"12 ИГРУШЕК ДЛЯ МАЛЫША"
консультация

Ефремова Наталья Анатольевна

Сценарий общей консультации родителей по вопросу выбора игрушек для детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 12_igrushek_tekst.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«12 игрушек для малыша»

(сценарий мероприятия)

Участники:

- учитель-дефектолог – инициатор встречи,

- родительское сообщество, в том числе семьи, воспитывающие детей с ОВЗ и инвалидностью.

Оборудование:

- видеооборудование (ноутбук, телевизор),

- презентация «12 игрушек для малыша»,

- импровизационный стеллаж «Магазин игрушек»,

- буклет для родителей «Гид по игрушкам».

Форма работы: интерактивная дискуссия в «открытой студии».

 

Цель: организация продуктивного взаимодействия педагогов с родителями, с целью повышения родительской компетентности по вопросу выбора развивающих игрушек для детей.

Задачи:

1. Сформировать представления родителей о важности выбора игрушек для детей разного возраста.

2. Показать родителям эффективность освоения главных особенностей отдельных игрушек.

3. Обучить родителей правилам выбора развивающей игрушки.

Ожидаемый результат:

1. Повышение уровня информированности родителей о выборе развивающих игрушек для детей.

СОДЕРЖАНИЕ ВСТРЕЧИ

Часть 1. Вводная

Учитель-дефектолог (сопровождая выступление презентацией)

СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые гости нашей открытой студии! Сегодня, как и всегда, в центре нашего внимания ребенок с ограниченными возможностями, но безграничными способностями и Вы – его семья!

Тема нашей сегодняшней встречи: «12 игрушек для малыша». И основной вопрос этой темы: «Какие игрушки развивают ребенка?» Ни для кого не секрет, что игрушки нужны для того, чтобы развлекать малыша, радовать его, поднимать ему настроение. Но самое главное предназначение игрушек - помочь ребенку познакомиться с  окружающим миром.

СЛАЙД 2

В связи с этим наша «открытая студия» сегодня превратится в импровизированный магазин игрушек, где Вы сможете выбрать только одну игрушку, которая, по Вашему мнению, поможет ребенку в освоении новых знаний.

Родители посещают импровизированный стенд «Магазин игрушек»

Учитель-дефектолог

Игрушка – это своеобразный источник получения информации, а получить эту информацию поможем ребенку мы - взрослые. Пожалуйста, выразите Ваше мнение по поводу выбранной игрушки.

 

СЛАЙД 3

Выступления родителей

Часть 2. Основная

СЛАЙД 4

Учитель-дефектолог

Итак, игрушки – это специально изготовленные предметы, предназначенные для обеспечения игровой деятельности детей, и, конечно же, служит для разностороннего развития ребенка: развивают движения, психические процессы и речь. Есть игрушки, с помощью которых ребенок решает проблемные задачи, учится самостоятельно мыслить и экспериментировать.

На слайде (родители знакомятся самостоятельно) – виды игрушек:

Сюжетные игрушки -  образные игрушки (куклы и фигурки, изображающие животных; транспортные средства, посуда, мебель и др. )

Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей (матрешки, пирамиды и др.)

Игрушки-забавы, их особенность в сюрпризе и неожиданности, например заводные игрушки животных.

Спортивные игрушки (мячи, прыгалки и пр.).

Музыкальные игрушки (барабан, маракасы и др.).

Театрализованные игрушки (куклы-перчатки, куклы-наперстки).

Технические игрушки знакомят детей с внешним видом технических предметов (игрушечные фотоаппараты, бинокли, калейдоскопы).

Строительные наборы (конструкторы).

Игрушки-самоделки.

СЛАЙД 5

Как говорят: «Сколько людей, столько и мнений!», я тоже хотела бы сегодня поделиться с Вами своим мнением и рассказать о 12 игрушках, которые помогают малышам развиваться.

СЛАЙД 6 (погремушка)

Всем известно первая игрушка  - это… погремушка. Развивает зрительное и слуховое восприятие, двигательные навыки. Но погремушка нужна не только ребенку младенческого возраста, ею может играть и малыш 2-3 лет, у которого погремушка лежит в коробке с музыкальными инструментами, и продолжает развивать в этом случае слуховое внимание.

СЛАЙД 7 (мяч)

Большинство погремушек объединяет одна геометрическая форма – …шарик, а игрушка - …мяч. Самые разные мячики от малюсенького каучукового, который хорошо прыгает и помещается в маленькой ладошке, до большого резинового, пляжного надувного и огромного гимнастического. Его основная цель – формирование моторных навыков, но поиграйте с ребенком в игру «Съедобное - не съедобное» и вот уже мяч помогает развивать мышление и память, а когда мы отбиваем мяч от пола с проговариваем чистоговорок, мы развиваем речь ребенка.


СЛАЙД 8 («Волшебный мешочек»)

Волшебный мешочек – это кладезь. Сравниться с ним может только «волшебная коробочка». Кладите туда любые предметы (бусины, пуговицы, кусочки меха, мелкие игрушки, монетки, ключики, камешки и т.д.) и предлагайте нащупывать там предмет, угадывать его, а затем вынимать из мешка руку и сопоставлять свой ответ с игрушкой.

Если ребенок затрудняется назвать предмет сразу, задаются наводящие вопросы: «Какой предмет на ощупь: твердый — мягкий; круглый — квадратный и т.д.». Развиваются одновременно все психические процессы, речь (даже если ребенок будет отвечать да-нет или использовать жестовые средства общения), а если любящие родители одновременно будут поощрять ребенка позитивными поглаживаниями и поддерживающими посланиями:

- Мне нравится с тобой заниматься!

- У тебя так замечательно получается! и т.д., то у малыша будет формироваться уверенности в себе, постепенно снизится тревожность, внутренняя напряженность, чувство страха перед неудачами. Разве это не чудесная игрушка!

СЛАЙД 9 (кубики)

Тем не менее, обсуждаем следующий предмет – кубики. Итак, развитие моторики – конечно «да». Формирование зрительно-моторной координации, т.е. способности ребенка находить правильный ракурс, чтобы поделка оставалась целостной – тоже «да». Формирование конструктивного праксиса, т.е. умений ребенка конструировать по образцу, развивая зрительное внимание или по собственному замыслу, тем самым, развивая воображение – опять «да». А еще тренировка памяти при конструировании из кубиков увиденных ранее зданий (башни, дома, гаражи и пр.).

Кроме того, если положить их в волшебный мешок одновременно с шариками, то можно отработать сортировку предметов по форме, что развивает важные мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию). Малыш-молчун, сам того не замечая, начинает копировать направляющие слова взрослого – вот, тут, тук: ко всему перечисленному присоединилась речь. Кубики-мякиши, конструкторы, кубики с изображениями, собирательные кубики – все это кубическое царство.

СЛАЙД 10 (пирамидка)

Как ни странно, но пирамидка – очень мощное развивающее пособие. С помощью пирамидки самых маленьких мы научим новым координационным действиям: снимать и надевать колечки, надевать их на пальчики, а далее нанизывать как бусы на веревочку и т.п.

Позже мы научим малышей сравнивать колечки по величине: большой – маленький, больше – меньше, и только потом научим принципу сортировки: сначала самое большое колечко, теперь самое большое из оставшихся – и соберем всю пирамидку.

Только вот пирамидка должна быть правильной: с четким треугольным контуром, с устойчивым основанием, с прямым стержнем и со стержнем-конусом; а еще должна быть пирамидка, где все колечки одного цвета (потому что часто дети просто запоминают порядок цветов, но не понимают сам принцип) и вот их уже набралось 3 штуки. Помните, в первую очередь пирамидка развивает восприятие величины.

И эта игрушка помогает развиваться ребенку как в моторной, так и в познавательно-речевой сферах.

СЛАЙД 11 (матрешка)

А теперь у нас матрешка, поиграем с ней немножко. Матрешка продолжает идею пирамидки, но позволяет на новом уровне ощутить понятие больше – меньше. Ведь тут маленькая матрешка оказывается внутри большой. Первые манипуляции может с удовольствием выполнять самый маленький ребенок. А вот находить порядковое место нужной матрешки, считать, какая она с начала (от большой) и с конца (от маленькой), выстраивать двойные сравнения (больше этой, но меньше той) – это уже и 4-летке актуально. Кроме того, если приобрести матрешку с изображением сказочных персонажей, то можно разыгрывать театрализованные представления, что в свою очередь, развивает эмоциональность самого ребенка и интонацию его речи.

СЛАЙД 12 (кукла)

Как бы не была хороша матрешка, все же прототипом человека среди игрушек является кукла. Эта игрушка - прообраз «я» ребенка. Мы будем изучать по ней части лица и тела, качать ее, кормить, купать, возить на машине, лечить, делать прически, именно так малыш начинает осознавать окружающий мир и самого себя в нем – это развивает личность. Не забудьте к кукле приложить несколько лоскутков ткани. Они станут и кроватью, и полотенцем, и носовым платком, и все это важно при формировании навыков самообслуживания.

СЛАЙД 13 (машинка)

Нет, напрасно мы решили покатать кота в машине:

Кот кататься не привык - опрокинул грузовик.

Машинка, как игрушка интересна и мальчикам и девочкам, и поэтому должна быть доступна для игры малышам обоих полов, равно как и кукла, которая хоть в единственном экземпляре, но должна быть у каждого мальчика. Сначала малыш просто рассматривает предмет, развивая восприятие, знакомится с формой, далее начинает катать ее и понимает, что машинку нужно ставить на колеса и тогда она катится, по мере взросления ребенок начинает осваивать части машины («Шина, машина, кузов, кабина» – кто не рассказывал такую считалочку своему малышу?). Малыш ходит и ему интересно, что машина едет за ним, если он тянет ее за веревочку, едет, если он нажимает на кнопку пульта управления, едет вперед и назад, вправо и влево, а это уже пространственная ориентировка. Машина едет – «жжж» и гудит «би-би», ребенок соотнесено звукоподражает, а еще, предположим, в машине едет киса, которая мяукает – «мяу-мяу». Машине нужен гараж, мастерская, в конце концов, ребенок сам становится водителем, выстраивая машину из стульчиков.

СЛАЙД 14 («Логический куб»)

Логический куб – первый сортер малыша. Он бывает разнообразных форм, с разными уровнями сложности. Важная особенность этой детской игрушки - умение соотнести фигурку с отверстием. Само название игрушки «сортер» говорит о том, что от ребенка требуется что-то рассортировать, соотнести и разместить предметы в соответствии с их формами, размерами или цветами. Когда крохе удается попадать нужным предметом в прорезь, он несказанно радуется. Особенно, если в это время начинается играть веселая мелодия, исходящая от сортера, ведь некоторые модели обладают и этой особенностью.

Куб бывает двух видов: в одном игрушки закрепляются в отверстия, а в другом - проталкиваются. После того как малыш поместит на свои позиции все фигурки, он получит законченную композицию, а это целостный образ предмета, формирование общего кругозора. Кубик можно собирать, и разбирать как конструктор, например, делая из сортера, вытянутую дорожку.

Я рекомендую на начальных этапах приобрести два почти одинаковых кубика, а если точнее, то одинакового размера, с одинаковыми фигурами, но чтобы эти фигуры на двух кубиках были разного цвета, например, на одном красный – это круг, а на другом красный – это овал. Так с ребенком можно отрабатывать 2 сенсорных эталона: форму и цвет, кроме того моторику, внимание и конструктивный навык.

СЛАЙД 15 (вкладыши)

На основе рамок – вкладышей придуманных Марией Монтессори создана масса игр и пособий. Конечно, лучше и эффективнее пользоваться действительно изначальным пособием. Дело в том, что в нем фигуры не отличаются по цвету, и не проваливаются в дырки, а ровно вставляются в свои рамки. В этом заложены глубокие смыслы. Ребенок узнает фигуры не по цветам, а по контурам – у него формируются образы фигур в памяти. Невозможно неправильно вставить фигурку – она никуда не провалится, а «окошко» не закроется.

Но что же делать с пособием после того, как ребенок научился правильно соотносить рамку и вкладыш? Что делать с подросшими детьми? Теперь предлагаем малышу найти ту или иную фигуру на ощупь в «волшебном мешочке».

Кроме того, рамки и вкладыши мы начинаем использовать как трафареты и штампы! Придавил фигуркой пластилин – получил красивый, выпуклый отпечаток. Обвел фигуру снаружи или внутри – получил контур. Покрасил с одной стороны вкладыш краской – снова получил отпечаток. Фигуры – прекрасный материал для развития мышления, восприятия и тактильных ощущений.

СЛАЙД 16 (музыкальные инструменты)

Музыка оказывает непосредственное влияние на гармоничное развитие детей. Классические мелодии и звуки природы способны напрямую влиять на формирование личности. Сегодня каждая мама может приобрести для своего ребенка разнообразные игрушки, которые могут воспроизводить те или иные звуки, мелодии. Большой популярностью пользуются яркие музыкальные инструменты. Это развлечение не только вызывает живой интерес у малыша, но и очень полезно. Музыкальные инструменты могут пищать, свистеть, тарахтеть, стучать и пр. Если ваш ребенок еще совсем маленький, он будет прислушиваться к самым простым звукам. Когда ваш малыш немного подрастет, ему понадобятся более сложные музыкальные игрушки и создание игровых ситуаций: поиграй тихо-громко, постучи один раз-много раз, «Не пропусти начало», «Угадай, что звучит?»  и т.д. Игрушечный музыкальный инструмент поможет максимально развить творческие способности с раннего возраста.

К этой же категории можно отнести и интерактивные игрушки, например, игрушечные телефоны. Они оснащены встроенными обучающими музыкальными функциями: перечисление алфавита, цифр, проигрывание разных звуков, сказок и мелодий. Чаще всего обучение происходит в форме веселых песенок, что очень нравится детям и до года.

На сегодняшний день ассортимент изделий настолько велик, что перечислить все типы практически невозможно.

СЛАЙД 17 (лото)

Первая настольная игра малыша – это лото. По сути, лото - это парные картинки, значит, основная задача этой игры научить ребенка видеть и сличать по категории картинка-картинка, поэтому игра развивает общую наблюдательность, внимание, образное мышление, зрительную, смысловую и слуховую память; повышает общий интеллектуальный уровень - кругозор, обогащает словарь; создает положительный эмоциональный настрой; учит соблюдать очередность, что важно при ведении речевого диалога; совершенствует мелкую моторику рук.

Можно играть в лото с малышом с 2 лет, начиная с самых простых заданий и постепенно переходя к более сложным играм.

Существует множество различных видов лото для детей.  Есть «смешанные» лото, в которых присутствуют изображения живых существ, продуктов питания и предметов неживого мира. Есть специализированные лото только с животными, только с растениями и т.д. Бывают контурные и силуэтные лото, и даже лото-мозаика, в котором нужно искать и совмещать различные фрагменты картинок.

СЛАЙД 18

При выборе игрушек педагоги советуют учитывать индивидуальные психофизические и психо-эмоциональные особенности ребенка, а также то, что в разном возрасте дети играют по-разному и предпочитают разные игрушки:

- до года ребенок познает предмет, прикасаясь к нему, учится брать предметы разные по форме и величине одной - двумя руками и пальчиками. Также в этот период малыш учится слышать и слушать;

- от 1 года до 2 лет – это возраст первых конструктивных представлений, когда малыш учится что-то складывать и соединять;

- с 2 до 3 лет – девочки и мальчики по-разному проявляют свои склонности: девочки начинают кормить, качать, раздевать и одевать кукол, а мальчики предпочитают движущиеся игрушки (машинки, кораблики, самолеты);

- с 3 лет дети вступают в период вопросов: что? почему?, начинает развиваться воображение и появляться сюжет игры;

- с 4 лет дети все больше предпочитают подвижные игры, осваивая игровые правила.

Часть 3. Заключительная

Учитель-дефектолог

 «Открытая студия» предполагает активную обратную связь, как бы Вы теперь ответили на вопрос «Какие игрушки развивают ребенка?»

Выступления родителей

СЛАЙД 19

Учитель-дефектолог

Вывод один: каждая игрушка имеет свои полезные функции, а задача родителей подобрать самую подходящую для своего малыша.

Я рада, что сегодня у меня была возможность пообщаться с Вами! Надеюсь, информация была для Вас полезной и в заключение нашей встречи позвольте предложить Вам для ознакомления буклет «Гид по игрушкам» с методическими рекомендациями по выбору основных игрушек для детей с момента их появления на свет (педагог раздает буклеты). Материалы сегодняшней встречи размещены на моей личной странице в сети Интернет и на официальном сайте нашего учреждения.

СЛАЙД 20

Благодарю Вас за активное участие! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 самых нужных и 10 самых опасных игрушек для малышей!

В период от рождения и до 3 лет весь мир для ребенка — игра, а игра — его собственный мир. Какие игрушки должны быть в мире крохи, чтобы «сообщить» через них самые важные сведе...

«Мини – музей деревянных игрушек для малышей».

laquo;Мини – музей деревянных игрушек для малышей»....

Презентация "12 игрушек для малыша"

Презентация будет полезна родителям при выборе развивающих игрушек для детей раннего возраста. К презентации прилагается текст консультации "12 игрушек для малыша" и буклет "Гид по игру...

Развлечение - театр игрушек для малышей

Развлечение для детей группы раннего возраста"В гости к игрушкам"...

Презентация "10 самых нужных игрушек для малышей"

Материал для родителей малышей...

Консультация «Безопасность игрушек для малышей»

Консультация «Безопасность игрушек для малышей»...