Родительское собрание "Развитие познавательной активности дошкольников"
консультация (средняя группа) на тему

Сорокина Елена Альбертовна

познавательная активность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobranie_poznanie_fevral.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

        Добрый вечер уважаемые родители. Мы рады видеть вас на нашем родительском собрании , тема которого звучит так  "Развитие познания дошкольников". 

Давайте уважать друг друга и поставим свои телефона на беззвучный режим. Спасибо.

        В любой момент к нам зайдет Любовь Ивановна со своей информацией, тогда прервемся и после ее выступления продолжим .

        В начале собрание хотелось бы представить вам  видео инсценировки сказки "Рукавичка", в которой участвовали наши дети.

   (просмотр видео)

        Вам понравилась сказка?

Так чему же учит эта сказка?

         (Сказка учит быть гостеприимным, дружелюбным, заботиться о ближних. Звери жалеют друг друга, не дают замёрзнуть, пускают в жилище каждого нового товарища, при этом сами теснятся, испытывают неудобства.)  Развиваем доброту и взаимозаботу.

Давайте вместе построим такой дом:

Стук, стук, стук, стук

Раздается где-то звук.

Молоточками стучат

Строят домик для зверят.

Вот с такою крышей,

Вот с такими стенами,

Вот с такими окнами,

Вот с такою дверью,

Вот с таким замком!

Будем дружно жить мы в нем!!!

Молодцы!

        

        А теперь вернемся к теме собрания "Развитие познания дошкольников" . Что же это такое? Это первостепенное условие формирования у детей потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность. Развитая познавательная деятельность свойственна и взрослым людям.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. А от сюда:

1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление );

 2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира );

3. отношение к миру ( эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира ).

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична.  Каким должно быть это отношение? - познавательным - мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать; - бережным - мир хрупок и нежен, ему нельзя вредить, я хочу защитить мой мир; - созидательным - мир так прекрасен, я хочу сохранить и приумножить эту красоту. Приступая к планированию познавательного развития детей, мы должны вспоминать возрастные особенности детей.

        Возраст от четырех до пяти лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. В этом возрасте формируются избирательные интересы детей.

        Развита активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы.
         В данном возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Плохо, если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей. Он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний. 

        Выготский говорил, что развитие ребенка, развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, опережая своих сверстников, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям. Он интересуется всем, что его окружает, активно включается в доступную ему деятельность. Он создает полноценную основу для своего дальнейшего развития.

        А теперь поиграем в игру, которая называется «Ассоциации».

Опорное слово – игра. Подберите такие слова, которые ассоциируются с этим словом. (Дети, азарт, деятельность, игрушки, действия, роли, правила, куклы…)

        Как говорила педагог Д.В.Менджерицкая (специалист в обл. дошкольного образования): «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».  «Игра – путь к познанию окружающего мира».

        В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, лёгкость и т.д. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности.

         Игры существуют разные: подвижные, сюжетные,дидактические,музыкальные,творческие,познавательные,театрализованные.

        Сейчас мы с вами поиграем в игру «Неоконченный рассказ»

Цель: развитие образного и воссоздающего воображения .
Даём  начало рассказа. Необходимо продолжить и закончить рассказ.  Участвуют несколько человек, которые по очереди продолжают рассказ, пока не придут к развязке.

 «Темнело. Шел нудный дождь. По улице шла старушка под большим зонтом. И вдруг…»
(ответы родителей).    Молодцы!

        Одни игры развивают мышление и кругозор, другие — ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они по-своему полезны детям. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступая друг другу, заботиться о товарищах.

         Ваши дети посещают детский сад, где познают новое на занятиях проводимых в игровой форме, при общении и в процессе игр с другими дошкольниками.   Игра – важное условие социального развития ребенка.  В ней дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.

        Однако и вы не должны перекладывать с себя всю ответственность за общее развитие ребенка на педагогов детского сада. Мама и папа должны уделять ребенку хотя бы немного времени на развитие познавательных процессов.

        А всё почему? Потому что вы родитель. Кто же такой родитель? Давайте подберем определение к каждой букве этого слова:

 Р - решительный, радостный

О - Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый

Д - деловой, думающий, добрый

И - Индивидуальный, интеллигентный, интересный, инициативный

Т - Темпераментный, терпеливый, толерантный, талантливый

Е - Естественный, единомышленник

Л - Ласковый, любящий, лидер

Ь - Добрый, мягкий

        Поэтому -  просто гуляя с малышом и рассказывая об окружающем мире, отвечая на многочисленные вопросы, нужно задавать вопросы и ребенку:

Что это? (машина)

 А это что за машина? (грузовая)

 Какого она цвета? (красная)

Какого размера? (большая, высокая, крупная)

Для чего она нужна? (перевозить груз)

Что она перевозит? (дрова, металл, мебель …)

Кто её водит? (водитель) и т.д.

         Необходимо читать с ребенком интересные книги, рассказывающие о мире, пропагандирующие доброту и другие положительные качества, играть в развивающие игры. Водить в кружки, деятельность которых соответствует интересам и талантам ребенка: рисование, танцы, лепка, пение, гимнастика, музыка и прочее. Активная деятельность, включающая прогулки на свежем воздухе (у моря, в лесу), активные игры (догонялки, футбол и т.п.), ежедневные зарядки. Дошкольников необходимо учить доброте, гуманности, состраданию и заботе.

        Дети должны понимать, что:

- мир, окружающий их полон тайн и неразгаданных загадок, он удивителен и интересен;
- мир нежный и хрупкий, его необходимо беречь и охранять;

- мир прекрасен, его красоту стоит не только беречь, но и преумножать.

        

         В развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии: 
        1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов. 
        2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. В 5 лет в основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание.

        Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия.         Например, каждая прогулка у нас начинается с наблюдения за погодой. Описываем ее внешние показатели и сравниваем со вчерашними. Давайте с вами пронаблюдаем за сегодняшней погоде. (обсуждение)

        Давайте немного отдохнём и проведем физ.мин. 

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в фут        бол играл.

В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье я тихонько отдыхал.

        Молодцы. Присаживайтесь.

        Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей!

        Задачей взрослых является помочь ребёнку организовать игру, сделать её увлекательной.

        И вопрос вам, родители. Помните, во что играли вы в своём детстве? Какие познавательные игры были у вас? (выслушиваются ответы родителей)

Вы используете эти игры со своими детьми? (отв.род..)

А сейчас мы поиграем с вами.

Игра «Четвёртый лишний »:

Что лишнее?

  1. Береза, ель, клен, тополь. (Ель — хвойное дерево)
  2. Роза, гвоздика, ландыш, гладиолус. (Ландыш растет в лесу)
  3. Гнездо, муравейник, скворечник, нора. (Скворечник сделан человеком)

4) Крокодил, жираф, слон, олень, зебра. (Крокодил живет в воде и на суше)

 Игра "Люди и животные":

        Очень часто люди напоминают животных. И в своей речи мы сравниваем характер и поведение человека с нашими меньшими братьями.

        Продолжите фразы:  Глупый, как… (утка). Хитрая, как., (лиса). Надутый, как… (индюк). Упрямый, как… (осел). Грязный, как… (поросенок).Небритый, как… (еж) Пучеглазый, как… (лягушка). Трещит, как… (сорока) Воркуют, как… (голубки).  Порхает, как … (бабочка)Молодцы!

        При подготовке нашего собрания мы провели анкетирование вас родителей. Просмотрев ваши анкеты, мы убедились в том, что вы уделяете внимание игровой деятельности детей. Все опрошенные родители покупают детям развивающие игры. Давайте еще раз их озвучим - какие? (отв.род.)

        На вопрос посещаете ли вы с ребенком библиотеку, музеи , парки  т.п. многие ответили, что редко. И это понятно, т.к. у нас в поселке мало подобных мест. Но есть выход - посетить это в других городах. Интерес к знакомству с такими заведениями необходимо развивать уже ,в этом возрасте.

        На вопрос про экспериментирование вы ответили, что дети любят работать с водой, песком, снегом. Это замечательно. Продолжайте знакомить их с новыми детскими экспериментами ,которые вы можете найти в интернете.

        

        Исходя из полученных результатов, можно предположить, что вы, родители ,действительно стараетесь создать в домашних условиях игровую среду для своих детей, но недостаточно активно принимаете участие в детских играх.  Игры очень важны для каждого ребёнка, потому что для него это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, лётчиком, продавцом и т.д. Очень популярна и любима детьми сюжетно – ролевая игра, она готовит их к будущей жизни.  

        Совсем недавно я прошла курсы повышения квалификации по теме "Организация развивающих игр", где познакомилась с видео материалом педагога Елены Олеговны Смирновой, которая рассказывала про игру современных детей. Назвала игрой - тяжелый труд для детей, т.к.дети сегодня неправильно играют в сюжетные игры. На самом деле так и есть. Наблюдала такую картину - девочки нашей группы собрались играть в дочки-матери, определили роли, немного погуляли вместе, потом якобы вернулись домой, сели на диван, взяли игрушечные телефоны и начали играть в них. Эта и вся самостоятельная игра. И это не удивительно, т.к.придя домой они видят, что телефон и различные гаджеты являются главной вещью вашего обихода. Поэтому играя с детьми предлагайте им начало сюжета и дайте возможность импровизировать, время от времени контролируя.

        Посещайте больше вместе детьми различные места: музеи, выставки, библиотеки, зоопарки, цирк и т.п. Заинтересовывайте их чем-то новым, пополняйте их знания,  направляйте. Всегда показывайте ,что тоже заинтересованы . Тем самым разовьете в своих детях познавательную активность, которая важна в будущей жизни!

Это что касается нашей темы про развитие познавательной активности.

Также хотелось бы напомнить вам о следующем:

 

1. Не нарушать режим дня в саду...не опаздывать . 8-00 УЖЕ БЫТЬ В САДУ!

2. Если вы не приходите в сад или задерживаетесь,  заранее предупреждать нас об этом, когда выходите с больничного тоже говорить за день до выхода.

3. ЕСЛИ РЕБЁНКА ЗАБИРАЕТЕ НЕ ВЫ, ЗВОНИТЕ И ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ЗАРАНЕЕ!!! НЕ СОВЕРШЕННОЛЕТНИМ  ДЕТЕЙ НЕ ОТДАЁМ, БЕЗ ЗАЯВЛЕНИЯ ОТ ВАС!!!

4. Вовремя оплачивать квитанции об оплате, чтобы не было  задолжностей.

5. Если вас просят принести что-либо , приносить без задержек. Если деньги-то под расчет!

6. Время от времени просматривать шкафчик своего ребенка и наводить там порядок. Не нужные вещи там не хранить.

7. Если берете вещи на стирку - приносите замену.

8. Одежда ребенка должна быть по размеру. Обувь тоже. Нужна спорт.обувь. (бел.футболки,  черн.шорты,  носочки). Пересмотрите вещи и обувь.

9. КГН _ умываться по утрам, ногти, уши.

10. Скоро будет утренник посвященный весеннему празднику. Наряд.

        С этого учебного года в нашу работу внесли новую функцию - посещение детей на дому. Целью которого является наблюдение взаимоотношения взрослых и ребенка в домашних условиях. А так же его комната, игровое, рабочее место. Мы уже сходили в гости к Коржову А. и Минасян М. В этом месяце посетим Колтакову Н. и Грехова Г.

      Последний семейное задание было изготовление новогодней поделки, с которой вы прекрасно справились.  

       Следующее задание будет - карточка с цифрой. (из пуговиц)

   Их нужно принести до конца февраля.

        На наших занятиях мы работаем в рабочих тетрадях, вы можете их посмотреть в конце собрания.

        Закончить наше собрание хотелось бы цитатой  Вашингтона Ирвинга: " Познание подобно морю: тот, кто барахтается и плещется на поверхности, всегда больше шумит и потому привлекает к себе больше внимания, чем искатель жемчуга ,который  без лишнего шума проникающий в поисках сокровищ до самого дна неизведанных глубин."

 

    Всем спасибо за внимание, если у кого-то есть вопросы, вы можете их задать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»  

Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...

Образовательная область "Познавательное развитие". Доклад «Развитие познавательной активности дошкольников в играх-путешествиях»

Вы познакомитесь,  из опыта работы, какие игры-путешествия помогают развивать познаввтельную активность  дошкольников....

Эстафета педагогического мастерства "Развитие познавательной активности дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности"

Презентация содержит следующую информацию: направления работы согласно комплексной программе "От рождения до школы", списки литературы по теме по возрастам, виды деятельности по ФГОС ДО, кот...