План по самообразованию "Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками"
проект по развитию речи (младшая группа)

Инна Игоревна Радченко

речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию. Общеизвестна прямая взаимосвязь речи и мышления. К.Д. Ушинский считал, что главная цель в развитии речи – научить ребенка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности; нужно приучать детей самостоятельно приобретать знания об окружающих предметах, формировать у них способность к наблюдению. Роль мышления в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии. Мышление осуществляется в речевой форме. Речь является средством мышления, что очень важно для полноценного и целостного развития детей в период дошкольного детства. Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов. Обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления позволяет детям усваивать элементарные понятия. С ростом словаря развивается понимание содержания слов, а наряду с освоением содержательной стороны речи дети постепенно овладевают ее образными элементами. Не менее важна роль словарного запаса дошкольника. Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. Младшая группа».

Цель: развитие умения пользоваться речью как особым объектом познания окружающего мира, используя звучание и значение слов, его звуковую форму, сочетание и согласование слов в речи посредством отгадывания и придумывания загадок.  

Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.

Задачи:

  1. Формировать умение понимать обращенную к ним речь через отгадывание рифмованных загадок.
  2. Формировать умение вступать в речевые контакты со взрослыми и сверстниками.
  3. Развивать умение слушать собеседника, не перебивая; отвечать на вопросы.
  4. Формировать словарь путем называния предметов, признаков и действий в загадках.
  5. Осваивать структуру простого предложения через использование системы окончаний частей речи в стихотворной форме.
  6. Отгадывать описательные загадки о предметах ближайшего окружения, содержащие 4-5 признаков.
  7. Воспринимать звуковой образ слова путем подбора рифмы.
  8. Развивать образное мышление.

Прогнозируемый результат: у детей активно развиваются внимание, память, которая становится наглядно-образной, формируется воображение, благодаря чему на основе словесного описания малыш может создать образ предмета.  

Актуальность: речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию. Общеизвестна прямая взаимосвязь речи и мышления. К.Д. Ушинский считал, что главная цель в развитии речи – научить ребенка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности; нужно приучать детей самостоятельно приобретать знания об окружающих предметах, формировать у них способность к наблюдению. Роль мышления в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии. Мышление осуществляется в речевой форме. Речь является средством мышления, что очень важно для полноценного и целостного развития детей в период дошкольного детства. Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов. Обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления позволяет детям усваивать элементарные понятия. С ростом словаря развивается понимание содержания слов, а наряду с освоением содержательной стороны речи дети постепенно овладевают ее образными элементами. Не менее важна роль словарного запаса дошкольника. Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. Младшая группа»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. Младшая группа»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.

3 этап (практический)

Работа с детьми

Октябрь

1.  «Что такое загадка?».

Цель: ознакомление детей с загадкой как самостоятельным жанром.

2. «Давайте отгадаем».

Цель: развитие умения отгадывать рифмованные загадки на основе наглядности (игрушка).

3. «Отгадай, что это?».

Цель: развитие умения отгадывать рифмованные загадки на основе наглядности (игрушка).

Ноябрь

1. «Угадай-ка!».

Цель: развитие умение отгадывать рифмованные загадки по картинке.

2. «Что нарисовал художник?».

Цель: развитие умение отгадывать рифмованные загадки по картинке.

3. «Что вокруг, угадай».

Цель: развитие умение отгадывать рифмованные загадки о предметах в группе.

Декабрь

1. «Давайте отгадаем».

Цель: развитие умение отгадывать рифмованные загадки о предметах в группе.

2. «Стишок почитаем и загадку отгадаем».

Цель: развитие умение отгадывать рифмованные загадки без наглядности.

3. «Кто я?».

Цель: развитие умения отгадывать загадки о животных, знакомых детям.

Январь

1. «Кто прячется на последней строчке?».

Цель: развитие умения отгадывать рифмованные загадки о животных.

2. «Похожие слова».

Цель: развитие умения договаривать слова в рифму.

3. «Догадайся – отгадай».

Цель: развитие умения отгадывать рифмованные загадки, опираясь на смысловое значение слова.

Февраль

1. «Занимательные стишки».

Цель: закрепление навыка отгадывания рифмованных загадок.

2. «Что такое описательная загадка?».

Цель: ознакомление детей с описательными загадками.

3. «Посмотри и расскажи».

Цель: развитие умения описывать предметы по наглядности (игрушка).

 Март

1. «Выбери меня».

Цель: развитие умения отгадывать описательные загадки на основе наглядности (несколько игрушек, а загадка про одну).

2. «Кто спрятался на картинке?».

Цель: развитие умения отгадывать загадки по картинке.

3. «Найди меня».

Цель: развитие умения отгадывать описательные загадки по картинке.

Апрель

1. «Что нас окружает?».

Цель: развитие умения отгадывать описательные загадки о предметах в группе.

2. «Догадайся сам».

Цель: развитие умения отгадывать описательные загадки о предметах ближайшего окружения по 4-5 признакам без наглядности.

3. «Узнай меня».

Цель: развитие умения отгадывать описательные загадки о животных по 5 признакам (внешний вид + действие).

Май

1. «Отгадай, что подарю?».

Цель: развитие умения определять предметы по признакам (внешний вид, форма, цвет) через описательную загадку.

2. «На что похоже?».

Цель: развитие умения отгадывать описательные загадки о явлениях природы, знакомых детям.

3. «Знайки-отгадайки».

Цель: закрепление навыка отгадывания описательных загадок.

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Работа с родителями:

  1. Оформление буклетов в уголке для родителей.
  2. Наглядная информация «Игры-загадки для детей младшего дошкольного возраста».
  3. Консультация для родителей «Использование загадок как средство формирования выразительности речи».  

Изучение литературы по теме:

  1. Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение».
  2. Выготский Л.С. «Мышление и речь».
  3. Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки».
  4. Нестеренко А.А. «Страна загадок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План реализации педагогического проекта "Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками"

План реализации педагогического проекта«Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста  в процессе работы над загадками»РазделСрокиСодержание работыПрактические...

Создание предметно - пространственной среды для развития речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками.

По Е.И. Тихеевой, предметная среда должна быть использована с трех сторон:Природа. Материальная культура.Педагогически обоснованная дидактическая обстановка....

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ЗАГАДКАМИ

Загадки и стихи (рифмованные загадки), предлагаемые в качестве образцов, должны каждый раз не только соответствовать поставлен­ной речевой задаче, но и быть интересными по содержанию, вырази­т...

«Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками»

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка....

Коучинг - сессия на тему: «Организация РППС для развития речевой активности дошкольников в процессе работы над загадкой».

Методическая разработка в форме коучинга, то есть педагогического сотруднечества, в ходе которого происходит поиск средств для решения проблем, связанных с организация РППС для развития речевой активн...

План самообразования педагога по теме: «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. Старшая группа».

Цель: развитие умения пользоваться речью как особым объектом познания окружающего мира, используя звучание и значение слов, его звуковую форму, сочетание и согласование слов в речи посредством отгадыв...