Статья на тему: "Пальчиковые игры"
статья (младшая группа)

Кузина Татьяна Николаевна

Данная статья поможет познакомитьродителей что такое пальчиковые игры и для чего они нужны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов",- заключил еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

  Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

"Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

  Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

  Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как  соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

  Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка. 

Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти. Постепенно от показа переходят к словесным указаниям (в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза).

Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить  ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. 

 Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.

 Дети  в возрасте 2 - 3 лет выполняют энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).

Например, упражнение «Капуста».

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

   Простые фигуры из пальчиков одной руки.

«Зайка»

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.

«Коза»

У козы торчат рога,

Может забодать она.

Игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).

 «Замок»

На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли. (расцепить пальцы)

«Домик»

На поляне дом стоит,

Ну  а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В домик всех вас приглашаем. 

«Шарик»

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

(Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.)

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.

Игры-потешки.

Сорока-белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

 Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

 Этому дала,

Этому дала.

 При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

 Другой вариант этой потешки:

Этому не дала:

Ты воды не носил,

 Дров не рубил,

 Каши не варил-

 Тебе ничего нет!

При этом большой палец не загибается. Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки.

 Можно использовать следующие стишки:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Игра-потешка :Этот пальчик

 Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Этот пальчик хочет спать,

 Этот пальчик – прыг в кровать!

 Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди…

Встали пальчики.

Ура! В детский сад идти пора.

Взрослый и дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.

Потешка  «Hу-ка, братцы, за работу!»

Hу-ка, братцы, за работу!

(дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы)

Покажи свою охоту.

Большому – дрова рубить,

Печи все – тебе топить,

А тебе – воду носить,

А тебе – обед варить,

А малышке – песни петь,

Песни петь, да плясать,

Родных братьев забавлять

Потешка «По грибы»

1, 2, 3, 4, 5,

(дети попеременно сгибают пальцы, начиная с мизинца)

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот – в миску все кидал,

Этот пальчик все-все съел,

Оттого и потолстел!

Потешка «Алые цветки»

Наши алые цветки

 (ладони соединены в форме тюльпана)

Распускают лепестки. (пальцы медленно раскрываются)

 Ветерок чуть дышит, (производятся плавные покачивания кистями рук)

Лепестки колышет.

 Наши алые цветки (пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка)

 Закрывают лепестки.

 Тихо засыпают, (производятся покачивания головой цветка)

 Головой качают.

Потешка «Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин, (начиная с мизинца, загибать попеременно все       пальцы)

 Много нас, а он один.

 Эта долька — для ежа,

 Эта долька — для чижа,

 Эта долька — для утят,

 Эта долька — для котят,

 Эта долька — для бобра,

 А для волка – кожура. (показать пустую ладошку)

 Он сердит на нас, беда!

 Разбегайтесь кто куда. (спрятать руки за спину)

Потешка «Прятки»

 В прятки пальчики играли (сжимание и разжимание пальцев рук)

И головки убирали.

 Вот так, вот так,

И головки убирали. 

  Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более  подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ на тему "Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"

Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же тако...

Статья на тему "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников....

Статья на тему: Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Трудно понять, каким образом маленький ребёнок, который не может ни на чём сосредоточиться, не владеет умственн...

Статья на тему: "Пальчиковые игры - как способ развития речи детей дошкольного возраста."

Пальчиковые игры - как способ развития речи детей дошкольного возраста. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Смысл и методик...

Статья на тему : "Пальчиковые игры"

Статья представляет понимание,зачем и как важны пальчиковые игры для детей. Как они влияют на запоминание, развитие мышления и фантазии....

Статья на тему: «Пальчиковые игры в работе с детьми».

5 ПРИЧИН, ПО КОТОРЫМ НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯПАЛЬЧИКОВЫМИ ИГРАМИ:Положительное воздействие на внутренние органы;Тонизирующий и иммуностимулирующий эффект;Развитие обоих полушарий мозга;Общение мамы с ребенком...