Главные вкладки

    Деловая игра с родителями "Калейдоскоп открытий".Как развивать у дошкольников речевое творчество.
    тренажёр (подготовительная группа)

    Бакланова Гульнара Эсагатовна

    Хорошо развитая речь открывает возможности для психического и интеллектуального  развития ребенка, У детей старшего дошкольного возраста необходимо расширять кругозор, обагащать знания об окружающем мире, учить  связно излагать свои мысли. Эффективным средством речевого творчества дошкольниокв является игра- использование игровой технологии ТРИЗ-круги Луллия, способствует развитию воображения, мышления, мелкой моторики, обощению словарного запаса,  умению конструктино общаться с взрослымии и сверстниками.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelyam.docx17.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Деловая игра для родителей «Калейдоскоп открытий»

    Цель: повышение компетентности родителей в вопросах развития речевого творчества дошкольников посредством использования приема ТРИЗ технологии – Кольца Луллия.

    Материал: выставка детских работ на тему «Наши истории», карточки с  со словами предложений, игра «Противоположности», игра «Из какой сказки мы пришли», игра «Собери целое», игра «

    Ход мероприятия.

    Приветствие.

    - Если у ребенка нет вечеров с теплым бликом настольной лампы, с негромкими спокойными голосами, с красивой музыкой, с мягкими прикосновениями, с мирными беседами о событиях дня, такой ребенок многое теряет, а воспитание проигрывает.

    -Любят ли играть наши дети?

    -Какие игры им нужны?

    - Что можно предложить будущим школьникам?

    -Какие качества необходимо воспитывать в старшем дошкольном возрасте?

    Попробуем ответить на эти вопросы.

    Воспитатель раздает родителям карточки с первыми словами предложения, а родители должны продолжить:

    *Мой ребенок любит играть…

    *Последний раз сказку мы читали….

    *Дома мы с детьми играем в игры…

    *Эти игры могут научить…

    Выступление воспитателя.

    Сегодня мы поговорим о том, что  такое  ТРИЗ?  

    ТРИЗ  –  теория  решения  изобретательных  задач.  Основатель

    ТРИЗ   –   Генрих   Саулович   Альтшуллер.   Внедрили   ТРИЗ   в

    педагогическую деятельность как методику в 1987 г.

    Дошкольный возраст уникален, и то как сформируется ребенок, такова будет его жизнь.  Как  научить  детей  выражать  свое  мнение,  выражать  свою  точку  зрения?  Как помочь  стать  умным  в  жизни,  приспособиться  в  быстроменяющейся  нашей  сложной действительности?

    Одним  из  основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему  в  ТРИЗ  -  педагогике  основное  внимание  уделяется  именно  этому  направлению.

    Способность  общаться,  познавать  мир,  планировать  свои  действия  формируются  у ребёнка  по  мере  развития  его  речи.  Именно  методы  ТРИЗ-РТВ  позволили  создать методики  по  развитию  речи  дошкольника,  которые  наилучшим  образом  позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.

     Задание.Назови противоположности.

    Родителям предлагается Круг Луллия. Они находят слова противоположные по смыслу.

    -Какие еще слова вы можете назвать?

    В  народе  говорят:  «Без  воображения,  нет соображения». .Особую роль в речевом развитии дошкольника играет творчество. О взаимосвязи речетворчества и умственного развития писала А.Г. Тамбовцева: «Постигая тайны языка, ребенок проделывает колоссальную работу по анализу и обобщению явлений окружающего мира» . Несомненно, наличие творческой составляющей в становлении речи малыша обогащает и социализирует его с самого раннего детства.

    Именно  в  старшем  дошкольном  возрасте творческое рассказывание является результатом освоения ребенком грамматических форм речи, поэтому он так быстро и легко по-своему пересказывает любые литературные произведения. Сочинение сказок – вид речевого творчества, основанный на придумывании детьми собственной  сказки с  присущими  ей  элементами (сказочные герои, волшебные предметы, превращения, победа добра над зломи др.). Сочинение  сказок  детьми  могут  развивать и родители, и воспитатели.  Сочинение сказок, несомненно, способствует развитию детского  творчества,  воображения,  а  следовательно, и мышления. Сам процесс сочинения активизирует речь дошкольника, учит общению с окружающими. Ребенок может ассоциировать  себя  со  сказочным  персонажем, с его героическими и добрыми поступками, а сочинение сказки развивает воображение,  помогает решать  жизненные  проблемы в позитивном ключе.

    Задание. Назови алгоритм составления сказки.

    Родители из заданных картинок выбирают и выставляют на магнитную доску алгоритм составления сказки.

    1.Выбрать героя сказки , придумать начало сказки

    2. Описать героя сказки - характер, какой он – добрый или злой

    3.Чем занимался герой.

    4. Что случилось? Кто ему мешал?  Решает проблему.

     5. Герой справляется с ситуацией, находит выход и побеждает.

    6.Чему учит сказка? Конец.

    Далее воспитатель предлагает приемы ТРИЗ –Кольца Луллия.

    Задание. Найди реальное сочетание (по сказкам)

    Вместе вспоминают сказки, которые читали.

    Задание. Объясни необычное сочетание.

    Воспитатель передвигает один круг, и по стрелочке объясняют выпавшие картинки. Родители придумывают истории, как такое могло получиться.

    Задание. Придумай историю.

    Родителям предлагает придумать фантастическую волшебную историю, не повторяя сюжеты знакомых сказок.

    Оказывается, дошкольникам  трудно рассказывать новую пусть даже вымышленную историю, не  переходя на пересказ уже знакомых сказок.

    -Уважаемые родители, активизируйте мозговую и речевую деятельность детей и тогда они начнут фантазировать,  предлагая свои варианты.

    Затем дети с удовольствием самостоятельно начнут заменять кольца, комбинируют задания, попытаются сами определить цель и правила игры. Организованные совместные игры родителей с детьми  дома научат их не бояться фантазировать.

    Таким образом, самостоятельно придумывая варианты игр, мы содействуем развитию у детей речевой активности, умению мыслить, сопоставлять, делать выводы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Деловая игра с родителями "Роль книги в воспитании ребенка-дошкольника"

    Цель деловой игры с родителями - донести до слушателей важность семейного чтения       Задачи:Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу приобщения детей к кн...

    Деловая игра с родителями «Развитие речи дошкольников через творческие виды деятельности»

    Совершенствование работы по речевому развитию дошкольников через работу с родителями...

    Деловая игра с родителями дошкольников

    Деловая игра с родителями в детском саду «Роль взрослого в умственном и познавательном развитии дошкольников» Цель:  Обогащать знания родителей об особенностях воспитания конкре...

    Деловая игра с родителями в ДОУ «Роль взрослого в умственном и познавательном развитии дошкольников с ОНР»

    Обогащать знания родителей об особенностях воспитания конкретного ребенка с опорой на его индивидуальность, важная часть работы современного педагога. А так же необходимо формировать у родителей систе...

    Конспект деловой игры с родителями Формирование нравственно- патриотических качеств у дошкольников посредством ознакомления с малой Родиной

    Цель: уточнить и закрепить знания родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

    Сценарий деловой игры для родителей по профориентации на тему: «Калейдоскоп профессий»

    Наша задача- способствовать  формированию представлений о социальной значимости труда взрослых. И, вы, уважаемые родители,-наши главные партнеры в этой нелегкой, но интересной работе.  Данна...