ПРОБЛЕМЫ РЕЧИ - ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ
консультация

Мальцева Ольга Сергеевна

     Большинство детей, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних это быстро проходит, у других затягивается, и тогда уже родителям сложно самим справиться с этой проблемой, необходима помощь специалиста-логопеда. Кроме нарушения произно­шения звуков, ребенок может страдать и более глубокими речевыми нарушениями, например заиканием. Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение коммуникативной сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для родителей29.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ РЕЧИ - ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ

     Большинство детей, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних это быстро проходит, у других затягивается, и тогда уже родителям сложно самим справиться с этой проблемой, необходима помощь специалиста-логопеда. Кроме нарушения произношения звуков, ребенок может страдать и более глубокими речевыми нарушениями, например заиканием. Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение коммуникативной сферы.

Сначала заикающийся ребенок, на первый взгляд, совершенно нормально общается с другими детьми. А потом мы вдруг начинаем замечать, что ребенок все больше и больше предпочитает играть один, не хочет идти на прогулку и в детский сад. Он начинает осознавать свой дефект и стесняется его. А иногда еще родители, подливая масла в огонь, говорят при других детях о речевом недостатке ребенка.

Заикание бывает разным. Например, впечатлительный, внушаемый ребенок может начать заикаться, подражая кому-нибудь из взрослых, а потом эта реакция может закрепиться. Такое заикание могут корректировать сами родители, следя за тем, чтобы в окружении ребенка не было заикающихся людей.

Иногда ребенок торопится, начинает говорить быстро, ухудшается произношение звуков, а затем из-за перегрузки речевого аппарата может возникнуть и заикание. Обычно такая форма проходит быстро, если родители следят за темпом речи, за соблюдением речевого режима, ограничивают нагрузки.

Бывают и более сложные формы заикания. Одна из них может быть вызвана какой-либо внутренней психической травмой. Очень часто такой причиной бывает испуг. Ребенок становится беспокойным, легко возбудимым, раздражительным, у него ухудшается сон, аппетит, иногда он начинает бояться говорить, а потом, на фоне этого, появляется заикание.

Страдающий заиканием ребенок может быть повышенно агрессивен или, наоборот, замкнут и подавлен. В общении со сверстниками ребенок боится быть несостоятельным, потерпеть фиаско. Он старается вообще избегать общения со сверстниками, либо вступает в конфликты. В отношениях со взрослыми очень часто появляется сильная привязанность к кому-либо. У такого ребенка очень неустойчивая самооценка, он хочет многого добиться, но не верит в свои силы, поэтому старается избегать ситуаций, в которых могут проявиться его реальные способности. Конечно, заикающийся ребенок требует к себе особого внимания. Ему требуется помощь логопеда, который работает над звуковой стороной речи, и психолога, который помогает ребенку справиться со своими внутренними трудностями. И, конечно же, ребенку необходимо внимание любящих и заботливых родителей, которые верят в его силы и возможности и поддерживают ребенка своей любовью.

Каждый ребенок представляет собой яркую индивидуальность и требует особого к себе отношения. Поэтому подход к общению со своим ребенком вы можете и должны найти сами, дорогие родители. Мы же постараемся помочь вам в этом, дав  несколько общих рекомендаций, как вести себя с заикающимся ребенком:

— не стоит обращать особое внимание ребенка на речевой дефект. Значительно лучше его речь от этого не станет, а фиксация на дефекте может привести к нежелательным последствиям;

— ни в коем случае не связывайте неудачи ребенка с его речевым дефектом;

— объективно подчеркивайте достоинства своего ребенка;

— поощряйте его общение с другими детьми;

— не стоит напоминать ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях;                

— обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которых речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.