Родительское собрание. « Приемы для активного освоения языка : игры со звуками, рифмами , словотворчество
консультация

Здебская Марина Васильевна

Расширять знания родителей по вопросам освоения языка детей с помощью  игр со звуками, рифмами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Родительское собрание.

« Приемы для активного освоения языка : игры со звуками, рифмами , словотворчество».

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме развития речи  дошкольников в условиях семьи.

Задачи:

1.Развивать активный интерес у родителей к воспитанию своего ребенка.

2. Расширять педагогические знания родителей по вопросам  освоения языка   детей в играх со звуками, рифмах ,словотворчестве.

3.Установить эмоциональный  контакт, партнерские отношения с  родителя- ми. Показать возможность доверительного отношения к работникам образовательного учреждения, уважительного отношения друг к другу.

Форма проведениямастер- класс.

Участники: логопед , родители

План проведения:

1.Вступительная часть

2.Мастер- классы

3.Заключительная часть.

Оборудование:

- на отдельном столе – наглядный материал  для  работы родителей;

- музыкальное сопровождение 

Планируемые  результаты :имеет элементарные представления о некоторых приёмах освоения языка, с интересом составляет рифму, высказывает свою точку зрения, активно участвует в выполнении различных заданий, выражает положительные эмоции.

Ход мероприятия

Подготовительная работа: подготовка наглядного  материала , памятки для родителей (приложение 1) ;оформление зала, музыкальное сопровож-дение.

I .Вступительная часть

Логопед.

– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами. Предлагаем Вашему вниманию следующую тему для обсуждения: «Приемы для активного освоения языка : игры со звуками, рифмами , словотворчество».

Психологическая разминка «Улыбка»

      Но сначала я хотела бы узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.

    II. Мастер – классы

 Логопед.  У детей обычно неустойчивое внимание. Поэтому обязательно в плане занятия  необходимо предусматривать виды работ, которые снимают напряжение, переключают внимание детей, вызывают положительное эмоциональное настроение.

      Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, ритмичностью, она настраивает детей на радостную активную работу. Первым успеть правильно определить звук, букву, назвать нужное слово, угадать рифму, ощущая себя участником«сочинительства» - такая роль придется по вкусу каждому ребенку.

     Поэтому основными приемами в развитии речи является разучивание рифмовок, развитие словотворчества , игры со звуками.

   Разучивание рифмовок  отвечает возрастным и психологическим особенностям детей. Они легко заучиваются, обладают такими признаками, как ритмичность, звуковая повторяемость. Разучивание рифмовок  доставляет детям удовольствие. А то, что пережито эмоционально положительно, надолго остаётся в памяти, оставляя след в сознании ребёнка. Благодаря рифме легко активизируются в устной речи лексико-грамматические структуры .

   Особенно эффективным считается многократное прослушивание и воспроизведение рифмовок с заданным ритмом или под ритмичную музыку с отбиванием ритма. Рифмовки играют огромную роль как средство развития детской речи и таких ее компонентов, как дыхание, дикции, слух, темп, умение регулировать силу голоса. Рифмовки также способствуют улучшению памяти. Некоторые  из них воспитывают у ребят нравственные качества, культуру поведения, уважительные отношение друг к другу, к людям, их окружающим, настойчивость в преодолении трудностей.

     Для выполнения заданий мы разделимся на две команды.

Игра "Собери пословицу"(Родителям раздаются фрагменты пословиц, одна из которых написана одним цветом , а другая- другим. Нужно собрать пословицу,  в результате получится 2 группы родителей)

Грамоте учиться — вперед пригодится.

С грамотой вскачь , а без грамоты хоть плачь .

Задание 1 группе. Игра «Доскажи словечко»

Логопед: Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом.(Логопед читает стихотворение, родители добавляют слова связанные со словом «снег»)

Тихо, тихо, как во сне,

 Падает на землю…(снег)

С неба все скользят пушинки-

Серебристые …(снежинки)

На поселки , на лужок

Все снижается … (снежок)

Вот веселье для ребят

Все сильнее …( снегопад)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в …(снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился …( снеговик)

Рядом снежная фигура-

Это девочка …( снегурка)

На снегу –то , посмотри?-

С красной грудкой …( снегири).

Словно в сказке , как во сне,

Землю всю украсил…( снег).

Задание 2 группе родителей . Игра «Доскажи словечко» (Логопед читает стихотворение, родители добавляют слова связанные со словом «дом»)

Жил да был веселый гном.

Он в лесу построил …(дом).

Рядом жил поменьше гномик.

Под кустом он сделал…(домик).

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил ..(домишко)

Задание 1 группе родителей .Подобрать рифму ( с музыкальным сопровождением петь логопедические  распевки)

 (картинка козы)

зы-зы-зы-стало скучно без... козы.

зе-зе-зе- я нарвал травы... козе

зу-зу-зу- я привел домой... козу.

за-за-за- у меня живет ...коза.

Задание 2 группе родителей . Подобрать рифму (с музыкальным сопровождением петь логопедические  распевки)

(картинка ежа)

Жа-жа-жа- есть иголки у …ежа.

Жу-жу-жу- молоко дадим …ежу.

Жи-жи-жи- здесь живут … ежи. 

Задание 1 группе родителей.

Логопед :объединить нарисованных  здесь  животных попарно так , чтобы получились рифмованные строчки. (Утка крякает- лягушка квакает, лев  рычит – корова мычит  ,коза мекает – петух кукарекает ,кот мяукает – поросёнок  хрюкает)

Задание 2 группе родителей .

Логопед. Рассмотреть внимательно картинки и найти предметы , названия которых составляет парные рифмы. В кружках написать цифры от 1до 8. Они укажут , в каком порядке надо называть предметы, чтобы получились парные рифмы.

Задание 1 группе родителей.

Логопед :назвать нарисованные фрукты. Написать в клетках названия фруктов. А затем прочитать вопрос и ответ на него –подписи под картинками.

Задание 2 группе родителей.

Логопед :прочтите вначале первую фразу , а затем назвать нарисованные под ней предметы. Получится две зарифмованные строчки . А теперь прочитать , назвать нарисованные под ним предметы , и получится рифмованный ответ.(Сшила мама для сынишки –куртку ,кепку и штанишки, а для дочки сшила что? Юбку , платье и пальто. )

Логопед:  Овладевая родной речью, ребенок очень часто разными способами придумывает новые слова. Процесс создания ребенком новых слов на основе лексического, грамматического и фонетического материала родного языка носит название словотворчества.

    Словотворчество является нормой развития детской речи - «появление особых, не зафиксированных в речи взрослых форм, а тем более появление слов, самостоятельно сконструированных ребенком в возрасте от двух до трех и далее, это как раз свидетельство того, что он осваивает язык успешно, что он самостоятельно конструирует формы, что в его сознании складывается, уже сложилась система определенных правил, которые он использует самостоятельно»

    Если словотворчество отсутствует на определенном этапе, это может послужить родителям сигналом о том, что развитие речи ребенка происходит с отклонениями.

    Детское словотворчество нужно стимулировать и поощрять, а не считать явлением, отрицательно воздействующим на ребенка.  Но необходимо научиться анализировать детские высказывания и в зависимости от результатов анализа планировать  работу 

    Анализ выдуманных слов показал, что дети в словотворчестве используют разные способы словообразования, но наиболее распространенные способы - суффиксальные, способ сложения корней.

    Как любой процесс развития, словообразование не обходится без каких-либо проблем, и ребенок делает ошибки, образуя новые слова. Задача  состоит в том, чтобы помочь ребенку усвоить законы образования слов и предупредить нарушение.   Дети очень любят игры со словом, им интересно заниматься словотворчеством. Использование  разных методов и приемов работы с детьми, прежде всего игр со словами, действительно обогатит словарный запас каждого дошкольника, поможет ему практически овладеть навыками грамматически правильной речи, а также принятыми в языке законами.

  Логопед :образовать глаголы от звукоподражательных слов:

Задание 1 группе родителей  .

Логопед :-кря -кря –кря! Кто сказал?

Родители: Уточка!

Логопед: Что она делает?

Родители : Крякает!

Логопед: -ква –ква –ква! Кто сказал?

Родители : Лягушка!

Логопед: Что она делает?

Родители : Квакает!

Задание 2 группе.

Логопед: -хрю –хрю –хрю! Кто сказал?

Родители : Свинка!

Логопед: Что она делает?

Родители :  Хрюкает!

Логопед: Мяу-мяу-мяу! Кто сказал?

Родители : Кошка!

Логопед: Что она делает?

Родители : Мяукает!

Задание 1 группе. Игра «Кто чем занимается?»
Логопед:
 прибавьте к словам часть –НИК-.и получите названия профессий людей.

Логопед :                                                                 Родители:

Лес охраняет лес…                                              лесник

Двор убирает                                                       дворник

На даче живет дач…                                            дачник

На защиту Родины встает защит...                      защитник

Печь кладет печ..                                                  печник

За садом ухаживает садов…                                садовник

Задание 2 группе. Игра «Накрой на стол» 

Логопед:   Прибавьте к словам часть –НИЦ-.и получите новое слово.
Логопед:                             Родители:

сахар                                    сахарница

хлеб                                       хлебница

суп                                         супница

конфеты                                 конфетница

селедка                                   селедочница

Задание 1 группе родителей . Логопед . Подобрать  родственные слова.

Давным  – давно потеряли люди слово снег , забыли о нём.А слово попало в землю ,и появились ростки-слова. Какие появились слова?

Родители. Снегурочка, снежки, снежинки, снеговик, снегоход , снегокат .

Задание 2 группе .( Выбор опорного родственного слова. (картинки  :лес, заяц . рука.) )

Логопед . Выбрать родственное к  каждому слову, слово которое сейчас произнесу.

Рукомойник . зайчиха, рукоделие, зайчонок ,лесник, зайчик, лесоруб, зайчишка , лесничий, перелесок, безрукавка.

Родители. Лес-лесник ,лесоруб .лесничий , перелесок .Заяц –зайчиха, зайчонок, зайчишка. заячья. Рука- рукоделие, безрукавка .

Логопед .Непременным условием для развития речи является способность слышать . Даже  незначительное снижение слуха в раннем детстве вызывает задержку речевого развития .В процессе развития речи очень важен фонематический слух, благодаря которому ребенок способен точно различать все звуки речи. Если фонематический слух  не сформировался вовремя, ребенок начинает испытывать проблемы: он неправильно произносит звуки  и слова ; он«не слышит», а потому пропускает предлоги, укорачивает или переставляет слоги в словах; неправильно употребляет окончания, поэтому развитие фонематического слуха является одним из этапов развития  речи  ребенка.

Задание 1 группе родителей .

Логопед. Определить позицию звука [К] в словах жук, собака , корова.(родители ставят синий кружок  в определенную клеточку)

Задание 2 группе родителей  .  

Логопед.  Подобрать к каждой схеме картинки.

Задание 1 группе . Логопед .Выбрать картинки со звуком[ К].( картошка,

утка , стакан ,корова )

Задание 2 группе родителей   .  Логопед . Выбрать картинки со звуком                 [ Ч].(мяч ,печенье ,часы ,черепаха )

Задание 1 группе родителей  . Логопед . Выбрать картинки со звуком[ П] в первый вагон , звуком[ К] во второй вагон, звуком[ Т] в третий вагон.

Задание 2 группе родителей.

Логопед .Распределить  картинки со звуком [Ш]  , звуком[ Ж].

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности"

Расширять знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником....

Родительское собрание "Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей"

Родительское собрание посвящено воспитанию здорового ребенка в семье и в детском саду....

Доклад к родительскому собранию «Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей»

Предлагаю доклад к родительскому собранию в подготовительной к школе группе детского сада о роли двигательной активности в физическом развитии детей...

Фрагмент родительского собрания «В гостях у татарского языка-Татар телендә кунакта”

Фрагмент родительского собрания в виде интеллектуальной игры предназначен для детей и родителей старших групп. Игра направлена на активизацию родителей в работе по обучению детей татарскому языку, зак...

Родительское собрание в форме мастер – класса «Язык родной дружи со мной». Выступление «Игры с буквами русского языка»

Очень важно познакомить родителей с играми, в которые играют с их детьми в детском саду. А собрание является прекрасной формой общения воспитателей с родителями воспитанников.   В подготовительно...

Методическая разработка родительского собрания с использованием активных методов работы с родителями. «Роль игры в развитии предпосылок учебной деятельности у дошкольников»

Повышение родительской компетенции в вопросах формирования предпосылок учебной деятельности. Познакомить родителей с различными играми, развивающими у детей предпосылки учебной деятельности....