«СОТРУДНИЧЕСТВО И СОТВОРЧЕСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»
статья

Лях Елена Викторовна

  Цель опыта - объединение усилий семьи и дошкольного учреждения в решении задач, связанных  с разносторонним гармоническим развитием детей, содействовать дальнейшему формированию музыкальной и общей культуры в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Спецификой семейного воспитания является «многомерность» жизни семьи, широта и многогранность явлений, условий, которые будучи созданы осмысленно и целенаправленно, могут стать основой всестороннего развития личности.

 Для успешного решения вопросов музыкального воспитания детей важно объединение усилия детского сада и семьи.

  Семья является наиболее важной ступенью и для вхождения ребенка в мир музыки. Как бы хорошо не было поставлено музыкальное воспитание в детском саду, оно не будет успешным без участия семьи. Выдающийся педагог и пианист Генрих Нейгауз, говоря о роли семьи в приобщении детей к музыке, отмечал: самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке. Если ребенок чувствует увлеченность родителей музыкой, восхищение ее красотой – эти чувства передаются и ему.

 Родители имеют большие возможности для создания оптимальных условий для музыкального воспитания ребенка, порою им не хватает для этого педагогических знаний. Организуя совместное сотрудничество и сотворчество, мы, прежде всего, заполняем имеющиеся у родителей пробелы в вопросах музыкального воспитания детей и даем им необходимые знания. Д. Шостакович говорил: [Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся.]  Очень важно, чтобы во взаимодействии всем было интересно и тепло, чтобы заинтересованные стороны могли не только обогащаться знаниями и умениями, но одновременно заняться увлекательной для них деятельностью.

  Участие родителей в музыкальном воспитании детей несет особый эмоционально-позитивный «заряд», усиливает притягательность организуемой деятельности для детей.

Необходимо создать систему работы с родителями по формированию музыкальной и общей культуры в семье. Очень важно  знакомить родителей с программой, по которой будет осуществляться воспитание и обучение их детей, стимулировать желание активно и конструктивно соучаствовать в данном процессе.

  Цель опыта - объединение усилий семьи и дошкольного учреждения в решении задач, связанных  с разносторонним гармоническим развитием детей, содействовать дальнейшему формированию музыкальной и общей культуры в семье.

   Исходя из цели моего опыта, определила задачи:

  1. Содействие повышению психолого-педагогической культуры родителей в области музыкального развития и воспитания дошкольников в семье.
  2. Способствование повышению активности родителей в сотрудничестве и сотворчестве в музыкальном воспитании в условиях детского сада.
  3. Помощь родителям в осознании значимости семьи, как базовой ценности, ответственности за социальные перспективы развития и жизни собственных детей.
  4. Экспериментально доказать необходимость и важность в партнерстве – педагог и родители – в общем важном и не легком деле – воспитании детей.

  Сотрудничество и сотворчество, в основе которых лежит вера в ребенка, его возможности – основные формы взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников. При этом формируется единство во взглядах на ребенка, как на уникальную неповторимую индивидуальность, что так важно для полноценного развития личности. В отношениях с родителями важно учитывать  и своеобразие проблем, которые их волнуют, специфику их интересов, связанную с возрастом детей, социальной ситуацией их развития. [Чем раньше музыка войдет в жизнь ребенка, тем, глубже и прочнее она займет место в его душе.] – Н. Ветлугина

   До недавнего времени существовало определенное отчуждение между детским садом и семьей. Причина заключалась в созданной «закрытой модели» дошкольного учреждения, где родители только время от времени участвовали в коллективных и индивидуальных формах работы, не видели и не знали, чем занимались их дети на протяжении дня

 Перед родителями ставлю следующие задачи:

  1. Создавать в семье необходимые предпосылки к успешному овладению детьми основами музыкальной культуры.
  2. Развивать познавательный интерес своих детей.
  3. Научить детей с удовольствием заниматься музыкой.
  4. Развивать способности и дарования детей, содействовать сближению педагогических позиций  музыкального руководителя и семьи.
  5. Воспитывать чувство коллективизма.
  6. Воспитывать чувство любви к родителям, к родному дому, к Родине.
  7. Воспитывать ответственность за свои поступки, чувство личного    достоинства.
  8. Развивать эмоциональную отзывчивость, содействовать в преемственности воспитания в семье и в дошкольном учреждении.
  9. Создавать в семье здоровый микроклимат, основанный на уважении  друг к другу, доверии, моральной поддержке, ответственности старших за молодое поколение.

  Большое значение в музыкальном воспитании играют колыбельные, ведь еще в младенчестве они ласково и нежно убаюкивают малыша. Однако современные мамы, в большинстве своем, не поют колыбельные. И моя задача – объяснить, показать на примере работы с детьми, что соприкасаясь с красотой колыбельной песни, ребенок приобщается к миру прекрасного с самого раннего возраста. Рассказать, что исследования известного педагога  Г. В. Савельева показали, что пение или напевание родного человека снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Некоторые родители думают, что если они сами не умеют петь, красиво танцевать, играть на музыкальных инструментах, значит и их детям не дано. На основании опыта работы с дошкольниками можно доказать, что при систематическом и хорошо продуманном педагогом с родителями музыкальном воспитании можно достичь заметных результатов в обучении тех детей, которые от рождения не обнаруживали у себя явных музыкальных способностей, уже не говоря о явно музыкальных малышах. И это только при помощи одного педагога и семьи дошкольника! Нет ничего лучше, если в семье, во время праздника или домашнего досуга, как и на музыкальных занятиях, сохраняется радостная, эмоциональная атмосфера от совместного прослушивания, либо исполнения музыкального материала, рекомендованного музыкальным руководителем или полюбившегося семье произведения. Важно, когда родители помнят, что являются для детей примером для подражания, когда не ленятся отзываться на проявленную детьми инициативу в пении, танцах, слушании или игре на музыкальных инструментах.

   Характер взаимодействия педагога с семьей должен быть дифференцированным. Не следует советовать, предлагать всем одинаковое, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания. Многолетние изучение позволило выявить некоторые типичные явления:

- родители интересуются вопросами музыкального воспитания, но испытывают определенные трудности в его осуществлении;

- большое внимание уделяется созданию материальных условий, а целенаправленность музыкального воспитания отсутствует;

- семья, которая по разным причинам вообще не занимается музыкальным воспитанием ребенка

       Родителям важно знать, какое влияние оказывает музыка и на моральные качества, и на принципы поведения человека, что воздействие музыки подчас бывает более сильным, чем другие средства воспитания. По мнению древних философов, музыка не только тренирует мозг, но и облагораживает чувства. Взрослым необходимо создать для ребенка мир музыки, красоты, сказки, фантазии, творчества, то есть обеспечить условия для развития его музыкальных способностей. [Такой могучей, сказочною силой бывает музыка полна, Что кажется, как солнце негасимой, как океан безбрежная она…]

 К. Ибряев

Интересующие родителей вопросы помогут определить систему мероприятий с семьей, предусмотреть разнообразные формы и тематику работы. С этой целью провожу анкетирование среди родителей по вопросам музыкального воспитания для выявления уровня заинтересованности в развитии музыкальных способностях ребенка и понимания родителями важности музыкального воспитания и обучения  

В своей деятельности  использую следующие формы работы с родителями: родительские собрания, день открытых дверей, групповые и индивидуальные консультации, беседы,  проведение огоньков, музыкальных праздников,  музыкальные кружки, викторины, вечера вопросов и ответов, анкетирование, совместное изготовление атрибутов, костюмов, пособий, участие в проведении праздников, утренников, досугов и развлечений, украшение помещений к праздникам, участие в составлении сценариев.

  Систематическая индивидуальная работа с семьями установила между мной и родителями доверительные отношения, что позволяет оказать помощь той или иной семье в музыкальном воспитании детей. Индивидуальные беседы и консультации, проводимые по плану, стали проходить так же по инициативе родителей по различным вопросам музыкального воспитания детей, индивидуальных особенностях ребенка. Учитывая уровень развития каждого ребенка, степень его замкнутости, стеснительности я имею возможность дифференцированно подойти к выбору форм, методов и приемов работы с каждой семьей. Так же я предлагаю составленные мною заповеди для родителей.

 Не всегда родители могут объективно оценить своего ребенка,  их присутствие на различных музыкальных мероприятиях, музыкальных занятиях дает возможность увидеть своего ребенка в процессе обучения всем видам деятельности.

 Привлекать родителей к совместной деятельности я начинаю  с 1 младшей группы, где и происходит наше знакомство, установление с нами психологического контакта. Здесь закладываются основы дальнейшего сотрудничества и сотворчества.

В группах постарше – задания к родителям становятся серьезнее, и это их не огорчает, порой удивляет и даже радует: выступить на утреннике, развлечении ит. д. Тяжело уговорить мам петь, еще труднее танцевать,… но это в первый раз! Приходя на репетиции, ближе знакомясь друг с другом и со мной они, становятся раскованней, свободнее. А уж получать на выступлении заслуженные аплодисменты, блеск и гордость в глазах своего ребенка – это здорово! И, как следствие, с удовольствием выступают в следующий раз.

  Огромное место занимает работа «треугольника» - музыкальный руководитель, воспитатель, родитель. Все вместе помогают друг другу. Воспитатель привлекает родителей принять участие в групповых занятиях,  во время их проведения я предлагаю музыкальный материал, который соответствует тематике данного занятия, досуга и т. д.

  В конце года  вместе подводим итоги по результатам проведения совместных мероприятий. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили работу педагогов и детей, сказали спасибо, но и для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму восприятия  всеми присутствующими.

 Это дает возможность дальнейшего совершенствования работы с семьей и воспитанниками, позволяет оперативно решать вопросы качественного продвижения детей в своем развитии.

Только в тесном сотрудничестве с семьей, при создании благоприятного микроклимата во взаимоотношениях музыкального руководителя и родителей можно достичь желаемой цели в музыкальном воспитании дошкольников.

  Исходя, из практического опыта могу сказать, что благодаря тесному контакту,  различным формам работы, сотрудничеству, сотворчеству и сотворчеству мы достигли  следующих результатов:

- улучшились взаимоотношения родителей с ребенком;

- повысилось саморазвитие родителей, воспитателей своих детей;

- родители увидели своего ребенка с новой стороны, лучше поняли его духовный внутренний мир, эмоциональные переживания;

- родители объективно оценили положительные и отрицательные стороны характера малыша, уровень развития мышления, степень музыкальной одаренности;

- удовлетворенность родителей результатами взаимодействия с педагогами, полученной профессиональной помощью и поддержкой.

   Педагогический коллектив познакомился и принял новые формы работы с родителями – сотрудничества и сотворчества. Семьи воспитанников получили практические советы по организации педагогического процесса эффективными методами и приемами, получили возможность участвовать в жизни своих детей, помогать музыкальному руководителю, добиваться лучших результатов в музыкальном воспитании и обучении детей.

 Из этого можно сделать вывод, методика работы дала хорошие результаты, как в работе с детьми, так и с взрослыми.

Музыка прививает доброту и нравственность. Будет нравственное воспитание – ребенок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмет пример с родителей.… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность, не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания. Нравственность семьи, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. И мы – педагоги должны быть активными помощниками для родителей.

Можно смело уверять, что все, чему научились дети и их родители в процессе совместного творчества тесного сотрудничества по вопросам музыкального воспитания, не раз пригодится им в жизни, в учебе, не работе, будет хорошим основанием для последующего учения, для дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ.

Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ....

Инновационные формы сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ

Инновационные формы сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ...

Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОО( по Гогоберидзе).

Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОО( по Гогоберидзе)....

Консультация для родителей"Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка"

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение....

Консультация для родителей: «Детский дизайн как средство формирования гармонично развитой личности ребенка»

детский дизайн как средство формирования гармонично развитой личности ребенка...