Формирование творческих способностей у детей с ОНР с использованием технологии "Стихотворчество на занятиях по обучению пересказу"
консультация (подготовительная группа)

Полякова Наталия Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihotvorchestvo.docx193.54 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование творческих способностей у детей с ОНР

 с использованием технологии «Стихотворчество

 на занятиях по обучению пересказу».

https://1.bp.blogspot.com/-vx1hmO_QZLY/Vzg89K9sHBI/AAAAAAAADdM/3M3-GhzkXkwHerfKQsZU8K1AOlvoxXzrgCLcB/s1600/1111.jpg

Воспитатель Полякова Н.А.  

МБДОУ Д/с № 28

2018г.

Формирование творческих способностей у детей с ОНР                                               с использованием технологии «Стихотворчество                                                         на занятиях по обучению пересказу» 

Хочу затронуть тему по обучению пересказыванию детей с тяжелым нарушением речи, т.к.  система работы дает высокие результаты.

 «Родной язык, — писал Я. Корчак, — это не нарочно придуманные для ребенка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа».

  Ребенок «дышит» воздухом творчества: он хочет рисовать петь, сочинять – и нужно лелеять эту способность его души. И тогда, даже в самых обычных сочинениях типа «Как мы ходили в лес за грибами» ребенку захочется сказать о чем-то своем и по-своему. Только в речевой практике он поймет, что с помощью родного языка можно творить чудеса.»

  Проблема развития детского творчества приобретает все большее значение в настоящее время. Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Творческие, интеллектуальные возможности ребенка неисчерпаемы. Дошкольный возраст — период интенсивного развития творческих возможностей. Именно в дошкольном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения. Психологи подчёркивают, что далеко не все дети, а тем более с нарушениями речи, овладевают умениями создавать собственные сочинения. Трудности объясняются следующими причинами: недостаточной сформированностью психических процессов: мышления, восприятия, воображения, малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью. Поэтому дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами их запоминания. Этот процесс обучения вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Здесь очень важно пробудить у детей интерес к подобной учебной деятельности. Решая задачу поиска эффективных методов и приемов в решении коррекционных задач и становления личности детей с проблемами в развитии, в частности с ОНР, стоит обратиться  к детскому стихотворчеству.

Это один из самых результативных приемов, который помогает задействовать как можно большее количество сохранных анализаторов, выполняющих функцию компенсирующих, вызывает живой интерес у детей, помогает осуществить плавный переход от игры к учению, избавляет детей от рассеянности, усталости, забывчивости и неусидчивости, создает положительную мотивацию учения и позволяет решить специфические задачи, связанные с обучением.

      Используемый метод Стихотворчества на занятиях по обучению пересказыванию вызывает живой интерес у детей, стимулирует работу головного мозга, являясь своеобразным тренингом внимания, способствует эстетическому воспитанию ребенка, является одним из приемов коррекции других речевых нарушений и дает возможность формировать и совершенствовать: фонематический слух, звуковой анализ, грамматический строй речи, лексико-семантическую сторону речи, развить связную речь, помогает раскрыться способностям ребенка: ребенок успешно начинает справляться с тем, что было недоступно ему ранее.

      Обучать ребенка пересказу приемами стихотворчества можно при 

составлении описательных рассказов с элементами стихотворчества,

коротких рассказов с опорой на предметные картинки,

 по серии картин по сюжетным картинам,

и в заключении обучать пересказу с элементами творчества (придумай начало, конец рассказа).

           У детей возникает больший интерес к рассказу, когда его можно зарисовать. Поэтому можно использовать мнемотаблицы, опорные схемы, предметные и сюжетные картинки и просто рисунок ребенка.

Работа с рисунками помогает специалистам  в решении как образовательных, так и специальных задач коррекционной работы:

1. Развитие психических функций: формирование устойчивости и переключаемости внимания, развитие познавательной активности.

2. Развитие мелкой моторики в сочетании с развитием осязательного восприятия при обыгрывании с игрушками, муляжами, театром.

3. Развитие пространственных представлений. Словесное обозначение пространственных свойств предметов.

4. Обогащение зрительных представлений (рисунки предметов)

5. Развитие зрительно-двигательной координации (соединение линий в рисунке).

 6. Стимуляция зрительно-познавательной активности.

7. Включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций и отбор речевых средств.

8. Развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, речи.

9. Совершенствование эмоционально-волевой сферы.

10. Воспитание чувства душевной радости и положительной мотивации учения.

В работе с детьми с применением стихотворчества можно выделить 3 условных этапа:

1 этап. Побуждение к стихотворчеству. На первых занятиях происходит первичное знакомство со стихотворными строчками ( знакомые стихи, потешки), а затем в игре с Петрушкой дети учатся подбирать слова рифмы: Петрушка – ватрушка, мошка-кошка, печка-свечка-речка-печка….,играют в игру «Подбери пару»,

2 этап. На данном этапе используется игра с использованием наглядности «Договори словечко». Ребенку читается готовый образец и анализируется вместе с детьми, выделяя «слова-рифмовки».

3 этап. Ребята выполняют часть работы самостоятельно по принципу игры «Подскажи словечко», и заучивают получившееся стихотворение. Дети творят самостоятельно по собственной инициативе после детальной подготовки вместе со специалистами (воспитатель, логопед) и заучивают получившееся чистоговорки, двустишие, стихотворение.

На каждом этапе происходит формирование и совершенствование фонематического слуха, которое включает в себя работу с рифмующимися словами и ударными слогами.

Этот вид работы доступен и интересен детям.

 Он приучает их внимательно вслушиваться в речь, искать рифмующиеся строчки, слова, находить их и учиться самим подбирать рифмы.

      Но необходимо помнить, что стихотворные тексты необходимы не только для эстетического воспитания, развития связной речи и памяти, но и для формирования и совершенствования речевого слуха. И не надо ставить задачу научить детей писать стихи. Этому нельзя научить. Стихи рождаются сами. Это одно из средств самовыражения ребенка. Самое главное, чтобы процесс обучения стал для ребенка интересным и увлекательным.

Ян Амос Коменский призывал сделать труд ребенка источником умственного удовлетворения и душевной радости. Ребенок должен почувствовать: учение - это радость, а не только долг. Учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности.

Освоение даже начальных моментов стихотворной речи способно приводить к качественному изменению всего спектра различных речевых параметров в развитии фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов звуковой культуре речи. Развивая устную связную речь и творческие способности учащихся, воспитатель попутно работает над нравственным воспитанием.

Выделенная система условий позволяет обеспечивать порождение стихотворной речи, в числе которых: ориентировка в ритмической структуре стихотворной речи, система специальных заданий и творческая активность ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческих способностей детей через опытно-экспериментальную деятельность посредством использования нетрадиционных техник рисования

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках п...

Педагогический проект «Формирование творческих способностей детей с использованием театральной деятельности»

Театрализованная деятельность - хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воп...

конспект занятия по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста (связной речи).

План-конспект занятия по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста (связной речи).Обучать детей составлению пересказа по частям на основе литературного произведения;  Развивать умени...

План по самообразованию учителя-логопеда "Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе обучения пересказу"

Тема самообразования посвящена решению одной из проблем в развитии речи детей - формированию связной монологической речи в процессе обучения их пересказу....

Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средством использования театрализованной деятельности

Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средством использования театрализованной деятельности...

Конспект занятия по обучению пересказу детей подготовительной к школе группы "Как капелька стала снежинкой"

Конспект занятия по обучению пересказу детей подготовительной к школе группыПересказ сказки «Как капелька стала снежинкой»...

Конспект к занятию по обучению пересказу детей с ОНР 3 ур.р.р. на основе сказки «Заюшкина избушка»

формирование у детей навыков связного рассказывания с опорой на картинки, символизирующие основные события, отраженные в сказке...