Главные вкладки

    Проект "Открытый детский сад - открытые родители"
    проект на тему

    Журина (Ваганова) Светлана Федоровна

    Новизна проекта заключается в создание модели эффективного взаимодействия учреждения с семьёй ребёнка и вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада как полноправных субъектов деятельности.

    Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога по внедрению инновационных форм деятельности  в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_otkrytyy_detskiy_sad.doc125 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЯМАЛЬСКИЙ РАЙОН

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

    ПРОЕКТ

    «ОТКРЫТЫЙ ДЕТСКИЙ САД - ОТКРЫТЫЕ РОДИТЕЛИ»

          Направление: социально-педагогическое

                              Срок реализации: 3 месяца.

       Авторы – составители: Ваганова С.Ф.,

                                                Лапшова Л.В.,  Черкавская А.М.,

     Мальцева О.С.

    Яр-Сале, 2018

    СОДЕРЖАНИЕ:

    1. Паспорт проекта…………………………………………………….……3

    2.  Обоснование проблемы……………………………………………..........5

    3.  Пояснительная записка….......................................................................... 6

    4. Структурное содержание проекта…..………………………………........8

    5. Список литературы..………………………………………………………12

    1. Паспорт проекта.

               Проект «Открытый детский сад - открытые родители» разработан на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ярсалинский детский сад «Солнышко» в соответствии со стратегией развития федерального образования и представляет собой  документ, определяющий основные цели, задачи и направления эффективного сотрудничества учреждения с семьями воспитанников,  критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения.

    Информационная карта проекта

    Название проекта

    «Открытый детский сад – открытые родители»

    База реализации

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

    Цель проекта

    Создание и внедрение в образовательный процесс ДОУ модели взаимодействия  работы с семьями воспитанников, вовлечение их в единое образовательное пространство как полноправных субъектов деятельности.

    Задачи проекта

     - подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями дошкольников  для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй;  

    - создать условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через проведение совместных детско-родительских мероприятий;

     - проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта.

    Разработчики проекта

    Ваганова Светлана Федоровна, Лапшова Людмила Владимировна - специалисты службы психологического сопровождения МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко».

    Черкавская Анна Михайловна, Мальцева Ольга Сергеевна - специалисты логопедической службы МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко».

    Тип проекта

    краткосрочный, практико-ориентированный, коллективный.

    Участники проекта

    воспитанники всех возрастных групп и их родители (законные представители), педагогический коллектив Детского сада «Солнышко».

    Срок реализации проекта

    краткосрочный (январь 2018-март 2018 года).

    Этапы реализации проекта

    1 этап - целеполагание;

    2 этап - разработка проекта;

    3этап -  практический;

    4 этап - подведение итогов (определение показателей результативности и эффективности работы по реализации проекта; защита проекта).

    Предполагаемый результат:

    - совместная работа коллектива Детского сада «Солнышко» с семьёй будет способствовать созданию единого образовательного пространства для всех участников проектной деятельности;

    - открытость и доступность деятельности ДОУ для родителей и общественности;

    - родители из «наблюдателей» превратятся в активных участников образовательного процесса;

    - повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством наглядно-информационной поддержки семьи;

    - создание современной модели взаимодействия ДОУ и семьи.

    2. Обоснование проблемы

    Тема проекта была выбрана нами неслучайно.  На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным,  где педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями.

    Работа с родителями - одна из важнейших сторон деятельности ДОУ.  Формы взаимодействия с семьёй, применяемые педагогическим коллективом Детского сада «Солнышко» показывают положительные результаты. Но характеристика современного родителя заставляет искать всё более новые формы активного взаимодействия с семьёй для вовлечения их в образовательную деятельность дошкольного учреждения. Поэтому концептуальная идея проектной деятельности тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей в ДОУ: переход от монологических традиционных форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми.

     Мы предполагаем, что такой подход сделает педагогов единомышленниками, поднимет психолого-педагогическую компетентность родителей, а также  позволит педагогам детского сада применять в работе инновационные формы активного взаимодействия с семьёй.

    Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а также, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход.

    По наблюдениям педагогов, а также из бесед с родителями,  мы сделали следующие выводы: на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательного характера. В основном, они интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

     Другая особенность – это психологический аспект. Сокращение свободного времени у родителей, перегрузка на работе приводят к повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители переносят на детей. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

    Осознание этого помогло определить проблему:

    - одной из основных причин отсутствия активности детского сада по привлечению родителей к учебно-воспитательному процессу является отсутствие модели деятельности, включающей в себя обоюдно интересные формы сотрудничества, вовлечения родителей в воспитательный процесс, а также пространства, где родители могли бы реализовать свои возможности.  Традиционные формы работы не всегда приносят положительный эффект. При существующих условиях, адекватных для организации сотрудничества с родителями, недостаточно применяются активные формы работы, которые позволяют повышению педагогической компетентности родителей.  Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием.

    3. Пояснительная записка.

    Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, детский сад становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью конструктивного общения. Дошкольное учреждение и семья должны стремиться к созданию единого пространства всестороннего развития ребенка.

    Новизна проекта заключается в создание модели эффективного взаимодействия учреждения с семьёй ребёнка и вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада как полноправных субъектов деятельности.

    Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога по внедрению инновационных форм деятельности  в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. 

    Тип проекта: краткосрочный, практико-ориентированный, коллективный.

    Цель проекта: создание и внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения модели взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, вовлечение их в единое образовательное пространство как полноправных субъектов деятельности.

     Задачи проекта:

    - подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями дошкольников  для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй;

    - создать условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через проведение совместных детско-родительских мероприятий;

     - проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта.

    Участники проекта: воспитанники и их родители (законные представители), педагогический коллектив образовательного учреждения.

    Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

    Сроки реализации проекта:  январь 2018 года  – март 2018 года.

    Основные принципы организации работы с семьей:

    - открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

    - сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

    - создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

    - установление доверительных и партнерских отношений с родителями;

    - дифференцированный подход к различным семьям, учет их индивидуальных особенностей.

    Реализация проекта проходит по двум основным направлениям взаимодействия с семьей:

    1. Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, устные журналы, родительские уголки, папки-передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы, коучинг-сессии, родительские гостиные, «круглые столы».
    2. Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий с применением нетрадиционных форм.

    Формы работы над проектом

    1. Информационно – аналитические:
    • консультации,
    • сайт ДОУ.
    • буклеты, брошюры.
    1. Наглядно-информационные формы:
    • тематические конкурсы, выставки, родительские уголки, папки-передвижки,
    • ИКТ.
    1. Познавательно-игровые:
    • «круглый стол», мастер-класс, коучинг-сессия, родительские собрания с использованием нетрадиционных форм работы,
    • интеллектуальные игры (деловая игра, шоу-битва, брейн-ринг, родительские гостиные),
    • совместные  досуги, развлечения (квест, турнир, сказкотерапия с участием  родителей).

    4. Структурное содержание проекта

      Этапы
    проекта

    Деятельность педагогов

    1 этап

    Целеполагание

    -изучение научной и методической литературы по теме проекта;

    - опрос родителей;

    - беседа с педагогами по данной проблеме

    2 этап

    Разработка проекта

    - создание модели взаимодействия дошкольного учреждения с семьей;

    - разработка методического материала по реализации проектной деятельности.

    3 этап

    Практический

     - реализации намеченных планов и мероприятий в рамках данного проекта

    4 этап

    Подведение итогов (оценка результатов, защита проектов).

    - подведение итогов проектной деятельности;

    - изготовление наглядно-информационного материала по данной проблеме;

    - опрос родителей и педагогов;

    - анализ проведенной работы;

    - презентация и выступление по теме проекта: «Открытый детский сад - открытые родители».

     

    Планирование поэтапной реализации проекта

    1 этап – целеполагание.

    Методологическое обеспечение проекта:

    1. Зверева О.Л., Кротова Т.В.Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект.
    2. Т.Н. Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е. Жичкина «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ».
    3. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ.
    4. Борисова Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия.
    5. Елисеева Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия.
    6. Хаснутдинова С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями.

    2 этап – разработка проекта

    3 этап – практический

    Наименование мероприятия

    Дата проведения

    Контингент

    1

    Рыцарский турнир «О папах замолвим словечко»

    27 февраля 2018г.

    Педагоги, родители, воспитанники младших групп

    2

    Интеллектуальная шоу-битва между родителями «Взрыв мозга»

    1 марта 2018г.

    Педагоги, родители воспитанников подготовительных и санаторной групп

    3

    Интеллектуальная игра «Бреин-ринг»

    12 марта 2018г.

    Педагоги, родители воспитанников старших групп

    4

    Квест-игра «Семейное путешествие»

    13 марта 2018г.

    Педагоги, родители воспитанники средних групп

    5

    Семейный досуг. Творческая мастерская «Дом моей мечты»

    13 марта 2018г.

    родители и воспитанники средних групп

    6

    Круглый стол «Принципы три «П»

    01.марта 2018г.

    Родители воспитанников всех возрастных групп

    7

    Родительская гостиная с использованием технологии сказкотерапии

    13 марта 2018г.

    8

    Консультация для родителей «Заповеди мудрого родителя»

    В течение проектной деятельности

    9

    Консультация «Ребенок и реклама»

    10

    Консультация «Роль книги в жизни дошкольника»

    11

    Консультация «Пожалуйста, разговаривайте с детьми»

    12

    Консультация «Роль семьи в развитии способности ребенка»

    13

    Консультация «Роль семьи в коммуникативном развитии детей»

    14

    Родительский уголок на тему «Родительские запреты»

    Прогнозируемые результаты и критерии их оценивания:

    Главным критерием оценки  результатов являются отзывы родителей; «обратная связь», выставки. Возможные риски: не все родители будут активны.

    В процессе реализации проектной деятельности ожидаются следующие результаты:

    - совместная работа коллектива Детского сада «Солнышко» с семьёй будет способствовать созданию единого образовательного пространства для всех участников проектной деятельности;

    - открытость и доступность деятельности ДОУ для родителей и общественности;

    - родители из «наблюдателей» превратятся в активных участников образовательного процесса;

    - повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством наглядно-информационной поддержки семьи;

    - создание современной модели взаимодействия ДОУ и семьи.

    Заключение.

    Таким образом, создание новой модели взаимодействия ДОУ и семьи, основанной на внедрении в деятельность учреждения инновационных методов и форм, помогут добиться высоких результатов в работе со всеми субъектами образовательного процесса.

    Работа по взаимодействию педагога с семьей должна способствовать: созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей; повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей; развитию разносторонних способностей детей и родителей в совместной деятельности; установлению преемственных связей с детьми дошкольного учреждения и их родителями.

    Список литературы

    1.  Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.

    2. Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 224 с.

    3. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6

    4.   Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.

    5.  Долинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. - № 1. - С. 41 - 49.

    6.  Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. - №1. - С. 60 - 68.

    7.  Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» // Дошкольное воспитание. 2000. - № 3. - С. 87 - 91.

    8.  Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001. - С. 25 -  26.

    9. Зверева О.Л., Кротова Т.В. // Общение педагога с родителями в ДОУ//.2010

    10. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.

    11. Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. [Текст] / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – С. 82 – 97.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация «Открытый детский сад – открытые родители» Опыт работы ДОУ по взаимодействию с семьями воспитанников.

    Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности педагога и ДОУ в целом. На протяжении многих лет наш детский сад работает над одной из главных задач дошкольного воспитания и воспитания в...

    Открытое родительское собрание «Совместная деятельность детского сада и родителей по социально- нравственному воспитанию»

    Углубление представлений ребенка о семье и ее истории.Поощрение посильного участия в подготовке различных семейных праздников.Развивать волевые качества:  умение ограничивать свои желания, ...

    Проект "Открытый детский сад - открытые родители"

    Работа по сотрудничеству с родителями...

    Проект "Открытый детский сад-открытые родители"

    Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье  он учится  любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный ...

    ПРОЕКТ НА ТЕМУ: " ОТКРЫТЫЙ ДЕТСКИЙ САД-ОТКРЫТЫЕ РОДИТЕЛИ"

    Работа с родителями - одна из важнейших сторон деятельности ДОУ.                                      ...

    ПРОЕКТ «ОТКРЫТЫЙ ДЕТСКИЙ САД - ОТКРЫТЫЕ РОДИТЕЛИ»

    ПРОЕКТ«ОТКРЫТЫЙ ДЕТСКИЙ САД - ОТКРЫТЫЕ РОДИТЕЛИ» о работе с родителями в ДОУ....

    Проект «Открытый детский сад - открытые родители»

    laquo;Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации воспитанников МДОУ»...