, и они не стремятся обсуждать это с детьми так, чтобы это сохранилось в памяти и тех и других). Каждая сторона описывает переживаемые эмоции другой стороной и при поощрении, и при наказании не так, как это ощущается вторым участником события.

Мы анализировали не реальную систему наказания, а лишь то, как это описывают для себя дети и родители. Оказалось, что в представлении детей их поощрение напрямую связано с тем, как их наказывают. В описании родителей обе эти системы составляют один фактор, что свидетельствует о том, что они неразрывны в их ментальном представлении.

Если младшие дети боятся описывать чувства родителей в процессе наказания, то подростки отказываются назвать чувства при поощрении. Они воспринимают наказание, как оскорбление. Известно, что вероятность оскорбления детей (исключая социальные факторы, которые здесь не рассматриваются) связана с эмоциональным состоянием родителей и стрессом, в том числе ощущением родительской некомпетентности. Агрессивными могут как люди с высокой, так и с низкой самооценкой, поскольку часто незащищённость не осознаётся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Работа с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников"

Методические рекомендации для воспитателей по работе с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников....

Роль семьи в формировании представлений о здоровом образе жизни у ребенка дошкольного возраста

Роль семьи в формировании представлений о здоровом образе жизни у ребенка дошкольного возраста...

«Взаимодействие с семьями воспитанников как одно из средств формирования представлений о здоровом образе жизни у детей 4 – 5 лет»

Презентация деятельности родительского клуба "Здоровячок", организация, содержание, анализ...

Семинар (мастер-класс) для воспитателей по теме «Роль семьи и общества в формировании представлений о здоровом образе жизни у ребёнка»

Здоровье человека включает несколько аспектов:Медицинская оценка здоровьяАдаптация индивида к социальному окружениюСамооценка здоровья для получения данных о физическом здоровье.Восприятие личностью а...

Консультация для родителей «Формирование представления о здоровом образе жизни»; «Значение режима дня для здоровья ребенка».

Задачи:  Приобщать родителей и детей к здоровому образу жизни; Предложить родителям полезную для детей и родителей деятельность – изготовление поделок на любую тему;Познакомить ро...

Консультация для родителей. Роль семьи и общества в формировании представлений о здоровом образе жизни у ребёнка.

Консультация для родителей.  Роль семьи и общества в формировании представлений о здоровом образе жизни у ребёнка....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ

В статье рассказывается, как необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережно...