Игры для развития речи
картотека (старшая, подготовительная группа)

Светлана Викторовна Токарева

Игры на развитие фонематического слуха 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_rechi.docx179.37 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития речи.

https://www.proza.ru/pics/2018/08/23/464.jpg

Четвертый — лишний

Задачи. Закрепить правильное произношение звуков [с], [ц] в словах и фразах. Учить слышать этот звук в структуре слова (в начале, середине, конце), подбирать слова с заданным звуком. Чувствовать рифму. Правильно строить предложения разной грамматической структуры. Формировать лексическое обобщение (видовое и звуковое понятие).

 Материалы. Картинки с изображением лисы, осы, цыпленка, мыльницы, миски, сахарницы, блюдца, зайца, капусты, перца, огурца, курицы. Фишки.

 Содержание Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Четвертый — лишний». (Выставляет картинки, на которых нарисованы лиса, оса, цыпленок, мыльница.) Определите, какая картинка в этом ряду лишняя. Почему? А в этом ряду — заяц, лиса, сахарница, блюдце — какая картинка лишняя? Капуста, курица, перец, огурец. Что лишнее? Почему? Послушайте слова: лиса, оса, миска, капуста. Какой звук повторяется в этих словах? [с] В каком месте слова — в начале, середине или в конце — находится звук [с] в этих словах? (В середине.) А вот слова: заяц, огурец, перец. Какой звук повторяется? [ц] Где он стоит? (В конце слова.) Я придумала чистоговорку: «Ец, ец, ец, летит лохматый огурец». Смешно? Придумайте свои шутки-чистоговорки с этими словами. Придумайте так, чтобы получилась рифма. Устроим соревнование: кто больше придумает слов со звуком [с]? Кто больше придумает слов со звуком [ц]? Победителю — аплодисменты. Подсчитывается общее количество фишек.

Угадай по описанию

 Задачи. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [с], [ц] в словах и связной речи. Учить определять место выделенного звука (в начале, середине, конце слова). Подбирать слова с заданным звуком. Учить описывать предметы и игрушки, выделяя существенные признаки. Побуждать детей вступать в речевое и игровое взаимодействие друг с другом.

 Материалы. Поднос. Салфетка. Предметы и игрушки, в названиях которых есть звуки [с], [ц].

 Содержание. Воспитатель вносит в группу поднос с игрушками, накрытый салфеткой. Дети на ощупь определяют и называют предметы. Названные предметы выставляют на столе. В названиях наших игрушек живут звуки [с] и [ц]. Если хотите получить в руки этот предмет, надо назвать его, выделяя звук [с] или [ц]; сказать, где находится заданный звук: в начале, в середине или в конце слова. Попросить этот предмет так: дайте мне, пожалуйста, бусы. В слове «бусы» звук [с] в середине слова. Когда дети разобрали все предметы, воспитатель предлагает новую игру. А сейчас поиграем по-другому. Будем загадывать загадки о предметах, описывать их, не называя. Например: это дикое животное. Она рыжая, пушистая, живет в лесу. Охотится на зайцев. В середине слова есть звук [с]. (Выслушать желающих.) Назовите слова со звуком [с] ([ц]). За каждое правильно названное слово вручается фишка. Победителю — аплодисменты.

Живые слова

Задачи. Развивать речевое дыхание, дикцию, артикуляционный аппарат детей. Продолжать формировать представление детей о слоговом составе слова, о словесном составе предложения. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [с], [ц] в словах и фразах.

Материалы. Мяч.

 Содержание .Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Договори слово». Я буду бросать мяч и начинать слово. Надо договорить слово, добавляя слог са или ца, и перекинуть мне мяч. Будьте внимательны, не запутайтесь. Слова (даются вперемешку): лиса, коса, клякса, плакса, краса, полоса; мыльница, кузница, певица, курица, теплица, улица, пшеница. Встанем в круг. Читаем скороговорку, помогая себе руками (сжимая и разжимая кулачки). Стоит воз овса, Возле воза — овца. (Читают 3–4 раза с разной скоростью и силой голоса, разбившись на команды по 4 человека.)

Путешествие лодочки

 Задачи. Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Учить проводить звуковой анализ слов: определять порядок следования звуков в слове; подбирать слова с заданным звуком. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [р], [рь], [л], [ль] в словах и фразах. Учить составлять короткие рассказы по набору игрушек.

Материал. Тазик с водой. Бумажная лодочка, кораблик. Мелкие игрушки, в названиях которых есть звуки [р], [рь], [л], [ль]. Например: рыба, рак, лягушка, черепаха.

Содержание Часть первая Дети разучивают скороговорку. Произносят ее в разном темпе с разной силой голоса. В пруду у Поликарпа — Три карася, три карпа. Проводят звуковой анализ слов: три, карп, карась; определяют, какой первый звук в слове, второй, третий. Воспитатель предлагает детям вспомнить как можно больше слов со звуками [р], [рь], [л], [ль]. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. По количеству набранных фишек определяют победителя. Часть вторая Воспитатель показывает детям тазик с водой. Там плавают игрушки: кораблик, лодочка, рак, рыба, лягушка. В названиях этих игрушек есть звуки [р], [рь], [л], [ль]. Детям предлагается придумать историю о путешествиях кораблика (лодочки).

Кашевар кашу варил

Задачи. Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Учить подбирать синонимы (слова с близким значением) к слову. Проводить звуковой анализ слов. Уточнять представления о словесном составе предложения. Закреплять правильное произношение звуков [р], [рь], [л], [ль] в связной речи. Подбирать слова с заданным звуком.

 Содержание. Часть первая Дети разучивают скороговорку, стоя в кругу. Произносят ее в разном темпе, с разной силой голоса, помогая себе пальцами. (Согласуя темп речи и движения пальцев.) Кашевар кашу варил, Подваривал да недоваривал. Воспитатель. Кто такой кашевар? Как его можно назвать по-другому? (Повар, кулинар.) А как по-другому сказать, что повар кашу варил? Что он делал с кашей? (Готовил.) Проводится звуковой анализ слов повар, варил. (Определяется порядок следования звуков в слове.)

Игра «Живое слово»

 Выходят трое детей. За каждым «закрепляется» одно из трех слов — кашевар, варил, кашу. По сигналу педагога дети должны выстроиться в порядке, позволяющем «прочесть» предложение: «Кашевар кашу варил». Воспитатель вызывает еще одного ребенка. Этот ребенок будет обозначать слово «повар». По сигналу дети-слова строят предложение «Повар кашу варил». Остальные «читают» предложение. Часть вторая. Сложное задание Воспитатель. Придумайте, что мог варить повар. (Ответы детей.) Но с одним условием: в названиях продуктов должны быть слова со звуками [р], [рь], [л], [ль]. Составьте предложения с этими словами (картошка, борщ, макароны, вермишель, бульон). В заключение воспитатель предлагает придумать еще слова, обозначающие разные продукты. Сначала придумывают слова со звуком [р] в названии (например: картошка, борщ, макароны, вермишель, пирог, сахар, ватрушка, сардельки, кефир, йогурт, мороженое), потом со звуком [рь] (репка, редиска, груша, помидор, редька, варенье, орехи, огурец, вареники, перец), со звуком [л] (лук, молоко, яблоко, оладьи, масло) и со звуком [ль] (хлеб, блины, лимон, пельмени, бублик)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....