ПРОЕКТ НА ТЕМУ: " ОТКРЫТЫЙ ДЕТСКИЙ САД-ОТКРЫТЫЕ РОДИТЕЛИ"
проект

Работа с родителями - одна из важнейших сторон деятельности ДОУ.                                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_otkrytyy_detskiy_sad_-o.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЯМАЛЬСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

ПРОЕКТ

«ОТКРЫТЫЙ ДЕТСКИЙ САД - ОТКРЫТЫЕ РОДИТЕЛИ»

      Направление: социально-педагогическое

                          Срок реализации: 3 месяца.

   Авторы – составители: Ваганова С.Ф.,

                                            Лапшова Л.В.,  Черкавская А.М.,

 Мальцева О.С.

Яр-Сале, 2018

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Паспорт проекта…………………………………………………….……3

2.  Обоснование проблемы……………………………………………..........5

3.  Пояснительная записка….......................................................................... 6

4. Структурное содержание проекта…..………………………………........8

5. Список литературы..………………………………………………………12

1. Паспорт проекта.

           Проект «Открытый детский сад - открытые родители» разработан на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ярсалинский детский сад «Солнышко» в соответствии со стратегией развития федерального образования и представляет собой  документ, определяющий основные цели, задачи и направления эффективного сотрудничества учреждения с семьями воспитанников,  критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения.

Информационная карта проекта

Название проекта

«Открытый детский сад – открытые родители»

База реализации

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Цель проекта

Создание и внедрение в образовательный процесс ДОУ модели взаимодействия  работы с семьями воспитанников, вовлечение их в единое образовательное пространство как полноправных субъектов деятельности.

Задачи проекта

- обеспечить эффективное взаимодействие с родителями для создания условий, способствующих развитию способностей, расширению кругозора и интересов каждого ребенка;

- повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;

- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность детского сада как полноправных участников образовательного процесса,

 - проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта.

Разработчики проекта

Ваганова Светлана Федоровна, Лапшова Людмила Владимировна - специалисты службы психологического сопровождения МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко».

Черкавская Анна Михайловна, Мальцева Ольга Сергеевна - специалисты логопедической службы МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко».

Тип проекта

краткосрочный, практико-ориентированный, коллективный.

Участники проекта

воспитанники всех возрастных групп и их родители (законные представители), педагогический коллектив Детского сада «Солнышко».

Срок реализации проекта

краткосрочный (январь 2018-март 2018 года).

Этапы реализации проекта

1 этап - целеполагание;

2 этап - разработка проекта;

3этап -  практический;

4 этап - подведение итогов (определение показателей результативности и эффективности работы по реализации проекта; защита проекта).

Предполагаемый результат:

- совместная работа коллектива Детского сада «Солнышко» с семьёй будет способствовать созданию единого образовательного пространства для всех участников проектной деятельности;

- открытость и доступность деятельности ДОУ для родителей и общественности;

- родители из «наблюдателей» превратятся в активных участников образовательного процесса;

- повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством наглядно-информационной поддержки семьи;

- создание современной модели взаимодействия ДОУ и семьи.

2. Обоснование проблемы

Тема проекта была выбрана нами неслучайно.  На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным,  где педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями.

Работа с родителями - одна из важнейших сторон деятельности ДОУ.  Формы взаимодействия с семьёй, применяемые педагогическим коллективом Детского сада «Солнышко» показывают положительные результаты. Но характеристика современного родителя заставляет искать всё более новые формы активного взаимодействия с семьёй для вовлечения их в образовательную деятельность дошкольного учреждения. Поэтому концептуальная идея проектной деятельности тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей в ДОУ: переход от монологических традиционных форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми.

 Мы предполагаем, что такой подход сделает педагогов единомышленниками, поднимет психолого-педагогическую компетентность родителей, а также  позволит педагогам детского сада применять в работе инновационные формы активного взаимодействия с семьёй.

Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а также, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход.

По наблюдениям педагогов, а также из бесед с родителями,  мы сделали следующие выводы: на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательного характера. В основном, они интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

 Другая особенность – это психологический аспект. Сокращение свободного времени у родителей, перегрузка на работе приводят к повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители переносят на детей. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Осознание этого помогло определить проблему:

- одной из основных причин отсутствия активности детского сада по привлечению родителей к учебно-воспитательному процессу является отсутствие модели деятельности, включающей в себя обоюдно интересные формы сотрудничества, вовлечения родителей в воспитательный процесс, а также пространства, где родители могли бы реализовать свои возможности.  Традиционные формы работы не всегда приносят положительный эффект. При существующих условиях, адекватных для организации сотрудничества с родителями, недостаточно применяются активные формы работы, которые позволяют повышению педагогической компетентности родителей.  Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием.

3. Пояснительная записка.

Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, детский сад становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью конструктивного общения. Дошкольное учреждение и семья должны стремиться к созданию единого пространства всестороннего развития ребенка.

Новизна проекта заключается в создание модели эффективного взаимодействия учреждения с семьёй ребёнка и вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада как полноправных субъектов деятельности.

Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога по внедрению инновационных форм деятельности  в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. 

Тип проекта: краткосрочный, практико-ориентированный, коллективный.

Цель проекта: создание и внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения модели взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, вовлечение их в единое образовательное пространство как полноправных субъектов деятельности.

 Задачи проекта:

- подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями дошкольников  для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй;

- создать условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через проведение совместных детско-родительских мероприятий;

 - проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта.

Участники проекта: воспитанники и их родители (законные представители), педагогический коллектив образовательного учреждения.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Сроки реализации проекта:  январь 2018 года  – март 2018 года.

Основные принципы организации работы с семьей:

- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

- установление доверительных и партнерских отношений с родителями;

- дифференцированный подход к различным семьям, учет их индивидуальных особенностей.

Реализация проекта проходит по двум основным направлениям взаимодействия с семьей:

  1. Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, устные журналы, родительские уголки, папки-передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы, коучинг-сессии, родительские гостиные, «круглые столы».
  2. Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий с применением нетрадиционных форм.

Формы работы над проектом

  1. Информационно – аналитические:
  • консультации,
  • сайт ДОУ.
  • буклеты, брошюры.
  1. Наглядно-информационные формы:
  • тематические конкурсы, выставки, родительские уголки, папки-передвижки,
  • ИКТ.
  1. Познавательно-игровые:
  • «круглый стол», мастер-класс, коучинг-сессия, родительские собрания с использованием нетрадиционных форм работы,
  • интеллектуальные игры (деловая игра, шоу-битва, брейн-ринг, родительские гостиные),
  • совместные  досуги, развлечения (квест, турнир, сказкотерапия с участием  родителей).

4. Структурное содержание проекта

  Этапы
проекта

Деятельность педагогов

1 этап

Целеполагание

-изучение научной и методической литературы по теме проекта;

- опрос родителей;

- беседа с педагогами по данной проблеме

2 этап

Разработка проекта

- создание модели взаимодействия дошкольного учреждения с семьей;

- разработка методического материала по реализации проектной деятельности.

3 этап

Практический

 - реализации намеченных планов и мероприятий в рамках данного проекта

4 этап

Подведение итогов (оценка результатов, защита проектов).

- подведение итогов проектной деятельности;

- изготовление наглядно-информационного материала по данной проблеме;

- опрос родителей и педагогов;

- анализ проведенной работы;

- презентация и выступление по теме проекта: «Открытый детский сад - открытые родители».

 

Планирование поэтапной реализации проекта

1 этап – целеполагание.

Методологическое обеспечение проекта:

  1. Зверева О.Л., Кротова Т.В.Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект.
  2. Т.Н. Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е. Жичкина «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ».
  3. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ.
  4. Борисова Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия.
  5. Елисеева Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия.
  6. Хаснутдинова С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями.

2 этап – разработка проекта

3 этап – практический

Наименование мероприятия

Дата проведения

Контингент

1

Рыцарский турнир «О папах замолвим словечко»

27 февраля 2018г.

Педагоги, родители, воспитанники младших групп

2

Интеллектуальная шоу-битва между родителями «Взрыв мозга»

1 марта 2018г.

Педагоги, родители воспитанников подготовительных и санаторной групп

3

Интеллектуальная игра «Бреин-ринг»

12 марта 2018г.

Педагоги, родители воспитанников старших групп

4

Квест-игра «Семейное путешествие»

13 марта 2018г.

Педагоги, родители воспитанники средних групп

5

Семейный досуг. Творческая мастерская «Дом моей мечты»

13 марта 2018г.

родители и воспитанники средних групп

6

Круглый стол «Принципы три «П»

01.марта 2018г.

Родители воспитанников всех возрастных групп

7

Родительская гостиная с использованием технологии сказкотерапии

13 марта 2018г.

8

Консультация для родителей «Заповеди мудрого родителя»

В течение проектной деятельности

9

Консультация «Ребенок и реклама»

10

Консультация «Роль книги в жизни дошкольника»

11

Консультация «Пожалуйста, разговаривайте с детьми»

12

Консультация «Роль семьи в развитии способности ребенка»

13

Консультация «Роль семьи в коммуникативном развитии детей»

14

Родительский уголок на тему «Родительские запреты»

Прогнозируемые результаты и критерии их оценивания:

Главным критерием оценки  результатов являются отзывы родителей; «обратная связь», выставки. Возможные риски: не все родители будут активны.

В процессе реализации проектной деятельности ожидаются следующие результаты:

- совместная работа коллектива Детского сада «Солнышко» с семьёй будет способствовать созданию единого образовательного пространства для всех участников проектной деятельности;

- открытость и доступность деятельности ДОУ для родителей и общественности;

- родители из «наблюдателей» превратятся в активных участников образовательного процесса;

- повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством наглядно-информационной поддержки семьи;

- создание современной модели взаимодействия ДОУ и семьи.

Заключение.

Таким образом, создание новой модели взаимодействия ДОУ и семьи, основанной на внедрении в деятельность учреждения инновационных методов и форм, помогут добиться высоких результатов в работе со всеми субъектами образовательного процесса.

Работа по взаимодействию педагога с семьей должна способствовать: созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей; повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей; развитию разносторонних способностей детей и родителей в совместной деятельности; установлению преемственных связей с детьми дошкольного учреждения и их родителями.

Список литературы

1.   Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 224 с.
2.   Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
3.  Долинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. - № 1. - С. 41 - 49.
4.  Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. - №1. - С. 60 - 68.
5.  Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» // Дошкольное воспитание. 2000. - № 3. - С. 87 - 91.
6.  Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001. - С. 25 -  26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Открытый детский сад - открытые родители"

Новизна проекта заключается в создание модели эффективного взаимодействия учреждения с семьёй ребёнка и вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада как полноправных субъектов деятельн...

Проект "Открытый детский сад - открытые родители"

Работа по сотрудничеству с родителями...

Проект "Открытый детский сад-открытые родители"

Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье  он учится  любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный ...

ПРОЕКТ «ОТКРЫТЫЙ ДЕТСКИЙ САД - ОТКРЫТЫЕ РОДИТЕЛИ»

ПРОЕКТ«ОТКРЫТЫЙ ДЕТСКИЙ САД - ОТКРЫТЫЕ РОДИТЕЛИ» о работе с родителями в ДОУ....

Проект «Открытый детский сад - открытые родители»

laquo;Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации воспитанников МДОУ»...

Проект "Открытый детский сад - открытые родители"

Задачи проекта: подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями дошкольников  для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй;  создать условия для творческого Проект "Открыты...

Проект "Открытый детский сад-открытые родители"

Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а также, потому что все родители разные,...