Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи
консультация

Кокунова Светлана Николаевна

Наше общество сейчас переживает непростые времена, что сказывается на воспитании детей. Им не хватает внимания, любви, а родителям – знаний, желания понять ребенка, что ведет к различным нарушениям в семейных отношениях.

Многие родители считают, что воспитание ребенка – это их личное дело. И поэтому воспитывают детей как умеют. Часто нанося своему ребенку вред.

Необходимо, чтобы родители умело и сознательно воздействовали на детей. Поэтому надо им оказывать помощь в воспитании, вооружать их знаниями и умениями, повышать их психолого-педагогическую культуру, взаимодействовать вместе с ними, помочь установить добрые, спокойные отношения с ребенком, тогда проблема телесных наказаний, как правило, существовать не будет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_referat.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

            Наше общество сейчас переживает непростые времена, что сказывается на воспитании детей. Им не хватает внимания, любви, а родителям – знаний, желания понять ребенка, что ведет к различным нарушениям в семейных отношениях.

Многие родители считают, что воспитание ребенка – это их личное дело. И поэтому воспитывают детей как умеют. Часто нанося своему ребенку вред.

Необходимо, чтобы родители умело и сознательно воздействовали на детей. Поэтому надо им оказывать помощь в воспитании, вооружать их знаниями и умениями, повышать их психолого-педагогическую культуру, взаимодействовать вместе с ними, помочь установить добрые, спокойные отношения с ребенком, тогда проблема телесных наказаний, как правило, существовать не будет.

Так как методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей, то и успешность формирования личности ребенка обуславливается прежде всего семьей. И чем выше педагогическая культура родителей, тем лучше они влияют на воспитание ребенка.

Поэтому родителям нужна квалифицированная помощь. И главная нагрузка ложится на педагога.

Педагогическая культура родителей как компонент

воспитательного потенциала семьи

             Формирование личности ребенка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в семье, так и под воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых. От деятельности взрослых, и прежде всего родителей, во многом зависит создание того педагогически целесообразного комплекса условий, который играет решающую роль в формировании и развитии личности, изменении в воспитательных целях микросреды ребенка.

Проблема организации единого целенаправленного процесса воспитания с момента рождения ребенка до его гражданской зрелости в настоящее время становится весьма злободневной. Недооценка воспитательной деятельности семьи ведет к самотеку и стихийности формирования личности ребенка.

Успех сознательной воспитательной деятельности взрослых зависит от многих обстоятельств. Она становится эффективной в том случае, если осуществляется не в отрыве от реальной идейной и нравственной жизни родителей, а находит свое подтверждение в ней. Соответствие субъективного фактора объективным условиям сознательного и стихийного влияния на ребенка является законом эффективного процесса формирования личности. Успех воспитания обеспечивается при условии, когда оно соответствует установкам и требованиям общества, предъявляемым к воспитательному процессу, его содержанию и целям.

Известно, что воспитание как целенаправленная деятельность взрослых зависит от целого ряда обстоятельств: семейных отношений, нравственной и духовной культуры родителей, их опыта социального общения, семейных традиций и т.д. Важнейшее место среди них занимает педагогическая культура родителей.

Удельный вес и значимость педагогической культуры в воспитательном потенциале семьи неуклонно возрастает. Это обусловлено, прежде всего, ростом и усложнением задач семейного воспитания и самого воспитательного процесса. Педагогическая культура дает возможность существенно сузить тот элемент стихийности, который свойственен семейному воспитанию в большей мере, чем любому другому.

Особо важную значимость педагогическая культура приобретает в связи с тем, что «педагогическое воздействие на ребенка необходимо уже в самом раннем его возрасте; кроме того, на дошкольное, т. е. преимущественно семейное, детство приходятся «сенситивные пики» в формировании качеств, служащих в дальнейшем эмоциональной основой нравственного и эстетического воспитания (способность к сопереживанию, наблюдательность, воображение). В этот же период у детей формируется способность к логическому мышлению. Главное средство воздействия родителей - язык, речь, а также педагогически грамотное использование детской литературы». Иными словами, в современных условиях уровень требований к педагогической культуре родителей настолько возрос, что их подготовка в этой области должна приближаться к профессиональной.

Педагогическая культура характеризует не вообще качественное состояние личности как воспитателя, а ее специфически качественное состояние. Будучи важнейшей и необходимой частью общей культуры человека, педагогическая культура тесно взаимодействует с ними, испытывает их влияние и представляет относительно самостоятельное явление.

Педагогическая культура - совокупность специфических «механизмов» и средств, овладение которыми делает семью способной организовать воспитательный процесс и руководить им в соответствии с определенными общественными требованиями.

К таким «механизмам» и средствам относится прежде всего четкое осознание воспитательных целей, а также способов их достижения. В свою очередь к последним относятся, во-первых, определенные знания из области наук о воспитании, т. е. соответствующая сумма психолого-педагогических, этико-педагогических, физиолого-гигиенических и других знаний, во-вторых, необходимые педагогические навыки и умения.

Сущность педагогической культуры - конкретно-исторический специфический способ сознательного решения стоящих перед семьей воспитательных задач.

Составной частью педагогической культуры является педагогическое мастерство родителей, формирующееся в процессе овладения педагогическими знаниями и их использования в практике.

Основные черты педагогического мастерства: педагогический такт, умение быть чутким, справедливым и разумно требовательным к детям, владение педагогической техникой, наблюдательность и способность прогнозировать развитие ребёнка.

Анализ компонентов педагогической культуры имеет принципиальное значение, поскольку выступает необходимым условием оценки состояния ее развитости, а значит, важнейшей предпосылкой ее дальнейшего совершенствования, в том числе дифференцированного подхода к решению данной задачи.

Значение педагогической культуры родителей в воспитании детей

Сила или слабость педагогических позиций родителей в наибольшей мере, однако, происходит от их общего интеллектуального уровня, одним из главных показателей которого является образование. Уровень интеллектуального развития определяет не только степень интереса к вопросам воспитания, ответственности родителей, но и меру чуткости, способности правильно понять и осмыслить, что же происходит в процессе возмужания их детей.

Вместе с тем интеллектуальная культура не является синонимом педагогической культуры. Не всегда высокий уровень образования родителей сам по себе гарантирует их продуманную педагогическую стратегию и тактику. Воспитательная практика полна примеров полной педагогической беспомощности людей, обладающих вузовскими и даже кандидатскими дипломами. И наоборот.

Формирование педагогической культуры родителей как относительно самостоятельный элемент педагогической культуры общества находит отражение в воспитательной практике семьи, в осознании ее взрослыми членами и воспитательных целей, и применяемой для их осуществления системы средств. Процесс этот носит, однако, в силу ряда объективных и субъективных предпосылок довольно сложный и противоречивый характер.

Важнейший показатель уровня педагогической культуры родителей - степень осознания и реализации целей воспитания, совпадающих с теми социальными запросами, которые предъявляются сегодня обществом к личности. Основными целевыми установками родителей в этом плане являются:

получение ребенком соответствующего образования;

формирование определенных нравственных качеств;

подготовка к будущей трудовой и профессиональной деятельности;

подготовка к выполнению будущих семейных ролей.

Эти основные цели семейного воспитания диктуются не только объективной потребностью подготовки ребенка к взрослой жизни, но и отвечают воспитательным возможностям семьи.

Существенным недостатком целеполагания родителей в плане профессиональной ориентации является то, что далеко не всегда установки на определенную профессию увязываются с возможностью и способностями детей, их склонностями и интересами. Изъяны в профориентации детей в семье становятся ощутимыми на фоне тех возможностей, которыми располагают родители в выявлении их интересов и склонностей. Однако эти возможности остаются в значительной мере нереализованными из-за недостатка соответствующих знаний и умения родителей направлять развитие способностей ребенка, особенно с учетом требований к кадрам, диктуемых современным состоянием народного хозяйства.

Явно недостаточное внимание в современной семье уделяется культуре поведения ребенка. В лучшем случае родители стараются добиться соблюдения детьми элементарных навыков вежливости и привить некоторые санитарно-гигиенические навыки.Культура поведения - это всесторонняя и богатая область взаимоотношений человека с другими людьми, включающая в себя культуру общения, культуру внешности, культуру удовлетворения потребностей и т.д. Для формирования культуры поведения, которую необходимо начинать с первых лет жизни ребенка, семья располагает немалыми возможностями. Однако эти возможности не реализуются в полной мере потому, что сегодняшние родители пока еще сами не располагают тем богатством культуры поведения, которое они должны были бы передать детям. Их никто этому не учил.

Во многих семьях сегодня недостаточно четко осознаны также цели, касающиеся подготовки молодежи к семейной жизни. Хотя в сознании родителей в последнее время наблюдаются некоторые сдвиги в этом плане (больше внимания уделяется разъяснению сущности брачно-семейных отношений, формированию убеждений, установок и ценностей, влияющих на стабильность брака, обучению ведения домашнего хозяйства и т.д.), в целом эта сторона воспитания в семье остается весьма проблематичной.

Наряду с сужением целей в практике части семей наблюдается своего рода престижный подход к задачам воспитания, находящий выражение в том, что и мальчиков и девочек настойчиво учат музыке, иностранным языкам, элементам высшей математики и т.д. Занимаясь всем этим, дети, конечно же, получают полезные знания, но очень часто дорогой ценой. Перегрузка детей, лишает их активности, сказывается на физическом и психическом здоровье и даже на творческом, умственном потенциале, т. е. иногда ведет к результату прямо противоположному тому, который ставят перед собой родители.

Таким образом, наряду с существенными позитивными изменениями в осознании и реальной постановке воспитательных задач в семье, педагогическая культура родителей характеризуется серьезными недостатками: абсолютизацией одних сторон воспитательной деятельности (получение высшего образования) и недооценкой других (трудового воспитания, воспитания культуры поведения и т.д.), неточным, а в ряде случаев и весьма смутным представлением о конкретном содержании отдельных целей-задач (воспитание, например, семьянина). В ряде же семей мы встречаемся и с явным искажением целей семейного воспитания, сведением их к заботам о материальном благополучии.

При этом есть все основания считать, что отсутствие полного осознания целей семейного воспитания и необходимой сбалансированности в их постановке свойственно большей части семей. Отсутствие четких целей ведет к тому, что оно носит ситуативный характер с его незначительным эффектом, а элементы стихийности преобладают над сознательным влиянием родителей.

Таким образом, успех семейного воспитания, его общественно ценный результат во многом зависят от наличия у родителей той педагогической чувствительности к динамике социального развития и обусловливаемым ею требованиям к человеку, которая не может быть постигнута интуитивно, а должна быть привнесена извне, осмыслена как научно обоснованная педагогическая задача.

Роль дошкольного учреждения в повышении

педагогической культуры семьи

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры – одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. В настоящее время им охватываются не только семьи воспитанников дошкольного учреждения, но и все живущее в данном микрорайоне население.

Организатором деятельности дошкольного учреждения, направленной на повышение педагогической культуры населения, является заведующая. К этой деятельности привлекается весь педагогический персонал учреждения, а также специалисты иного профиля. Участие в повышении педагогической культуры населения - профессиональная обязанность каждого педагога.

К сожалению, в последнее десятилетие дошкольные учреждения не выполняют в полной мере стоящую перед ними задачу повышения педагогической культуры населения. Социологические опросы показывают, что значительная часть современных педагогов объясняют свое недостаточное внимание педагогическому просвещению родителей тем, что в последние годы появилось мною популярной литературы соответствующей тематики. Известную конкурентность дошкольным учреждениям в педагогическом просвещении составляют радио, телевидение и другие средства массовой информации. Так, например, за последние годы стали издаваться новые педагогические журналы, часть из которых адресованы семье («Наш малыш», «Няня», «Домашнее воспитание» и др.).

В связи с этим необходимо напомнить о специфике психолого-педагогического просвещения, которое призвано осуществлять современное дошкольное учреждение. Прежде всего, следует отметить целевую направленность этой работы. Определяя содержание и формы психолого-педагогического просвещения, коллективу дошкольного учреждения необходимо исходить из уровня подготовленности родителей к воспитательной деятельности и конкретных потребностей в повышении педагогической культуры той или иной семьи. Важно иметь в виду прагматическую направленность родителей, когда они, испытывая нехватку знаний и практических умений, обращаются за помощью к педагогам дошкольного учреждения. Педагогам, чтобы удовлетворить возникшую потребность родителей, необходимо представлять себе их уровень образования, культуры, в том числе и педагогической, отношение к воспитательной деятельности и многое другое. Другими словами, результативность педагогического просвещения зависит от знания педагогами конкретной семьи и адекватного подбора содержания и форм работы с родителями.

Преимущество психолого-педагогического просвещения родителей в дошкольном учреждении (по сравнению с тем, что осуществляют средства массовой информации) - оперативная обратная связь. Педагог имеет возможность вовлечь родителей в диалог, выявить степень осознания ими тех или иных психологических знаний, отдельные представления, в чем-то убедить и т.д. В ходе такого диалога возникает возможность повлиять на формирование у родителей мотивов воспитательной деятельности, побудить к педагогической рефлексии, к позитивным изменениям педагогической позиции в целом.

Ориентированность дошкольного учреждения на повышения педагогической культуры конкретной семьи усиливает требования к уровню психолого-педагогических знаний об особенностях возрастного развития ребенка, закономерностях и принципах воспитания и обучения. Педагог помогает родителям использовать эти знания как руководство к действию, а не как абстракцию, оторванную от жизни. Задача педагога - придать теоретическим знаниям прикладной характер. Немаловажное значение имеет привлечение родителей к самоанализу своей воспитательной деятельности, к обмену опытом, изучению публикаций и др., что требует поиска новых форм организации педагогического просвещения.

Повышение уровня педагогической культуры родителей путём взаимодействия ДОУ с семьёй

        С целью выявления особенностей и уровня педагогической культуры семей воспитанников можно использовать следующие методы: анкетирование родителей и педагогов, индивидуальные беседы с родителями, тестирование родителей, посещение семьи ребёнка, наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время приёма и ухода детей, наблюдение за ребёнком во время сюжетно-ролевой игры «Семья».

       Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями.

           Целесообразно расширять и углублять знания и умения родителей в области воспитания ребёнка. С чего же начать? Для начала необходимо наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными. Педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного контакта — готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках. А высшей целью и основным содержанием работы воспитателя должен быть — ребёнок, а не потребности детского сада и не образовательная программа. Педагогу, желающему наладить конструктивные отношения с родителями необходимо следовать принципам:

1. Использование навыков положительного общения. Во время общения с родителями надо больше спрашивать и слушать, чем указывать или давать им советы. Следует часто сообщать родителям и в устной, и в письменной форме о прогрессе, достижениях в развитии их ребенка, использовать индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведений от них. Прежде чем сообщать родителям цели и задачи образовательной программы, нужно узнать, чего хотят они, а также своевременно и положительно реагировать на предложения, идеи и просьбы родителей.

2. Предоставление членам семей возможности делать выбор и принимать решения. Педагог помогает членам семей обобщить то, что они хотят для своих детей и для себя. При планировании и предоставлении услуг следует относиться к родителям как к настоящим экспертам по вопросам, связанным с их детьми. Педагог предоставляет родителям право выбора в вопросе о том, когда, где и каким образом они будут участвовать в образовании своего ребенка.

3. Определение и использование положительных черт, сильных сторон ребенка и семьи. Следует сообщать родителям о сильных сторонах, достижениях и положительных чертах характера ребенка в ходе бесед, телефонных разговоров, посредством записок и т. д. Педагог получает от родителей информацию о долгосрочных целях, надеждах и чаяниях в отношении будущего их ребенка и семьи; признает уникальный вклад родителей в прогресс их ребенка и выражает им благодарность.

4. Уважение разнообразия и уникальности семей. Необходимо принимать и уважать мнения и чувства родителей, даже если они не совпадают с нашими собственными и стараться выработать у себя понимание культурных ценностей семей, с которыми работаем.

5. Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей. Педагог предоставляет всем членам семьи возможность для активного участия в групповой деятельности, делает все, чтобы родители при этом чувствовали себя комфортно. Следует давать родителям возможность участвовать в принятии решений, касающихся проведения мероприятий в группе.

 

Формы и модели взаимодействия ДОУ и семьи

                Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально – нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

                Современным родителям приходится не легко из–за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах домашней педагогики и психологии. Проблема усугубляется тем, что в нашей стране  десятилетиями  родители стремились к карьерному росту, а  ответственность за воспитание  ребенка перекладывали на педагогов и образовательные учреждения. Как следствие сложились серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми.    Исследования обнаруживают, что нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия в соматическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. И не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить образовательные потребности ребенка. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги дошкольного образовательного учреждения, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышение степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. В дошкольных учреждениях взаимодействию с семьей уделяется особое внимание.

               Между тем, современная система образования построена таким образом,  где взаимодействие детского сада и семьи  ограничивается в сложившемся стереотипном опыте работы с родителями, включающее в себя:

-ежедневное общение во время приема детей,

-родительское собрание,

-участие родителей в праздничных вечерах,

-участие родителей в благоустройстве группы.

               Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и психолого – педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предлагает несколько этапов.

             Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

              На втором этапе родителям дают практические задания психолого – педагогического особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты.

              Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

              Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.

               На протяжении многих лет мы работаем над решением проблемы повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи. Основная цель данной работы – всестороннее  и гармоничное развитие каждого ребенка. Приоритетными направлениями в деятельности педагогического коллектива ДОУ служат:

- повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;

- приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

- повышение воспитательных умений и педагогической культуры родителей.

              Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

 

Педагогическое образование родителей

              Работая с родителями, воспитатели дошкольных учреждений должны повышать педагогическую культуру родителей. А для этого им необходимо знать:

- в чём заключается организаторская деятельность дошкольного учреждения, направленная на повышение педагогической культуры семьи;

- какие формы работы использовать в повышении педагогической культуры семьи.

               Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. В зоне особого внимания педагогического коллектива дошкольного учреждения должно быть руководство самообразованием родителей. Отсюда следует, что в библиотеке ДОУ необходимо иметь литературу по разным вопросам семейного воспитания, включая журналы и статьи. Повышение педагогической культуры семьи включает в себя пропаганду литературы по педагогической тематике, поскольку задача педагогов - пробудить у родителей интерес к педагогической литературе и помочь выбрать в потоке современных изданий надёжные в теоретическом отношении источники.

               К вышеуказанной деятельности должен привлекаться весь педагогический персонал учреждения, а также специалисты иного профиля (врач, медсестра, руководители музыкального и физкультурного образования). Необходимо помнить, что ориентированность дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры конкретной семьи усиливает требования к уровню психолого-педагогических знаний об особенностях возрастного развития ребёнка, закономерностях и принципах воспитания и обучения.

                Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

              Взаимодействие педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Остановимся подробнее на некоторых формах общения педагога с родителями дошкольников.

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, но от этого следует уходить и вести диалог с использованием методов активизации родителей. Не следует читать текст «по бумажке», не отрываясь. От воспитателя требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров, использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях. Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. С этой целью необходимо задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т. д. Тему рекомендуется формулировать проблемно, например: «Нужно ли наказывать детей?!», «Послушен ли ваш ребёнок?», «Какие игрушки нужны вашим детям?» и др. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.).

              Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Ток шоу», «Устный журнал». Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Нетрадиционные познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

                Одной из наиболее доступных форм установления связи с семьёй являются педагогические беседы с родителями. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Целью педагогической беседы является обмен мнениями по тому или иному вопросу, её особенность заключается в активном участии и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Воспитатель продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответ. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. От детально продуманного начала беседы зависит её успех и ход. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать такую обстановку, которая будет располагать «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ребёнка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребёнка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться о проблемах воспитания ребёнка, которые, на взгляд воспитателя, ещё необходимо доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности и др.». Дать конкретные советы.

                Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Отличие консультации от беседы в том, что беседы предусматривают диалог, его ведёт организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить, помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего нужна, побуждает родителей серьёзно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

                 Задачей досуговых форм организации общения является установление тёплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми. К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая» и др. Благодаря таким праздникам создаётся эмоциональный комфорт в группе, вследствие чего родители становятся более открытыми для общения и в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

             Задачами информационно-ознакомительной формы работы с родителями являются преодоление поверхностных представлений о работе дошкольного учреждения путём ознакомления родителей с самим дошкольным учреждением, с особенностями его работы и педагогами. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой.

           

«День открытых дверей» - презентация ДОУ

               Целью Дня открытых дверей является ознакомление родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; демонстрация всех видов деятельности по развитию личности каждого ребенка. Подготовку к ним лучше начинать заранее, задолго до назначенного срока. Важно продумать, что именно показать родителям, учесть возрастные особенности детей и интересы самих родителей. Сегодня родители с большим вниманием относятся к вопросам обучения детей, поэтому во всех группах желательны показательные занятия. При этом предварительно нужно сообщить родителям, на каком занятии они будут присутствовать, каковы его задачи, предложить обратить внимание на то, как действует педагог, как помогает каждому ребенку проявить себя. Важно тактично предупредить родителей, чтобы они не одергивали детей, не делали им замечаний. Но есть и другая возможность – сделать родителей полноценными участниками занятия, которые вместе с детьми «совершают» новые открытия.   В результате такой формы сотрудничества родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми.

 «Выставки  детских работ»

               Интересной формой является организация разнообразных выставок.  Конечно в каждой группе представлены уголки творчества детей, в которых регулярно  размещаются детские работы, выполненные на организованной деятельности. Но возможна организация и других выставок. На них могут быть представлены совместные работы педагога и детей, родителей и детей. Сегодня постепенно в жизнь дошкольных учреждений входит проектный метод. Он заключается в совместной работе детей, родителей и педагогов над какой – то общей темой. Каждый проект завершается большой выставкой, которая проносит большое удовольствие и детям, и родителям, а также становится стимулом для включения в совместную деятельность с детьми и педагогами для тех родителей, которые по какой – либо причине не смогли сделать этого раньше.

 

«Фотовыставки»

               Фотовыставки также направлены на то, чтобы ознакомить родителей поближе с жизнью дошкольного учреждения, деятельностью их детей. Обычно выставки бывают тематическими, посвященными какому – то интересному событию из жизни группы: празднику, увлекательному досугу, экскурсии. Иногда они отражают обычную, ежедневную жизнь детей в группе. Фотографии детей всегда привлекают внимание родителей.

               Задачи знакомства родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, методами и приемами воспитания в большей степени реализуются группой информационно – просветительских форм.

 

«Информационные стенды»

               Традиционным является оформление в группах информационных стендов. На таких стендах представлены разнообразные сведения: антропометрические данные детей, режим дня, расписание организованной деятельности в группе, объявления. Одним из разделов стенда посвящается информации о программном содержании  организованной деятельности в группе, о том, что усвоено с детьми по программе за определенный период, возможны перечни рекомендуемых книг, игр для детей. Основные требования к  оформлению в группах информационных стендов: актуальность материалов, эстетичность, постоянная обновляемость материалов (не реже 1 раза в месяц).

       

 «Папки – передвижки»

                  Папки – передвижки призваны более подробно ознакомить родителей с теми или иными вопросами воспитания. Их название связано с тем, что весь материал папки может передаваться во временное пользование родителям домой. В спокойной обстановке они могут изучить содержимое папки и затем вернуть её в детский сад. После этого рекомендуется провести с ними  беседу, выяснить их мнение о прочитанном: что заинтересовало, что еще они хотели бы узнать, какой материал, с их точки зрения, необходимо добавить в папку. В содержимое папки включаются памятки родителям, вырезки из газет и журналов, материалы о возрастных и индивидуальных особенностях детей и др. папки могут формироваться по тематическому или возрастному принципу.

«Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников через открытое информационное образовательное пространство»

              Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои требования к молодому поколению. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.

             Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

             Совершенно новый потенциал для взаимодействия родителей и педагога-воспитателя несет в себе создание сайта детского сада. На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, общедошкольными традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий. Ноу-хау ДОУ может стать создание сайта (странички) группы, на котором каждый родитель может узнать расписание занятий, мероприятия, время встречи воспитателя с родителями и многое другое. На форуме сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе.

                Таким образом, использование педагогами наглядно информационных форм общения играет важную роль в формировании педагогической культуры родителей, способствуя возникновению и развитию у них интереса к особенностям воспитания детей в дошкольном учреждении, изучению психологической и педагогической  литературы, обогащая их знания. При этом существует опасность подменить наглядностью живое непосредственное общение педагогов с родителями воспитанников, уйти от диалога к монологу. Ведь именно общение способно помочь педагогам и родителям лучше понять друг друга, объединить усилия, прийти к общей взаимодополняющей позиции в воспитании ребенка. Поэтому  наглядно – информационные формы организации общения являются только естественным дополнением диалога двух партнеров – педагогов и родителей, а не основным способом их общения.

                 Подытоживая вышесказанное, мы видим, что каждая форма общения с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры.

Заключение

 

                  Главной ценностью педагогической культуры является ребенок — его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.

                   Каждая форма общения педагога с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

                  Использование разнообразных форм работы педагога с родителями в ДОУ с применением методов активизации родителей будет способствовать повышению уровня педагогической культуры родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей.Формы взаимодействия ДОУ и семьи по формированию педагогической культуры родителей

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Использование различных мет...

«СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ПОВЫШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ».

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно – воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекват...

Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке и проведении праздника как средство повышения педагогической культуры родителей. Сценарий совместного праздника детей подготовительной группы с родителями "История Русского Самовара"

Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке и проведении праздника как средство повышения педагогической культуры родителей", сценарий праздника "История русского самоваря"...

Повышение педагогической культуры родителей детей раннего возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи

Взаимосвязь детского сада и семьи как необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста....

Мастер-класс для родителей на тему: Развитие речи детей в условиях семьи в старшей группе, как средство повышения педагогической культуры родителей

Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №18 г. Сызрани г.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразов...

Взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке и проведении праздника как средство повышения педагогической культуры родителей.

В условиях развивающегося информационного общества и научно – технического прогресса от семьи ждут участия в воспитании растущей личности, направленного на развитие общей культуры человека, его созида...