РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ЗАГАДКАМИ
картотека (подготовительная группа)

Белая Екатерина

Загадки и стихи (рифмованные загадки), предлагаемые в качестве образцов, должны каждый раз не только соответствовать поставлен­ной речевой задаче, но и быть интересными по содержанию, вырази­тельными по языку, простыми по композиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ЗАГАДКАМИ

Приступая к отбору загадок для работы с детьми того или иного возраста, необходимо прежде всего определять доступность их содержания, учитывать полноту, конкретность, точность характеристик, сложность художественного образа, язык загадки, а также опыт ребенка, его знания.

Отгадывание загадок и объяснение вывода (доказательство) требуют от ребенка умения мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить убедительную форму выражения своих мыслей. Когда дети овладеют различными способами доказательства, то и отгадывать, а далее придумывать они будут легче и точнее, так как приобретут навык логического рассуждения.

Доказательство отгадок вызывает у детей живой интерес, формирует мышление и речь. Необходимость доказывать убедительно, развернуто и последовательно тренирует ребенка в использовании различных языковых средств, как лексических, так и грамматических.

Способ доказательства зависит от содержания, композиции загадки, от своеобразия логической задачи. Существуют два способа доказательства отгадок.

Первый способ: доказательство начинается с объявления тезиса (отгадки), после чего следует подтверждение его доводами, мотивами, аргументами (признаками) — это дедуктивный способ.

Второй способ: доказательство начинается с рассмотрения признаков и установления связей между ними, то есть является рассуждением, а отгадка (вывод) — логическим итогом этого рассуждения, — это индуктивный способ [4].

Загадки и стихи (рифмованные загадки), предлагаемые в качестве образцов, должны каждый раз не только соответствовать поставленной речевой задаче, но и быть интересными по содержанию, выразительными по языку, простыми по композиции.

Загадка-описание заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. В загадке как произведении малой формы дети скорее всего могут увидеть, как языковые средства объединяются в описательный текст. Это помогает развитию у детей способности понимать и создавать описательную речь. Чтобы они могли самостоятельно отгадывать загадки, нужна специально организованная система наблюдений, позволяющая увидеть предмет с разных позиций, а явление — в разные периоды его развития, в изменении, дающая возможность составить о нем более полное представление.

Наиболее трудны метафорические загадки, в которых слова используются в переносном значении. Помимо фактических знаний об окружающем мире, приобретенных во время наблюдений, занятий, игр, труда, детям нужно знание языка, особенно умение понимать переносное значение слова. Каждый признак, качество, действие, состояние имеют свое конкретное языковое значение, которое отыскивает сам педагог, показывая тем самым, какие для этого речевые средства выбираются и как они используются. При этом педагог побуждает ребенка к самостоятельному выражению увиденного, поправляет его ответы, приобщая таким образом к литературной норме. Сложная метафорическая загадка станет доступной дошкольникам, если педагог будет направлять работу их мысли.

Облегчает отгадывание способ использования загадок, характер их преподнесения. Занятия должны подчиняться тематическому подбору загадок. Это обеспечит направленность детского внимания, большую

его сосредоточенность, облегчит работу мысли и увеличит дидактическую эффективность занятий.

Чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильная.

Следует вызывать у детей интерес к процессу доказательства. Для этого можно организовать соревнование «Кто точнее и полнее объяснит?» или «Кто убедительнее докажет отгадку?»

Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления во всей полноте и глубине связей и отношений, предлагать отгадывать и придумывать загадки с хорошо знакомыми детям предметами и явлениями. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными. Необходимо давать образец и план доказательства при помощи последовательной постановки вопросов в соответствии со структурой загадки. Разные загадки об одном предмете активизируют словарь, показывают, как дети понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают отгадку.

Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными доводами. Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, подбору аргументов и придумыванию загадок развивает самостоятельность, оригинальность мышления и речетворческие способности.

Таким образом, при отборе загадок для детей дошкольного возраста необходимо учитывать:

  • соответствие тематики загадок воспитательно-образовательным задачам и жизненному опыту детей;
  • полноту и конкретность характеристики;
  • доступность языка и степень сложности художественного образа;
  • тип логической задачи и характер мыслительной операции при отгадывании;
  • речетворческие возможности детей при придумывании загадок.

Отбирая загадки для детей младшего возраста, необходимо учитывать психологические особенности ребенка четвертого года жизни: дети этого возраста живо реагируют на предметы, которые вызывают у них положительные эмоции. В младшем возрасте у ребенка активно развиваются внимание, память, которая становится наглядно-образной, формируется воображение, благодаря чему на основе словесного описания малыш может создать образ предмета. Тематика загадок для маленьких ограничена их небольшим жизненным опытом.

Это загадки о предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается, многократно воспринимает и которые оказывают на него эмоциональное воздействие: загадки об игрушках, домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода, продуктах питания. Это загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечены те качества и свойства, которые дети хорошо знают (голос животного, чем оно питается, повадки и др.). Но при этом загадки для малышей не должны быть очень подробными, так как много признаков ребенок не в состоянии запомнить и соотнести между собой.

Основные критерии при отборе загадок для малышей', лаконизм, яркость характеристики, точность языка и конкретность образа.

Дети среднего дошкольного возраста (пятый год жизни) умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение), сравнивать предметы между собой. Они выделяют частные и существенные признаки предметов и явлений. Им предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, некоторых орудиях труда, явлениях природы, средствах передвижения. Желательно учитывать региональный компонент: какие растения и каких животных дети смогут наблюдать в естественных условиях (в среде их обитания). Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно. Признаки предметов в загадках должны быть определены конкретно и четко, выражены словами в их прямых значениях. Они должны отражать своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета загадки.

У старших дошкольников (дети пяти-шести лет) продолжается развитие мыслительной деятельности: точнее протекают процессы анализа и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения, могут самостоятельно делать выводы, умозаключения. В работе с детьми этого возраста используют загадки разнообразной тематики: о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы и их закономерностях, предметах обихода и орудиях труда, средствах передвижения, связи и информации, о спорте, человеке, грамоте, книге.

Старшим дошкольникам можно загадывать загадки и народные, и литературные, среди которых могут быть как лаконичные, так и подробные. Характеристика предметов и явлений в загадках может быть краткой, но среди признаков должен быть назван существенный, типичный.

Детям шести-семи лет предлагают загадки с более сложными типами логических задач. Характеристика предметов в них может быть дана кратко: названы 12 признака, по которым надо восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения. Широко используются загадки, отгадывание которых строится на постепенном исключении отрицательных сопоставлений, на сравнении и сопоставлении предметов и вычленении сходных признаков, то есть загадки метафорические. Учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению, детям предлагают загадки, отгадать которые можно только после длительных неоднократных наблюдений за одним явлением [4].

Подготовительная к школе группа

Раздел 1. Рифмованные загадки: отгадывание авторских загадок

Тема 1. Когда это бывает?

Цель: учить отгадывать рифмованные авторские загадки в стихотворной форме о явлениях природы. Задачи:

  • Учить отгадывать рифмованные авторские загадки в стихотворной форме о явлениях природы.
  • Продолжать учить различать литературные жанры.
  • Закреплять умение использовать в речи средства выразительности, употребляемые автором.
  • Развивать память.
  • Воспитывать любовь к природе.

Тема 2. Стишки про нас.

Цель: учить отгадывать рифмованные авторские загадки об общественной жизни (человек, орудия труда, транспорт и т. д.). Задачи:

  • Учить отгадывать рифмованные авторские загадки об общественной жизни (человек, орудия труда, транспорт и т. д.).
  • Продолжать учить воспринимать образное содержание произведений разных жанров.
  • Закреплять умение воспроизводить фонетический рисунок слова.
  • Развивать пассивный словарь, вводя новые названия предметов.
  • Воспитывать любовь к фольклору.

Раздел 1. Рифмованные загадки: придумывание

Тема 1. Скажи в рифму. Цель: учить рифмовать слова. Задач и:

  • Учить рифмовать слова.
  • Упражнять в умении подбирать пары слов, схожих по звучанию.
  • Закреплять умение слышать части слова (окончание, суффикс, приставку), ориентироваться на них.
  • Развивать речевое внимание.
  • Воспитывать умение работать в коллективе.

Тема 2. Закончи предложение.

Цель: учить заканчивать простые распространенные предложения

рифмой. Задачи:

  • Учить заканчивать простые распространенные предложения рифмой.
  • Продолжать учить самостоятельно употреблять разные типы предложений.
  • Упражнять в правильном произношении всех звуков родного языка.
  • Развивать мыслительно-синтетические функции путем использования схематических моделей.
  • Воспитывать желание помочь друг другу.

Тема 3. Юные поэты.

Цель: учить придумывать рифмованные загадки из 2—4 строк. Задачи:

  • Учить придумывать рифмованные загадки из 2—4 строк.
  • Упражнять в умении подбирать пары слов, схожих по звучанию.
  • Закреплять умение слышать части слова (окончание, суффикс, приставку), ориентироваться на них.
  • Развивать грамматическую правильность речи.
  • Воспитывать желание придумывать загадки.

Раздел 2. Описательные загадки: отгадывание

Тема 1. Логические задачи.

Цель: учить отгадывать описательные загадки по 2—3 признакам: восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения.

Задачи:

  • Учить отгадывать описательные загадки по 2—3 признакам: восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения.
  • Продолжать учить анализировать, синтезировать, обобщать услышанное и делать вывод.
  • Упражнять в умении замечать грамматические ошибки в речи других детей.
  • Развивать воображение.
  • Воспитывать любовь к родному языку.

Тема 2. Что такое перед нами?

Цель: учить отгадывать описательные загадки, в которых характеристика предметов и явлений может быть краткой, но есть один существенный признак.

Задачи:

  • Учить точно и правильно соотносить слова загадки и объекты.
  • Продолжать учить отгадывать описательные загадки.
  • Закреплять умение выделять существенные признаки предмета, устанавливая иерархию признаков.
  • Развивать мышление.
  • Воспитывать умение внимательно выслушивать товарища.

Раздел 2. Описательные загадки: придумывание

Тема 1. Кто здесь живет?

Цель: учить придумывать загадки о животных, птицах, насекомых,

используя их характерные признаки. Задачи:

  • Учить придумывать загадки о животных, птицах, насекомых, используя их характерные признаки.
  • Продолжать учить составлять рассказ-загадку по схеме.
  • Закреплять умение выделять существенные признаки предмета, устанавливая иерархию признаков.
  • Развивать логическое мышление.
  • Воспитывать желание придумывать новые загадки.

Тема 2. Что здесь растет?

Цель: учить придумывать загадки о растениях, овощах, фруктах, используя их существенные отличительные признаки.

Задачи:

  • Учить придумывать загадки о растениях, овощах, фруктах, используя их существенные отличительные признаки.
  • Продолжать учить употреблять в речи различные типы предложений.
  • Закреплять умение самостоятельно использовать все грамматические формы.
  • Развивать грамматическую правильность речи.
  • Воспитывать любовь к природе.

Тема 3. Для чего нужны эти предметы?

Цель: учить придумывать загадки о различных предметах по схеме

описательной загадки. Задачи:

  • Учить придумывать загадки о различных предметах по схеме описательной загадки.
  • Продолжать учить составлять рассказ по схеме.
  • Закреплять умение проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности.
  • Развивать мыслительно-синтетические функции путем использования схематических моделей.
  • Воспитывать любовь к родному языку.

Раздел 3. Загадки с отрицанием: отгадывание

Тема 1. Вам знаком зверек такой?

Цель: учить отгадывать загадки с отрицанием о животных (не более 3 отрицаний). Задачи:

  • Учить отгадывать загадки с отрицанием о животных (не более 3 отрицаний).
  • Продолжать учить правильно понимать слова в переносном смысле.
  • Закреплять знания о характерных признаках животных.
  • Развивать мышление и память.
  • Воспитывать любовь к животным.

Тема 2. Что нужно школьнику?

Цель: учить отгадывать загадки с отрицанием о школьных принадлежностях (не более 3 отрицаний).

Задачи:

  • Учить отгадывать загадки с отрицанием о школьных принадлежностях (не более 3 отрицаний).
  • Продолжать учить осваивать объяснительную форму речи-рассуждения.
  • Закреплять умение выделять существенные признаки предмета, устанавливая иерархию признаков.
  • Развивать активность в речи.
  • Воспитывать интерес к школе.

Раздел 3. Загадки с отрицанием: придумывание Тема 1. Так, да не так.

Цель: учить придумывать загадки, отгадывание которых строится на постепенном исключении отрицательных сопоставлений. Задачи:

  • Учить придумывать загадки, отгадывание которых строится на постепенном исключении отрицательных сопоставлений.
  • Продолжать учить пользоваться в речи сложносочиненными предложениями с союзами «а», «но».
  • Закреплять умение пользоваться разнообразными средствами выразительности (сравнение, олицетворение).
  • Развивать речетворчество.
  • Воспитывать умение доброжелательно помогать сверстникам в случае затруднения.

Тема 2. Кто я?

Цель: учить придумывать загадки с отрицанием о животных по

схеме. Задачи:

  • Учить придумывать загадки с отрицанием о животных по схеме.
  • Продолжать учить пользоваться в речи сложносочиненными предложениями с союзами «а», «но».
  • Закреплять умение находить существенные признаки.
  • Развивать активность в речи.
  • Воспитывать отзывчивость.

Тема 3. Кто и что вокруг тебя?

Цель: учить придумывать загадки с отрицанием об общественной жизни по схеме.

Задачи:

  • Учить придумывать загадки с отрицанием об общественной жизни по схеме.
  • Продолжать учить использовать языковые средства выразительности (сравнение и олицетворение).
  • Закреплять умение слышать в речи ошибки товарища и тактично исправлять их.
  • Развивать творчество.
  • Воспитывать вежливое речевое общение.

Раздел 4. Метафорические загадки: отгадывание

Тема 1. «Свет мой зеркальце, скажи...» Цель: познакомить с метафорой и эпитетом. Задачи:

  • Познакомить с метафорой и эпитетом.
  • Продолжать учить понимать и запоминать авторские средства выразительности.
  • Закреплять знания о различных литературных жанрах (загадка, сказка, рассказ, пословица).
  • Развивать умение пользоваться словесной моделью речи.
  • Воспитывать любовь к художественной литературе.

Тема 2. Схема метафорической загадки.

Цель: познакомить со схемой метафорической загадки. Задачи:

  • Познакомить со схемой метафорической загадки.
  • Продолжать учить осваивать объяснительную форму речи-рассуждения.
  • Закреплять умение находить существенные признаки объектов и использовать их для объяснения.
  • Развивать воображение.
  • Воспитывать умение работать в коллективе.

Тема 3. Кто здесь живет?

Цель: учить отгадывать по схеме метафорические загадки о живых

объектах. Задачи:

  • Учить отгадывать по схеме метафорические загадки о живых объектах.
  • Продолжать учить анализировать, синтезировать, обобщать услышанное и делать вывод.
  • Закреплять умение внимательно выслушивать воспитателя.
  • Развивать мыслительно-синтетические функции путем использования схематических моделей.
  • Воспитывать умение работать в малых подгруппах.

Тема 4. Многозначные слова.

Цель: познакомить с понятием «омоним».

Задачи:

  • Познакомить с понятием «омоним».
  • Продолжать обогащать словарный запас.
  • Овладевать многообразием понятийного содержания слова.
  • Развивать мышление.
  • Воспитывать интерес к родной речи.

Тема 5. Знаешь ли ты себя?

Цель: учить отгадывать по схеме метафорические загадки о человеке, о том, что его окружает. Задачи:

  • Учить отгадывать по схеме метафорические загадки о человеке, о том, что его окружает.
  • Продолжать учить работать со схемами.
  • Продолжать знакомиться с более сложными средствами языковой выразительности: полисемией, олицетворением, метафорой.
  • Развивать воображение.
  • Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Раздел 4. Метафорические загадки: придумывание

 Тема 1. Зашифрованные слова.

Цель: развивать умение строить фразы, основанные на сравнении и сопоставлении предметов и вычленении сходных признаков (метафора).

Задачи:

  • Развивать умение строить фразы, основанные на сравнении и сопоставлении предметов и вычленении сходных признаков (метафора).
  • Продолжать учить создавать свои образные сравнения, эпитеты.
  • Закреплять умение сравнивать предметы, находить существенные признаки, переходя от простого использования звуковой формы слова к осознанию его истинного содержания.
  • Развивать наблюдательность.

•        Воспитывать самостоятельность в высказывании мыслей. Тема 2. Что такое перед нами?

Цель: учить придумывать метафорические загадки о предметах ближайшего окружения, используя наглядность и слова в переносном смысле (олицетворение).

Задачи:

  • Учить придумывать метафорические загадки о предметах ближайшего окружения, используя наглядность.
  • Продолжать учить создавать свои образные сравнения, метафоры, эпитеты.
  • Закреплять умение вести диалог: задавать вопрос, выслушивать ответ.
  • Развивать зрительное восприятие.
  • Воспитывать бережное отношение к вещам.

Тема 3. Кто это?

Цель: учить придумывать метафорические загадки о животных,

используя наглядность и прием сравнения. Задачи:

  • Учить придумывать метафорические загадки о животных.
  • Продолжать учить использовать авторские языковые средства выразительности.
  • Закреплять умение сочинять загадки в соответствии с требованиями к структуре повествования.
  • Развивать активность в речи.
  • Воспитывать гуманизм.

Тема 4. «Испорченный телефон».

Цель: Развивать навыки использования образных, выразительных средств речи, простых сравнений, прозрачных метафор в придумывании метафорических загадок.

Задачи:

  • Учить говорить чисто, грамотно, выразительно.
  • Продолжать обогащать словарный запас ребенка.

Закреплять умение выразительно воспроизводить текст загадки

Схемы загадок

В «Литературной энциклопедии» загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего» (Литературная энциклопедия. М., 1964, т. 2. 970 с). По определению известного фольклориста В. И. Чичерова, «загадка — это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса» (Чичеров В. И. Русское народное творчество. М., 1959. 322 с).

В основе этих определений одни и те же признаки. Учитывая эти признаки, загадку можно определить так: загадка — это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса [4].

Рифмованные загадки

Загадки в поэтической форме, как правило, литературные авторские, где последнее слово является отгадкой. Например:

Верещунья, белобока, А зовут ее... {сорока).

В. Кремнев

В схеме это вертикальный ряд четырехугольников, каждый из которых — строчка стиха, а последний (со знаком вопроса) обозначает отгадку.

Описательные загадки

В схеме это цветок с 5 лепестками, где каждый лепесток обозначает характерный признак предмета: форму, цвет, размер, живое или неживое (там же может быть действие предмета), материал (его свойства). Серединка со знаком вопроса и есть отгадка.

Загадки с отрицанием

Это загадки, отгадывание которых строится на постепенном исключении отрицательных сопоставлений: черен, а не ворон, рогат, а не бык, с крыльями, а не птица. (Жук.)

В схеме это пересекающиеся круги с зашифрованными признаками, перечеркнутые — отрицание сопоставлений с другими предметами. В середине пересечений стоит вопросительный знак — отгадка, которая заключает в себе все перечисленные признаки.

Метафорические загадки

Это загадки, основанные на сравнении и сопоставлении предметов и вычленении сходных признаков с использованием различных видов троп.

В схеме это пересекающиеся круги (каждый круг — признак предмета). Признаки пересекаются, сопоставляются (при этом ребенок должен проявить смекалку), а на пересечении стоит знак вопроса — здесь скрыта отгадка.

Средняя группа

Раздел 2. Описательные загадки: отгадывание

Тема 1. Что такое описательная загадка.

Цель: продолжать знакомить с описательными загадками.

Задачи:

  • Продолжать знакомить с описательными загадками.
  • Продолжать учить самостоятельно пользоваться системой окончаний существительных и прилагательных для правильного оформления речи.
  • Закрепить умение задавать вопросы.
  • Развивать усидчивость.
  • Воспитывать терпеливость.

Оборудование и материалы: модель луга, цветные карандаши, контурные изображения цветов, клей.

Ход занятия

Педагог. Ребята, художник нарисовал картину, да вот беда: раскрасить забыл и название зашифровал. Что же делать? Дети. Отгадать название и самим раскрасить. Педагог. Читаю зашифрованное название:

Вот полянка перед нами С разноцветными цветами. Красный, желтый, голубой. Выбирай себе любой!

Правильно — это луг. А на нем много нераскрашенных цветов.

Давайте сами раскрасим их. Но перед этим поиграем в игру «Угадай, что я задумал». Я задумаю цветок, который растет на этом лугу, а вы, задавая мне вопросы, должны отгадать, какой цветок я задумала. Играем?

Дети, задавая вопросы «Какого цвета цветок? На что похож? Маленький или большой?» и другие, отгадывают названия цветов.

Педагог. Итак, у нас на лугу растут ромашки, маки, васильки, одуванчики, колокольчики. Ребята, а как вы угадали?

Дети. Задавали вопросы и составляли описание цветка. По описанию мы догадались, что красный с черной серединкой — это мак, а белая с желтой серединкой — ромашка. (И т. д.)

Педагог. А вы знаете, что ваши вопросы похожи на описательные загадки? И я вам это докажу. Но сначала поиграем. Проводится физкультминутка.

Педагог. А теперь послушайте мои описательные загадки.

Колосится в поле рожь. Там, во ржи. цветок найдешь. Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что недушистый.

Дети. Василек.

Педагог. Как вы догадались?

Дети. По описанию он ярко-синий и пушистый.

Педагог.

Я белею в поле чистом. Был я желтым, стал пушистым. А дунул ветерок — Остался стебелек.

Дети. Одуванчик. Педагог. Как вы догадались? Ответы детей.

Педагог.

Эх, звоночки, синий цвет! С язычком, а звону нет.

Дети. Колокольчик. Педагог.

Голова на ножке, В ней черные горошки. Все знакомы с нами: Яркие как пламя.

Дети. Мак. Педагог.

Мы сплетем веночек летом. Он окрашен белым цветом.

С желтым цветом в серединке Для Наташи и Иринки.

Дети. Ромашка.

Педагог находит под картиной конверт.

Педагог. Ребята, оказывается, художник оставил нам письмо-подсказку. Послушайте.

«Летний полдень. Ты далеко за городом бредешь по широкому лугу. Трава выше колен, густая, зеленая. И сколько в ней цветов! Одни поднимают свои нарядные синие головки, другие — в белых веночках, а у иных голова вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко, третьи вспыхивают тут и там красными огоньками»*.

Какие цветы увидел художник? Как вы догадались?

Ответы детей.

Педагог. Правильно, но подсказка нам не понадобилась. Мы сами раскрасили картину, и помогли нам описательные загадки. Ребята, на лугу осталось еще много места, давайте заполним его цветами.

Совместная с воспитателем творческая деятельность: дети раскрашивают контурные изображения цветов и приклеивают их на модель луга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План реализации педагогического проекта "Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками"

План реализации педагогического проекта«Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста  в процессе работы над загадками»РазделСрокиСодержание работыПрактические...

Создание предметно - пространственной среды для развития речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками.

По Е.И. Тихеевой, предметная среда должна быть использована с трех сторон:Природа. Материальная культура.Педагогически обоснованная дидактическая обстановка....

«Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками»

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка....

Коучинг - сессия на тему: «Организация РППС для развития речевой активности дошкольников в процессе работы над загадкой».

Методическая разработка в форме коучинга, то есть педагогического сотруднечества, в ходе которого происходит поиск средств для решения проблем, связанных с организация РППС для развития речевой активн...

План по самообразованию "Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками"

речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию. Общеизвестна прямая взаимосвязь речи и...

План самообразования педагога по теме: «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. Старшая группа».

Цель: развитие умения пользоваться речью как особым объектом познания окружающего мира, используя звучание и значение слов, его звуковую форму, сочетание и согласование слов в речи посредством отгадыв...