« Ознакомление детей дошкольного возраста с местом человека в истории и культуре».
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Иванова Наталья Александровна

         В настоящее время   проблема патриотического воспитания детей и молодежи остается  одной из актуальнейших. При этом она обретает  новые характеристики,  новые подходы к ее решению, как составная часть процесса  жизненного определения и становления личности. Все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм, как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но духовно – нравственный, идеологический, культурно – исторический, военно – патриотический компоненты. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

         ДОУ, являясь  начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, Малой Родине, своему Отечеству. При ознакомлении  детей дошкольного возраста   с родной страной  создаются условия для расширения кругозора, развития познавательных способностей, любознательности, обогащения и развития речи, а  так же решения задач эстетического воспитания и детского творчества.  В процессе этой работы воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к ее  народу,  формируется положительное отношение к труду людей, природе.  Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений,  приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где родился человек. В этой связи имеет огромное значение ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно – экологическим своеобразием родного региона.    Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут не только в информационно – просветительском, но и  эмоциональном  плане. Знакомясь с родным селом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных  этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться  к богатствам национальной и мировой культуры.

       Работа по патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детском саду, родной улице, селу;

 — формирование бережного отношения к родной природе и всему живому; — воспитание уважения к труду людей;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о России, ее столице;

— знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

— формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.   Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, т.к.  воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

     В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную кропотливую работу. Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимы: 

— создание благоприятных материально-технических и социальных условий; — обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;

— последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;

— тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.                       Задача педагога —  отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые ему  наиболее доступны и которые дают ему  природа и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, традиции, общественные события. Факты, явления, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.  Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, а также должен продумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив характерное только для данной местности, данного края, то, что можно увидеть только здесь.    Дети способны запомнить и усвоить многие сведения о родном городе. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше надо привлечь к тем местам, которые расположены  на ближайших улицах: детскому саду, школе, Дому культуры, почте, и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано  для удобства людей.   Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников,  расширяется: это район и село в целом, его  достопримечательности, исторические места,  памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего села и близлежащего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии  по селу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Большая роль в этом принадлежит знакомству детей с народными промыслами края, с народными умельцами.     При этом планировать данную работу наиболее целесообразно по темам (например «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад» и т.д.). Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, а по некоторым темам проведение праздников. Такое тематическое Планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

       Важнейшим средством педагогического воздействия является наблюдение окружающей действительности. Расширить их он сможет, только умело сочетая наблюдение с чтением художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин, просмотром фильмов и т.д. Большое значение имеет активная разнообразная деятельность. Для этого используют различные формы организации деятельности детей. Основной формой являются тематические занятия. Кроме того, необходимо объединение одной темой нескольких занятий: по родному языку, ознакомлению с природой, музыке, изодеятельности, ручному труду (например, «Моё село», «Столица нашей Родины — Москва» и др.).    Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование и т.д.). Итоги работы над темой, синтезирующей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

         Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению  семейных связей  - семейные экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры, а также на предприятия, в учреждения района, города; организация на основе увиденного выставок и экспозиций, демонстрация снятых семейной кинокамерой фильмов и т.д.   Следует отметить, что это направление работы требует от воспитателя особенного такта, внимания, чуткости по отношению к каждому ребенку, т.к. могут иметь место обстоятельства, когда нецелесообразно включать кого-то из детей в обсуждение тех или иных вопросов, в поиск и сбор документов о членах семьи.   Добровольность участия каждого  — обязательное требование и условие данной работы. Интересным может быть мини-исследование. Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее территориальные и временные рамки. Например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети) или прошлого дома и судеб его жителей, истории действующего предприятия и  т д.    Хорошо, когда   в систему включаются  работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды: рождественские балы, праздник русской Масленицы, березки и т.д. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.   

        В исследованиях И.Рыбаловой выделены следующие рекомендации для педагогов:  

• Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.

• Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому (можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить село (город)? Откуда такое название? Что оно может обозначать?»).

• Не  называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вые; или: это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек еще не было на свете.

• Используйте доступную детям лексику, объясняйте  значение незнакомых слов, не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными грамматическими конструкциями.    Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно – патриотического воспитания:

• Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края.

• Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

 • Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

• Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).

• Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой Санкт-Петербурга.

В статье представлен мой опыт по приобщению родителей к ознакомлением детей с культурой Санкт-Петербурга....

Консультация для воспитателей « Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой родного города и края».

             В настоящее время   проблема патриотического воспитания детей и молодежи остается  одной из актуальнейших. Все большее распростран...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ

          Аннотация. В статье освещается проблема патриотического воспитания, раскрываются формы и методы знакомства с историей и культурой своей Родины....

проект «Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края»

Актуальность:Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.Сегодня мы на многое начинаем смотреть иначе, многое...

Консультации для воспитателей « Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой родного города».

             В настоящее время   проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. При этом она обретает...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ЕДЫ

В статье рассматриваются наиболее эффективные и интересные интерактивные технологии и методы обучения дошкольников, содержание интерактивной игры, лэпбука, опытов и экспериментов, способствующие быстр...