Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой"
консультация (младшая группа)

Вострикова Надежда Анатольевна

"Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_art.bioe_.docx425.33 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика»

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  • 1.Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут, научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  • 2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  • 3.Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является  основой при обучении письму на начальном этапе.
  • 4.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво.

Рекомендации к проведению упражнений:

  • Сначала упражнение надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
  • Затем темп упражнения можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
  • Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
  • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
  • В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение язычка некоторое время без изменений.
  • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобится помощь врача-логопеда и специальный массаж.

Занятия дадут наилучший результат, если:

  • - они проводятся в форме игры и интересны для ребенка;
  • - на одном занятии не следует давать больше двух-трех упражнений, а к последующим упражнениям надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие;
  • - все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются);
  • - некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка;
  • - при затруднениях в выполнении упражнений надо вернуться к более простому, уже отработанному материалу;
  • - выполнять все упражнения надо поэтапно, в последовательности, указанной логопедом;
  • - инструкции следует давать дробно, например: «Улыбнись; покажи зубы; приоткрой рот; подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами; постучи в бугорки кончиком языка со звуком [д-д-д]». Проверять выполнение ребенком упражнения следует также поэтапно. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение;

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее проводить в начале занятия, в течение трех - пяти минут.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от более простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Сажать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено.

Артикуляционную гимнастику можно проводить, только видя, как выполняет упражнение каждый ребенок. Воспитатель организует работу следующим образом:

а)        рассказывает о новом упражнении, используя игровые приемы;

б)        показывает его выполнение;

в)        упражнение выполняют все дети;

г)        воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более пяти человек).

Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому подход воспитателя должен быть индивидуальным. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно. Надо показать ребенку его достижения («Видишь, Вова, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок научится подниматься кверху»). Если воспитатель видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно не совсем удается, он проводит с этими последними дополнительно индивидуальную работу или дает задание родителям отработать движения дома (по одной-две минуты 2 раза в день - утром и вечером).

Постепенное объединение артикуляционной гимнастики и биоэнергопластики отразилось в этапах работы.

I ЭТАП –  2недели (первая и вторая неделя сентября по 3 занятия в неделю.)

Этот этап включает в себя обследование строение и подвижность  органов артикуляции общеизвестными методами.

Обследование  состояния звукопроизношения также проводится общеизвестными методами.

II ЭТАП - 2недели (3-я и 4-я неделя сентября по 3 занятия в неделю.)

Знакомство со строением артикуляционного аппарата и традиционными  артикуляционными упражнениями.

На этом этапе логопед  сопровождает движениями своей ведущей руки. Этот прием применяется для того, чтобы ребенок привык к необычным движениям. Некоторые дети уже на этом этапе подражают педагогу, выполняют похожие движения.  

III ЭТАП – 1 неделя (1 – я неделя октября  по 3 занятия в неделю)

 На этом этапе  логопед знакомит с персонажами перчаточного театра, которые помогут освоить гимнастику. Логопед объясняет, показывает артикуляционные упражнения,  сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке. Ребенок смотрит, запоминает и затем повторяет, при этом возможно использование ведущей руки.

IV ЭТАП – 5 -7 недель (по 3 занятия в неделю)

 В течение этого периода выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Логопед показывает упражнение и сопровождает его движениями руки. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою ведущую руку в перчатке. Важно  следить  за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были  плавными и раскрепощенными. Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук. Рука должна находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу либо параллельно согнутым ногам сидящего.

V ЭТАП

2 недели (по 3 занятия в неделю)

Артикуляционная гимнастика выполняется так же, только учитель- логопед   показывает упражнение и сопровождает его движениями другой руки. Ребенок повторяет за педагогом и использует другую руку в перчатке.

VI ЭТАП

Артикуляционная гимнастика выполняется  в том же положении. На этом этапе педагог сопровождает упражнения движениями  обеих рук. Ребенок повторяет и использует обе руки в перчатках. Необходимо добиваться правильного и синхронного выполнения движений, при этом важно постоянно следить за плавностью действий пальцев и кистей рук.

VI I ЭТАП

На данном этапе используются сказки о приключениях  Чупа и Чупса.  К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Педагог рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры.

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти,  внимания, мышления. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам,  способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляцио...

Статья:"Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, как одна из инновационных технологий в логопедии."

В статье говорится о биоэнергопластике,что это, и как её можно использовать на логопедических занятиях.Конспект занятия :"Автоматизация звука р в слогах,словах,предложениях"....

Консультация " Проведение артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики" (ранний возраст).

Консультация " Проведение артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики"...

Консультация-практикум "Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой"

От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной пр...

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика c биоэнергопластикой»

Биоэнергопластика активизирует и развивает внимание, мышление, чувство ритма, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхрони...

Консультация для родителей и воспитателей "Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой"

Консультация для родителей и воспитателей на тему "Артикляционная гимнастика с биоэнергопластикой"...

Консультация для педагогов «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»

Известно, что многие дети в настоящее время имеют проблемы в произношении звуков речи. Для того чтобы произнести правильный звук органы речевого аппарата принимают специальное положение или артикуляци...