«Совместная работа детского сада и семьи по повышению педагогической культуры родителей»
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
Педагогический совет: «Совместная работа детского сада и семьи по повышению педагогической культуры родителей»
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
2. Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации новых форм взаимодействия с родителями;
3. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;
4. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
План педсовета:
- Игра «Поздороваться локтями»
- Вступительное слово. «Совместная работа детского сада и семьи по повышению педагогической культуры родителей» - Данилова Т.И.
- Итоги анкетирования родителей «Взаимодействие детского сада и семьи».
Итоги диагностики педагогов «Стиль педагогической деятельности». Педагогический тренинг "Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями".
- Опыт работы с родителями – Румынина М.В., Михеева Г.В., Готина Н.М., Куманеева Т.И.
- Деловая игра
- Итоги проведения открытых мероприятий с родителями. Итоги смотра-конкурса «Лучший уголок для родителей»
- Заключение
- Решение педсовета
Ход педсовета:
Уважаемые коллеги! Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения – продолжить совместную работу детского сада и семьи по повышению педагогической культуры родителей.
1. Игра «Поздороваться локтями»
Цель: Встреча друг с другом, приветствие, знакомство.
Ход: Ведущий просит педагогов встать в круг, рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Ведущий говорит педагогам, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом педагогов, просто назвав свое имя, и коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут педагоги собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы. Педагоги занимают места за столами в соответствии со своим номером.
2. Доклад: «Совместная работа детского сада и семьи по повышению педагогической культуры родителей»
Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических.
Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме.
Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - родитель", требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.
В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого - К. Д. Ушинский, Е. Н., Л. Н. Толстой и другие - говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями.
Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах. Однако педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин. И наша сегодняшняя работа, я надеюсь, окажет вам практическую помощь в установлении контакта с родителями воспитанников, выявит трудности и имеющийся положительный опыт.
Успешность семейного воспитания во многом зависит от воспитательного потенциала семьи. Именно потенциал определяет комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Сюда же относятся материальные и бытовые условия, периоды развития, структура семьи, характер отношений между его членами, обычаи семьи.
Какие же факторы влияют на развитие ребенка в семье?
- Микроклимат семьи, где происходит приобщение детей к социальным ценностям;
- Внутрисемейная деятельность – основное средство социализации ребенка и его приобщение к будущей жизни;
- Воспитательная деятельность родителей, где родители выступают в качестве педагогов.
На сегодняшний день родительская функция значительно ослаблена, ведь долгие годы родители были ориентированы на общественное воспитание. Выявлено:
- Семьи малочисленны. По России, в среднем, на семью приходится один ребенок;
- Много неполных семей. В России каждая шестая семья;
- Многодетные семьи перешли в фактор негативных;
- Низкая педагогическая культура родителей;
- Многие семьи за пределом средних по материальному положению;
- СМИ: пропаганда жестокости, насилия.
Повышение уровня семейного воспитания, осознание того, что семья – это высшая социальная ценность, в которой реализуется формирование и развитие личности ребенка – не может оставлять в стороне ДОУ. На образовательное учреждение ложится главная задача – обеспечить ответственность родителей за воспитание и образование детей и подготовить семью к реализации этой задачи.
Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:
- Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
- Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
- Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
- Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:
- Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
- Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.
Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации проводилось анкетирование родителей, воспитателей, тренинг для педагогов.
- Итоги анкетирования родителей «Взаимодействие детского сада и семьи». Итоги диагностики педагогов «Стиль педагогической деятельности». Педагогический тренинг "Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями".
Родителям была предложена анкета «Взаимодействие детского сада и семьи», проанализировав которую мы увидели следующие результаты:
- Отношение родителей к источникам информации, откуда они подчерпывают её:
- 56% родителей пользуются своей интуицией;
- 28% берут информацию у воспитателей;
- 24% обращаются за советом к подругам, знакомым, бабушкам.
- Не обращаются к воспитателю за советом:
- 50% считают это неудобным, отрывать педагога от работы;
- 32% считают, что справятся сами;
- 17% не придают особого значения этим трудностям.
- 4% испытывают затруднения в общении с педагогом.
- По мнению родителей, хороший детский сад – это:
- 54% - куда бегут с удовольствием дети;
- 34% где любят и уважают детей;
- 32 % где хороший коллектив, добрые педагоги, где детям тепло и уютно.
- Хорошим воспитателям считают:
- 54% кто любит и уважает детей;
- 42% кто относится к чужим детям, как к своим;
- 28% кто учит детей.
- От педагогов детского сада родители хотели бы получить:
- 60% образовательную деятельность, проведение праздников;
- 44 % чтобы научили ребенка общаться с другими детьми;
- 26% обеспечение безопасности ребенка.
- С чем чаще всего обращаются педагоги к родителям:
- 56% похвалить ребенка;
- 20% сделать что – то для группы, вовремя оплатить за детский сад, когда ребенок что – то натворил;
- 18 % - чтобы позанимались с ребенком дома.
- Кто несет ответственность за воспитание ребенка:
- 100% семья
- 16 % детский сад
- Информация в уголке полезна, считают 100% родителей.
Анкетирование воспитателей МБДОУ показали следующие результаты:
- Постоянно общаются с родителями - 82%, эпизодически, нерегулярно - 27%.
- Мотивы обращения с родителями с целью:
- установления доверительных партнерских отношений - 73%;
- необходимости согласования с родителями воспитательных воздействий или решение образовательных задач - 45%;
- решения организационных вопросов (оплата за посещение детского сада, подготовка утренников и т.п.). - 36%;
- изучения особенностей семейного воспитания - 18% .
3. 100% педагогов считают, что сотрудничество родителей и воспитателей должно учитывать точки зрения друг друга.
4. Педагоги отметили, что установлению контакта с родителями способствуют: доброжелательность, компетентность, тактичность, терпеливость, общительность, порядочность, воспитанность, аккуратность, коммуникабельность, ответственность, добропорядочность, внимательность, вежливость, образованность, профессионализм.
Так же с педагогами проводился Педагогический тренинг "Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями", который показал:
У 73% педагогов нормальная коммуникабельность. Они убеждены, что с любым родителем всегда можно найти "общий язык", охотно выслушивают родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеют отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. Родители так же стремятся поддерживать контакты с ними, ищут их совета, поддержки.
18% педагогов общительны, им удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями они не стремятся активно общаться. В незнакомой ситуации они выбирают тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают их, однако порой они бывают излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
9% педагогов весьма общительны, постоянно стремятся вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Они любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить. Стремятся высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет. Они вспыльчивы, но отходчивы. Им недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, они умеют выстраивать содержательное общение.
Выводы:
В целом опрос показал, что есть небольшие недопонимания между семьей и детским садом. Педагоги считают, что они в полной мере раскрывают свою работу с детьми и у них большая нагрузка, а родители оценивают их работу по наличию детских работ по художественному творчеству. Проблема недопонимания не в отсутствии внимания со стороны родителя, а в закрытости детского сада. Педагоги не хотят лишнего проникновения в детский сад родителей, итоговые мероприятия и работа с родителями как часть планирования носят формальный характер. Родители допускаются в детский сад, когда это нужно: убрать снег, принести песок в песочницу, подготовка праздников, озеленение территории, посещение собраний. Сложилась доминирующая форма общения педагога над родителями: сообщения, консультации, информационные стенды для родителей. Всем педагогам необходимо пересмотреть свою работу с родителями и создать новую модель взаимодействия детского сада и семьи.
Создание новой модели взаимодействия
Для создания новой модели нужно научить родителя создать образ успешного ребенка. Чаще использовать золотое правило психологии «ДА, НО». Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Для этого необходим ряд условий:
- Взаимное доверие педагога и родителей;
- Учет индивидуальности каждой семьи: возраст, образование, численность, образ жизни, материальный и педагогический уровень;
- Использование разнообразных форм работы с родителями;
- Систематичность и последовательность работы с родителями;
- Педагогический такт.
Для создания новой модели необходимо пересмотреть роль педагога.
- Полное информирование родителей о развитии и успехах их ребенка;
- Объективное оценивание ребенка;
- Тактичные рекомендации о том, как нужно поступать родителям в том или ином случае;
- Рекомендации родителям о плодотворном проведении досуга с ребенком;
- Компетентность педагога в развитии и образовании ребенка;
- Педагог опирается на инициативу родителя и предлагает на этой основе своё;
- Тактично узнает о ребенке у родителя и объективно оценивает его;
- Педагог не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему;
- Оказывает помощь родителю в создании условий для успешной деятельности и реализации личностных потребностей ребенка;
- Педагог не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист.
Именно при соблюдении этих условий можно говорить о создании новой модели взаимодействия семьи и детского сада. Эта модель начнет работать, если в неё заложена коллективная творческая деятельность участников педагогического процесса. Чтобы отношения родителя и педагога были партнерскими, чтобы родитель и педагог стали сотрудниками, педагогу нужно пересмотреть свои отношения с семьями воспитанников. Искать пути налаживания взаимоотношений должны именно сотрудники детского сада, педагоги, ведь они имеют соответствующую квалификацию и образование.
4. Опыт работы с родителями
5.Деловая игра
- часть. Разминка. Вопросы раздаются всем участникам, ответы принимаются по очереди.
- Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
- Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка. (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
- Назовите формы работы с семьей. (Родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)
- Основной метод изучения семей воспитанников.
(Наблюдение). - ….. – это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе.
(Анкета) - …… – это исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Члены её связаны родственными или брачными узами, общностью быта, взаимной ответственностью.
(Семья)
- часть. Решение педагогических ситуаций
- Ситуация для анализа
Двухлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, "эту бесцельную возню", быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготы. Малыш поднимает крик:
- Сам, сам! Сам!
Мать строго говорит:
- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь "сам".
Вопросы:
• Правильно ли поступила мама?
• Каковы последствия поведения мамы?
• Что бы вы посоветовали маме?
- Ситуации для анализа
Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам.
Вопросы:
- Как вы будете просить родителей о помощи?
- А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?
- Ситуации для анализа
Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась.
Вопросы:
- Вы выполнили бы просьбу родителя?
- Какими будут Ваши действия в дальнейшем?
- часть. «Рекламное агентство»
В течение 5 минут команды должны придумать рекламу своей группы, которая заинтересует родителей.
4 часть. Упражнения на развитие коммуникативности педагога
Упражнение «Кто эта маска?»
Цель: Развивать умение производить впечатление в соответствии с выбранным образом.
Предлагаю командам разыграть образы родителей.
- «Рубаха — парень»,
- «Вечно недовольный»
- «Интересующийся».
Каждая команда выбирает образ, называть вслух не надо, пусть команда соперников угадает тот образ, который вы изобразите. Зрители при затруднении могут задавать вопросы.
Вопросы к упражнению:
- Что было проще создать образ или угадать его?
- Появились ли у вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с тем или иным образом?
- часть. «Желаю Вам...»
Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.
Задача — сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент — похвала успехов их ребенка.
Вопросы после упражнения:
- Что вы чувствовали, высказывая пожелания?
- Удалось ли вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
В заключение нашей игры, я предлагаю каждой группе составить синквейн по теме нашего педагогического совета. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
- строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл. (Предложение из 4 слов)
5 строка – заключение в форме междометия, существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять синквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Пример на тему любви.
Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Мечта.
6. Итоги проведения открытых мероприятий с родителями. (Справка)
Итоги конкурса «Лучший уголок для родителей» (Справка)
7. Заключение
Подведение итогов
Решение задач сотрудничества требует:
- участие педагогов в психолого-педагогическом просвещении родителей;
- изучение семьи, их воспитательные возможности;
- вовлечение родителей в образовательную работу детского сада.
"Ребёнок должен с радостью идти в детский сад и радостно возвращаться домой. Нужно, чтобы ребёнку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он дружил с ребятами, знал, что дома его ждут любящие взрослые".
Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!
Решение педсовета:
- Использовать нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, организовывать совместную с родителями деятельность в разных образовательных областях, во время проведения родительских собраний. Срок: в течение учебного года. Ответственные: воспитатели групп.
- Для обогащения, расширения педагогического опыта родителей ежемесячно размещать на сайте ДОУ новости из жизни каждой группы. Срок: ежемесячно. Ответственные: воспитатели.
- Учитывая данные анкетирования разработать перспективный план работы с родителями на 2014-2015 уч. год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Совместная работа детского сада и семьи по организации здоровьесберегающей системы в ДОУ».
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует внедрению в работу дошкольных учреждений инновационных технологий, новых образовательно-оздоровительных...
Консультация для родителей: «Совместная работа детского сада и семьи по детей экологическому воспитанию».
Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая своё детство, невольно думают о речке,...
Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребёнка к культуре родного края
В статье описано значение планомерной и систематичной работы с семьёй, а также различные направления совместной работы педагогов и родителей для приобщения детей к культуре родного края....
Консультация для родителей на тему: "Формирование нравственных критерий малыша. Роль совместной работы детского сада и семьи"
Консультация для родителей на тему: "Формирование нравственных критерий малыша. Роль совместной работы детского сада и семьи"...
Опыт работы с родителями "Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию дошкольников"
«Человек - высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным, умным»(И.П.Павлов) ...
Сообщение для педагогического совета «Совместная работа детского сада и семьи – важный фактор укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей»
Сообщение для педагогического совета«Совместная работа детского сада и семьи – важный фактор укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей»...
Совместная работа детского сада и семьи по формированию у детей культуры поведения за столом.
Методические рекомендации для педагогов по вопросам этикета поведения за столом при организации детского питания....