Мини-музей в детском саду как форма партнёрского взаимодействия с семьями воспитанников.
занимательные факты (средняя группа)

Петрова Ирина Юрьевна

В детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему посёлку, городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами создающими красоту, народными умельцами.

Чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства. Перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача ориентировать ребенка на эстетическое и нравственное восприятие целостной картины мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_detskom.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Мини-музей в детском саду как форма партнёрского взаимодействия с семьями воспитанников.

В детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему посёлку, городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами создающими красоту, народными умельцами.

Чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства. Перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача ориентировать ребенка на эстетическое и нравственное восприятие целостной картины мира.

Вот и в нашем детском саду «Малыш» мы создали мини-музей «Теремок», где экспонаты теремков постоянно пополняются. Наш мини-музей организован с 2015 года, но в нём уже представлены разные виды теремков, ведётся подборка дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых, настольных игр. «Теремок»-потому что, дети ещё маленькие и очень любят сказки; «Кошкин дом», «Рукавичка», «Кто в теремочке живёт…» и т.д. Музей относится к фольклорным мини-музеям. Он создает особую среду для знакомства детей с устным народным творчеством. Это крайне важно, так как у современных дошкольников нередко возникают трудности в понимании загадок, поговорок, закличек, других жанров фольклора. Во многих сказках упоминаются веретено, кудель и другие предметы крестьянского быта, которые уже давно исчезли из нашей жизни. В русской горнице по-особому звучат народные песни, сказки, прибаутки. Фольклорный мини-музей можно назвать местом обмена информацией разных поколений и национальностей. В то же время он является комплексным мини-музеем, так как знакомит детей с историей, искусством, литературой, природой.

 В нашем музее можно увидеть разнообразие теремков-домов, как старинного, так  и современного стиля. С помощью мини-музея дети знакомятся не только с бытом русского народа, с его обычаями, традициями, но и с русской литературой, народным искусством, историей.

Фольклорный музей - одно из средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Ребенок осознает понятия «прошлое», «настоящее» время, он ощущает себя в потоке времени продолжателем дела предков, приобщается к таланту и мастерству многих поколений и бережно относится ко всему тому, что они создали и оставили. Это способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности. 

 Создавая его, мы отталкивались от методического издания Рыжовой Н. А. «Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями».

Области знания, которым посвящен наш музей – это познание, окружающий мир, коммуникация, художественно-эстетическое творчество.

Музейные экспонаты собраны по разным принципам, например, таким как:

Принцип интеграции: где содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с различными видами деятельности.

Принцип деятельности и интерактивности: музей предоставляет ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими рукам, а также создание экспонатов непосредственно в мини-музее.

Принцип природосообразности: учтены психо-физиологические особенности детей раннего возраста.

Принцип культуросообразности: музей приобщает к общечеловеческим ценностям (отношение к фольклору и т.д.).

Принцип гуманизации: музей создает условия для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности.

Принцип разнообразия: экспонаты в музее разнообразны по форме, содержанию и размерам.

Принцип экологичности: преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения.

Принцип безопасности: оформление мини-музея не создает угрозу здоровью и безопасности ребенка. Дошкольники свободно достают до любого уголка мини-музея.

Принцип партнерства: наш мини-музей является результатом сотрудничества взрослых и детей.

 Наш мини-музей располагается в групповом помещении, на полочках, столе, стеллажах. Такое расположение обеспечивает доступ детей к музею в любое свободное от режимных моментов время.

Мини-музей соответствует требованиям, изложенным в лекциях.

При создании нашего мини-музея мы планировали с каждым годом пополнять наш «Теремок» разнообразными экспонатами, которые можно изготавливать из различных бросовых и природных материалов. В соответствии возрастным требованиям усложнять и обновлять информацию об истории быта, традициях, предметах старины, так как пока мы ещё 2 младшая группа и у нас всё впереди. Проводить разнообразные досуги родительские собрания обыгрывая театральной постановкой наш мини-музей, поэтому я считаю пока дети растут музей будет только пополняться и расширяться, а интерес к нему не пропадёт. Для того чтобы детям не примелькались экспонаты музея и они не потеряли интерес к ним, часть экспонатов периодически будем заменять. Одни убирать на время, другие выставлять. Помня правило: «Новое – это хорошо забытое старое».

Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он тесно связан с системой занятий, экскурсий, досугов, а также с самостоятельной деятельностью детей. Он явился результатом сотрудничества взрослых (воспитателей и родителей) и детей. Через музей дети познают окружающий мир, приобщаются к национальной культуре, общечеловеческим ценностям. В музее созданы условия для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей работами, изготовленными своими руками. На занятиях и экскурсиях, проводимых в музее, учитываются психофизиологические особенности детей разного возраста, создаются условия для раскрытия личностного потенциала каждого ребенка.

На базе музея проходят занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, изодеятельности, музыки. В настоящее время большая роль отводится нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Поэтому в свете новых педагогических задач наш мини-музей может и будет развиваться и дальше, способствуя формированию у детей личностной культуры, приобщая их к богатому культурному наследию русского народа, закладывая прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.

При организации музея «Теремок» уже начали и будем проводить занятия, экскурсии, досуги и праздники для детей и родителей. В них дети и взрослые будут знакомиться с произведениями устного народного творчества, народной музыки и искусства, традициями и бытом русского народа и пр. Причем работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, очень важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части, чтобы можно было не только посмотреть, но и потрогать, поиграть, сделать что-то своими руками.

Достижение наилучшего результата напрямую связано с умением воспитателя составить психологический портрет группы, учесть возрастные особенности конкретной детской аудитории. Поэтому, учитывая возрастные особенности детей, в мини-музее проводятся не только полноценные занятия, но и небольшие беседы-пятиминутки. Так как ребенок младшего дошкольного возраста не способен длительное время, сосредоточив внимание, усидеть или устоять на одном месте.

Вот некоторые темы занятий и экскурсий: «Теремок», «Мы построим новый дом», «Заходите в гости», «Мудрые пословицы», «История русской избы», «Русь деревянная», «Игры наших предков», «В гости к бабушке», «Чужих детей не бывает» и др.

 Планируем и совместное участие в творческих мероприятиях, которые будут помогать объединять семьи и наполнять их досуг новым содержанием. Станет традицией проводить праздники, семейные посиделки, на которые будут собираться не только мамы и папы, но с удовольствием приходить бабушки и дедушки, вспоминать традиции и обычаи, петь народные песни и колыбельные, играть с детьми. Родители воспитанников активны, многие принимали участие в изготовлении и рисования экспонатов. Не у всех есть время и возможность посещать музеи города, поэтому они с удовольствием посещают наш музей. Многим нравится, что в группе появилось интерактивное игровое пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно. Нравится доступность экспонатов. Некоторые родители после посещения музея, решили дополнить его поделками, выполненными вместе с ребенком. Мы провели беседу с детьми и родителями о музеях, которые они посещали и решили собрать рекламные буклеты, сувениры, связанные с другими музеями. И родители приняли активное участие в этом. Наиболее интересным и значим в музейном «деле» по отзывам родителей, оказалась подготовка и сбор информации и экспонатов, а также первое посещение нашего музея совместно с детьми. Мы использовали различные формы совместной деятельности родителя и ребенка.  Конкурсы – цель – вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов, укрепление семьи. Экскурсии для родителей, детей и педагогов других групп. В результате проведенной в мини-музее работы родители стали активно принимать участие в жизни детского сада и, конечно же, оснащении музея. Наличие нашего музея позволяет активно привлекать детей родителей к подготовке экспонатов, участию в экскурсиях, что способствует укреплению семьи.

В ходе совместной деятельности мини-музея «Теремок» наш детский сад посещал и планирует посещение- экскурсий в наш местный музей «Узоры старины глубокой», который располагается МКУК МРБ п. Крупозавода в библиотеке, где мы частые гости и наши музеи тесно переплетаются в фольклоре.

Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению воспитателей, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Кроме того у родителей и детей зародился устойчивый интерес к музеям, экскурсиям, выставкам, и возможно в ближайшие праздничные выходные родители планируют посетить музей г.Сызрани.

На сегодня можно с уверенностью сказать, что благодаря организации нашего мини-музея к нам и нашим детям возвращается национальная память, мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Музей является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности, он приобщает их к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников».

Статья из опыта работы МБДОУ ЦРР детский сад №6 "Колокольчик" г. Луховицы. В статье рассказано о создании муни музеев в ДОУ усилиями сотрудников и родителей. Статья предназначена для тех, кт...

Проект: «Мини-музей в детском саду, как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников»

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. Тема музейной педагогики  ост...

Проект «Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников»

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. Тема музейной педагогики остается...

МИНИ-МУЗЕЙ ВОИНСКОЙ ДОБЛЕСТИ И СЛАВЫ КАК ФОРМА ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В работе изложен современный подход к вопросу о взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи  в решении задач –патриотического воспитания дошкольников через пр...

Проект «Мини-музей в детском саду как форма партнёрского взаимодействия с семьями воспитанников»

laquo;Мини-музей в детском саду как форма партнёрского взаимодействия с семьями воспитанников»...