Информационный вестник "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
консультация

Гладких Анжела Анатольевна

Детский сад выполняет одну из важных  функций подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад № 1 «Дюймовочка»

Информационный вестник для родителей

«Формирование элементарных математических                     представлений у дошкольников»

Подготовила:

воспитатель Гладких Анжела Анатольевна

г.Новоалександровск

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности, однако при своевременной помощи и совместном обучении у дошкольника будут сформированы элементарные математические представления. При поступлении в школу ребенок должен знать и уметь:

  • считать до двадцати в возрастающем и убывающем порядке, а также от любого заданного числа;
  • уметь узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти;
  •  предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;
  • узнавать и изображать основные геометрические формы (треугольник, четырехугольник, овал; куб цилиндр, конус, и т.д.);
  • уметь измерять длину, ширину, высоту, сыпучие и жидкие вещества;
  • сравнивать предметы: больше - меньше, шире - уже, выше – ниже, длиннее – короче.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете учить детей счету на конкретных предметах. Ребенок уже понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом». Например, на прогулке вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся по дороге предметы, птиц или людей.

Когда ребенок видит предмет, ощущает его в руках формировать его математические представления значительно легче, а, значит наглядность - важный принцип обучения ребенка. Считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, геометрические фигуры, полоски бумаги и т.п. Хорошо, если своих «математических помощников» сделаете совместно с малышом, это на много больше заинтересует его в последующих занятиях. Для занятий можно использовать настольные игры «Лото» и «Домино» и т.д.

Школьный курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки ребенка к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение ребенка к этому предмету в условиях семьи в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Играем, вместе с детьми

Наша улица.

Гуляя с ребенком, можно найти много математического вокруг. Это могут быть предметы, похожие на геометрические формы: лист – треугольный или овальный, витрина – прямоугольная, стаканчик от мороженого – имеет форму конуса или цилиндра.

Еще объекты могут находиться далеко и близко, а значит будут или большими или маленькими.

Сосчитай…

Как же весело шагать по ступенькам, если сосчитать их количество, а потом сравнить – где больше? Постарайтесь вместе с малышом предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

Обращайте внимание малыша на происходящее вокруг: по дороге в детский сад или домой, на пути в магазин или в секцию и т. д. Вопросы сами будут появляться на пути, например: "кого на площадке больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" и т. д.

Долгая дорога...

Время поездки в любом транспорте тоже можно провести с пользой. Например, можно посчитать. Сосчитать можно проезжающие троллейбусы, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки, мимо которых проезжаете. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

Игры с мячом.

Понятия пространственного расположения легко усваиваются в играх с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Математика на кухне.

Кухня - отличное место для постижения основ математики. Помогая накрывать на стол, ребенок может пересчитывать предметы при сервировке стола. Готовя совместный салат, принести из холодильника три яйца и две морковки, а для пирога понадобиться стакан молока и два стакана муки. Все это юный помощник с удовольствием пересчитает, насыпает, нальет и даже, с удовольствием будет убирать после себя, если что-то рассыпает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2018-2019 уч. год. Старшая группа «Ромашка»

laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие инт...

Методическое пособие и рекомендации для педагогов в организации логико – математических игр при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Методическое пособие для воспитателей в помощь при написании конспектов НОД по формированию математических представлений у дошкольников старших групп и при подготовке к школе....

Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»

Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...