Консультация «Как помочь ребенку, попавшему в кризисную ситуацию»
материал
Консультация «Как помочь ребенку, попавшему в кризисную ситуацию»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_rebenku_v_krizisnoy_situatsii.docx | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Первая помощь ребенку в кризисной ситуации (рекомендации родителям)
Кризис - это состояние, в котором человек воспринимает происходящее или ситуацию как непреодолимую тяжесть. Это ситуация, в которой превышаются возможные силы человека приспосабливаться к ситуации, и в которой нет возможности разрешить проблему обычными способами. Кризисные ситуации – это природные катастрофы, несчастные случаи или преступные действия, в результате которых необходима дополнительная помощь (полиции, скорой помощи и др.), случаи самоубийства или смерти, насилия среди сверстников и другое.
Реакция ребенка на кризисную ситуацию
▪ Многих родителей беспокоит то, как дети реагируют на кризис или несчастный случай, и при этом они не знают, как помочь. В кризисной ситуации чаще всего меняется поведение ребенка, это может выражаться в возращении к поведению, которое было характерно ребенку на более ранних возрастных этапах (регрессия).
▪ Очень важно отметить (знать), что в большинстве случаев это нормальная реакция на ненормальную ситуацию.
▪ Дети «перерабатывают» травму медленнее, чем взрослые; реакция на травму зависит от возраста ребенка и его особенностей развития.
От рождения до 2-х лет
▪ Высокий уровень тревожности ребенок может выражаться в плаче, кусании, бросании предметов, сосании пальца и в возбужденном поведении.
▪ Если ребенок пережил травму в этом возрасте, то позднее могут остаться неосознанные воспоминания о травматической ситуации (в основном, на эмоциональном уровне).
2-х – 6-ти летние дети
▪ Могут использовать травматическую ситуацию в своих играх или выборе игрушек;
▪ Можно наблюдать тревожную, усиленную привязанность к родителям или опекунам;
▪ Могут стать несамостоятельными;
▪ Любые изменения в повседневной жизни могут воспринимать как угрозу для своей безопасности;
▪ Может усилиться склонность к скрытности, возможны нарушения сна, ночные кошмары;
▪ Хотя в этом возрасте дети не могут еще понять, что такое смерть, травматические синдромы у них могут появиться быстрее, чем у взрослых.
6-ти – 10-ти летние дети
▪ Могут использовать травматическую ситуацию в своих играх или выборе игрушек;
▪ Могут уменьшиться способности к концентрации;
▪ Могут появиться радикальные изменения в поведении ребенка;
▪ Могут начать фантазировать о произошедшем со «спасением» в конце;
▪ Может усилиться склонность скрытности;
▪ Могут возникать трудности в контроле своего поведения;
▪ Может проявиться поведение, которое было характерно ребенку в более раннем возрасте.
Оказаться в неблагоприятных, кризисных условиях может любой ребенок. Перемены, с которыми он самостоятельно справиться не может, несут социальные, общественные и внутрисемейные события (наркомания, пристрастие к алкоголю, насилие, маргинальный образ жизни, малообеспеченность, медицинские проблемы и т.п.). Помощь детям, попавшим в непростые условия (будь то семейный или общественный кризис), должна быть многоступенчатой, грамотно организованной, эффективной.
Профессиональная организация помощи трудным детям предусматривает:
- диагностику семьи, личности;
- раскрытие реабилитационного потенциала ячейки общества;
- разработку индивидуальной программы социальной адаптации или реадаптации;
- непосредственную работу с малышами и родителями;
- сопровождение и консультационную поддержку на всех этапах;
- взаимодействие с семьей либо опекунами
Эффективная поддержка ребенка вне зависимости от причин возникновения трудной жизненной ситуации, тяжести конкретного случая, включает:
- Проработку каждой имеющейся проблемы.
- Создание мотивации к успеху и условий для его достижения. Это позволяет решать вопросы нравственного, физического совершенствования.
- Вовлечение малышей в процессы воспитания, обучения, неформальной коммуникации.
Первая помощь в кризисной ситуации (рекомендации педагогам)
∙ Помните, для ребенка совершенно нормально быть расстроенным и проявлять чувства, касающиеся того, что с ним случилось
∙ Осторожно установите телесный контакт с ребенком. Возьмите его за руку или похлопайте по плечу.
∙ Займите положение на том же уровне, что и ребенок. Не поворачивайтесь к ребенку спиной.
∙ Не прикасайтесь к голове или иным частям тела.
∙ Успокойте ребенка.
∙ Дайте ребенку выговориться. Отвечая на его вопросы сообщайте только верные сведения, давайте только верные ответы
∙ Скажите ребенку, что вы останетесь с ним. В случае расставания найдите себе замену.
∙ Избегайте любых слов, которые могут вызвать у кого-либо чувство вины.
∙ Будьте готовы вообще не говорить. Ребенку может быть достаточно того, что вы рядом
Как помочь ребенку преодолеть кризисную ситуацию (рекомендации для родителей)
▪ В актуальной кризисной ситуации помощь должна быть направлена на уменьшение внутреннего напряжения ребенка, успешно приспособиться и дать поддержку в решении насущной проблемы.
▪ Во время кризиса у детей появляются особые потребности. Позволяйте детям быть более зависимыми от вас, им необходимо обновление чувства собственной защищенности; проводите больше времени вместе, позволяйте им прочувствовать вашу заботу, физическую поддержку.
▪ Постарайтесь, по возможности быстрее, возобновить обычный ежедневный жизненный ритм.
▪ Свои чувства дети выражают разными способами. Примите эти особенности и знайте как на это адекватно ответить. Способность выразить свои чувства – это сила, а не показатель слабости. Дайте своему ребенку любовь и уменьшите страхи, признавая все чувства ребенка (страх, боль). Главное, чтобы ребенок понял, что «вместе мы можем пережить все».
▪ Говорите с ребенком о том, что произошло. Выслушайте его эмоции, давая конкретные пояснения и короткие, правдивые ответы на специфические вопросы, даже о смерти. Используйте понятные для ребенка слова и понятия.
▪ Создавайте ребенку возможность общения и время препровождения со сверстниками.
▪ Ограничивайте и контролируйте те моменты, когда ребенок (особенно маленький) может проводить, смотря волнительные телевизионные передачи.
▪ Важно знать, что ваше поведение и реакции очень сильно влияют на вашего ребенка. В большинстве случаев, ребенок возвращается к своему обычному поведению через несколько недель после кризисной ситуации.
▪ Если во время произошедшего или после этого вы наблюдали необычное поведение или реакции ребенка, ищите помощь у специалистов (психологов, психотерапевтов).
Позаботьтесь о том, чтобы каждый день у ребенка было:
▪ Чувство защищенности и принадлежности дома, в образовательном учреждении, в обществе;
▪ Другие поддерживающие взрослые в жизни ребенка, не считая родителей;
▪ Регулярная, еженедельная организация активности под руководством взрослых.
▪ Находите время, чтобы побыть со своим ребенком!
▪ Старайтесь решать конфликтные ситуации дома спокойно, покажите образец конструктивного взаимодействия. Помните – если мы кричим на своего ребенка, то он уже не услышит нас, когда мы будет просто говорить.
▪ Наблюдайте, не появилось ли нетипичное, непростое поведение у вашего ребенка. Например, чрезмерный плач, переигранные шутки, долгое молчание и скрытность, а также неожиданная открытость – все это может быть чертами тревожности. Ищите помощи профессионалов, если такое поведение будет продолжаться долгое время.
▪ Не допускайте хранение оружия в доступных для детей местах.
▪ Не устанавливайте в комнате ребенка телевизор. Прерывайте и ограничивайте просмотр насильственных сцен, которые ребенок видит по телевизору, в кино или компьютерных играх. Будьте внимательны к тому, чем ребенок интересуется в интернете.
▪ В обсуждениях и разговорах, используйте примеры из литературы и искусства.
▪ Поддерживайте контакт с другими родителями, чтобы быть в курсе, чем занимается ребенок, с кем встречается и где.
▪ Узнайте, проводятся ли в школе занятия по профилактики безопасности, учат ли детей как справляться со злостью, спокойно решать конфликтные ситуации, искать выход из кризисных ситуаций, уживаться с другими, не смотря на их национальную, культурную, религиозную принадлежность. Убедитесь, что в школе существует план действия в кризисной ситуации, который предусмотрен не только для выхода из самой ситуации, но и для ее профилактики.
▪ Добровольно сотрудничайте со школьными или общественными программами по вопросам безопасности.
▪ Поддерживайте представителей законодательства, в приоритете которых духовное здоровье детей и различные профилактические программы.
▪ Не стесняйтесь прибегать к помощи специалистов для себя и своей семьи, если она вам рекомендована.
ВАЖНО! Принцип простой: если мы больше знаем о несчастных случаях и видах как себя защитить, то лучше можем действовать и верить своим силам и возможностям других, для того, чтобы справиться с ситуацией. Если сами внутренне подготовимся, ситуация покажется известной. Более того, если проблема появиться мы вспомним, что уже думали о возможных решениях, и таким образом, не будем подвержены дополнительному стрессу.
▪ Каждой семье можно выработать свой план возможных кризисных ситуаций, беря во внимание конкретные жизненные обстоятельства.
▪ Подумайте, какие возможные неурядицы и кризисные ситуации могут угрожать семье.
▪ Проговорите с членами семьи эти ситуации, и как каждый может в них себя вести.
▪ Придумайте последовательность действий в возможных кризисных ситуациях и научите действовать других членов семьи.
▪ Дайте каждому члену семьи возможное задание – это поможет не растеряться в ситуации и искать выход.
▪ Важно, чтобы члены семьи знали, где могут находиться защитные приспособления необходимые в кризисной ситуации. Решите, кто будет ответственным за порядок хранения и содержания необходимого предмета.
▪ Узнайте сами и научите детей, где дома находятся электрические и газовые щиты, в каких случаях их надо выключать и как это делать.
▪ Подготовьте список телефонных номеров организаций, в которые можно обратиться в непредвиденных ситуациях. Дети должны знать, куда звонить в конкретных кризисных ситуациях (скорая помощь, полиция).
▪ На видном месте напишите, как в необходимом случае найти других членов семьи (номера телефонов, место работы).
▪ Договоритесь, к кому из соседей ребенок может обратиться, если не удается найти членов семьи.
▪ Решите, где безопасный выход, на случай эвакуации из дома.
▪ Решите, где будет место встречи семьи в кризисном случае (тревога увеличивается, когда рядом нет семьи). Каждому случаю надо выбрать одно место встречи недалеко от дома, и второе поблизости.
▪ Очень важно сотрудничество с соседями – включите их, переговорите возможные кризисные ситуации и согласуйте план действий.
▪ И самое важное – вместе попробуйте в действии «кризисный план». Время от времени каждому члену семьи важно освежить в памяти детали плана.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Как помочь ребенку в период адаптации к ДОУ»
Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношен...
Консультация:" Как помочь ребенку в детском саду"
Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду.Возможно советы психолога облегчат родителям и детям период привыкания к детскому саду.· Хотя в детский сад теперь принимают детей и более младшего ...
Консультация "Как помочь ребенку овладеть правильным произношением" для детей среднего дошкольного возраста
Одной из форм пропаганды педагогических знаний среди родителей являются консультации. Цель консультации - помочь родителям в вопросах формирования у ребенка правильной, чистой речи. ...
Консультация: "Как помочь ребенку с нарушением внимания"
В консультации даны практические рекомендации для педагогов и родителей о том как помочь детям испытывающим "дифицит" внимания....
Консультация "Как помочь ребенку стать самостоятельным"
Мы всячески стараемся оберегать детей, создавая им тепличные условия, отбирая у них право выбора и лишая их ответственности за собственные решения и поступки, не осознавая, что этим мы оказываем им ме...
Консультация "Как помочь ребенку отдохнуть после детского сада"
Дети устают в детском саду по разным причинам, поэтому и приемы расслабления могут быть тоже различны. Наиболее распространенный источник напряжения – это публичнос...
Консультация " Как помочь ребенку повзрослеть?Кризис 3-х лет"
Данная консультация поможет родителям малышей разобраться в понятии "кризис 3 лет"...