«Совместная работа детского сада и семьи по повышению педагогической культуры родителей»
учебно-методический материал по теме

Данилова Татьяна Ивановна

Педсовет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_sovet_no_3.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет: «Совместная работа детского сада и семьи по повышению педагогической культуры родителей»

 «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.

Задачи:

1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.

2. Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации новых форм взаимодействия с родителями;

3. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;

4. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

План педсовета:

  1. Игра «Поздороваться локтями»
  2. Вступительное слово. «Совместная работа детского сада и семьи по повышению педагогической культуры родителей» -  Данилова Т.И.
  3. Итоги анкетирования родителей «Взаимодействие детского сада и семьи».

Итоги диагностики педагогов «Стиль педагогической деятельности». Педагогический тренинг "Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями".

  1. Опыт работы с родителями – Румынина М.В., Михеева Г.В., Готина Н.М., Куманеева Т.И.
  2. Деловая игра
  3. Итоги проведения открытых мероприятий с родителями. Итоги смотра-конкурса «Лучший уголок для родителей»  
  4. Заключение
  5. Решение педсовета

Ход педсовета:

Уважаемые коллеги! Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения – продолжить совместную работу детского сада и семьи по повышению педагогической культуры родителей.

1. Игра «Поздороваться локтями»

Цель: Встреча друг с другом, приветствие, знакомство.

Ход:  Ведущий просит педагогов встать в круг, рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Ведущий говорит педагогам, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом педагогов, просто назвав свое имя,  и коснувшись друг друга локтями.

Через пять минут педагоги собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы. Педагоги занимают места за столами в соответствии со своим номером.

2. Доклад: «Совместная работа детского сада и семьи по повышению педагогической культуры родителей» 

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических.

Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме.

Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - родитель", требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.

В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого - К. Д. Ушинский, Е. Н., Л. Н. Толстой и другие - говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями.

Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах. Однако педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин. И наша сегодняшняя работа, я надеюсь, окажет вам практическую помощь в установлении контакта с родителями воспитанников, выявит трудности и имеющийся положительный опыт.

Успешность семейного воспитания во многом зависит от воспитательного потенциала семьи. Именно потенциал определяет комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Сюда же относятся материальные и бытовые условия, периоды развития, структура семьи, характер отношений между его членами, обычаи семьи.

Какие же факторы влияют на развитие ребенка в семье?

  1. Микроклимат семьи, где происходит приобщение детей к социальным ценностям;
  2. Внутрисемейная деятельность – основное средство социализации ребенка и его приобщение к будущей жизни;
  3. Воспитательная деятельность родителей, где родители выступают в качестве педагогов.

На сегодняшний день родительская функция значительно ослаблена, ведь долгие годы родители были ориентированы на общественное воспитание. Выявлено:

  1. Семьи малочисленны. По России, в среднем, на семью приходится один ребенок;
  2. Много неполных семей. В России каждая шестая семья;
  3. Многодетные семьи перешли в фактор негативных;
  4. Низкая педагогическая культура родителей;
  5. Многие семьи за пределом средних по материальному положению;
  6. СМИ: пропаганда жестокости, насилия.

Повышение уровня семейного воспитания, осознание того, что семья – это высшая социальная ценность, в которой реализуется формирование и развитие личности ребенка – не может оставлять в стороне ДОУ. На образовательное учреждение ложится главная задача – обеспечить ответственность родителей за воспитание и образование детей и подготовить семью к реализации этой задачи.

Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:

  • Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
  • Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
  • Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
  • Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:

  1. Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
  2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.

Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации проводилось анкетирование родителей, воспитателей, тренинг для педагогов.

  1. Итоги анкетирования родителей «Взаимодействие детского сада и семьи». Итоги диагностики педагогов «Стиль педагогической деятельности». Педагогический тренинг "Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями".

Родителям была предложена анкета «Взаимодействие детского сада и семьи», проанализировав которую мы увидели следующие результаты:

  1. Отношение родителей к источникам информации, откуда они подчерпывают её:
  • 56% родителей пользуются своей интуицией;
  • 28% берут информацию у воспитателей;
  • 24% обращаются за советом к подругам, знакомым, бабушкам.
  1. Не  обращаются к воспитателю за советом:
  • 50% считают это неудобным, отрывать педагога от работы;
  • 32% считают, что справятся сами;
  • 17% не придают особого значения этим трудностям.
  • 4% испытывают затруднения в общении с педагогом.
  1. По мнению родителей,  хороший детский сад – это:
  • 54% - куда бегут с удовольствием дети;
  • 34% где любят и уважают детей;
  • 32 % где хороший коллектив, добрые педагоги, где детям тепло и уютно.
  1. Хорошим воспитателям считают:
  • 54%  кто любит и уважает детей;
  • 42% кто относится к чужим детям, как к своим;
  • 28% кто учит детей.
  1. От педагогов детского сада родители хотели бы получить:
  • 60% образовательную деятельность, проведение праздников;
  • 44 % чтобы научили ребенка общаться с другими детьми;
  • 26% обеспечение  безопасности ребенка.
  1. С чем чаще всего обращаются педагоги к родителям:
  • 56% похвалить ребенка;
  • 20% сделать что – то для группы, вовремя оплатить за детский сад, когда ребенок что – то натворил;
  • 18 % - чтобы позанимались с ребенком дома.
  1. Кто несет ответственность за воспитание ребенка:
  • 100%  семья
  • 16 % детский сад
  1. Информация в уголке полезна,  считают 100% родителей.

Анкетирование воспитателей МБДОУ показали  следующие результаты:

  1. Постоянно общаются  с родителями  - 82%, эпизодически, нерегулярно - 27%.
  2. Мотивы обращения с родителями с целью:

-  установления доверительных партнерских отношений  - 73%;

- необходимости согласования с родителями воспитательных воздействий или решение образовательных задач -  45%;

- решения организационных вопросов (оплата за посещение детского сада, подготовка утренников и т.п.).  - 36%;

- изучения особенностей семейного воспитания - 18% .

3.  100% педагогов считают, что   сотрудничество родителей и воспитателей должно учитывать точки зрения друг друга.

4. Педагоги отметили, что установлению контакта с родителями способствуют: доброжелательность, компетентность,  тактичность, терпеливость, общительность, порядочность, воспитанность, аккуратность, коммуникабельность, ответственность, добропорядочность, внимательность, вежливость, образованность, профессионализм.

Так же с педагогами проводился Педагогический тренинг "Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями", который показал:

У 73% педагогов нормальная коммуникабельность. Они  убеждены, что с любым родителем всегда можно найти "общий язык",  охотно выслушивают  родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеют отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. Родители так же стремятся поддерживать контакты с ними, ищут их совета, поддержки.

18% педагогов   общительны, им  удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями они  не стремятся  активно общаться. В незнакомой ситуации они  выбирают  тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают их, однако порой они  бывают  излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

9% педагогов  весьма общительны, постоянно стремятся вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Они любят  бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут  их выполнить. Стремятся  высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет. Они  вспыльчивы, но отходчивы. Им недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, они умеют  выстраивать содержательное общение.

Выводы:

В целом опрос показал, что есть небольшие недопонимания между семьей и детским садом. Педагоги считают, что они в полной мере раскрывают свою работу с детьми и у них большая нагрузка, а родители оценивают их работу по наличию детских работ по художественному творчеству. Проблема недопонимания не в отсутствии внимания со стороны родителя, а в закрытости детского сада. Педагоги не хотят лишнего проникновения в детский сад родителей, итоговые мероприятия и работа с родителями как часть планирования носят формальный характер. Родители допускаются в детский сад, когда это нужно: убрать снег, принести песок в песочницу, подготовка праздников, озеленение территории, посещение собраний. Сложилась доминирующая форма общения педагога над родителями: сообщения, консультации, информационные стенды для родителей. Всем педагогам необходимо пересмотреть свою работу с родителями и создать  новую  модель взаимодействия детского сада и семьи.

Создание новой модели взаимодействия

Для создания новой модели нужно научить родителя создать образ успешного ребенка. Чаще использовать золотое правило психологии «ДА, НО». Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Для этого необходим ряд условий:

  1. Взаимное доверие педагога и родителей;
  2. Учет индивидуальности каждой семьи: возраст, образование, численность, образ жизни, материальный и педагогический уровень;
  3. Использование разнообразных форм работы с родителями;
  4. Систематичность и последовательность работы с родителями;
  5. Педагогический такт.

Для создания новой модели необходимо пересмотреть роль педагога.

  1. Полное информирование родителей о развитии и успехах их ребенка;
  2. Объективное оценивание ребенка;
  3. Тактичные рекомендации о том, как нужно поступать родителям в том или ином случае;
  4. Рекомендации родителям о плодотворном проведении досуга с ребенком;
  5. Компетентность педагога в развитии и образовании ребенка;
  6. Педагог опирается на инициативу родителя и предлагает на этой основе своё;
  7. Тактично узнает о ребенке у родителя и объективно оценивает его;
  8. Педагог не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему;
  9. Оказывает помощь родителю в создании условий для успешной деятельности и реализации личностных потребностей ребенка;
  10. Педагог не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист.

Именно при соблюдении этих условий можно говорить о создании новой модели взаимодействия семьи и детского сада. Эта модель начнет работать, если в неё заложена коллективная творческая деятельность участников педагогического процесса. Чтобы отношения родителя и педагога были партнерскими, чтобы родитель и педагог стали сотрудниками, педагогу нужно пересмотреть свои отношения с семьями воспитанников. Искать пути налаживания взаимоотношений должны именно сотрудники детского сада, педагоги, ведь они имеют соответствующую квалификацию и образование.

4. Опыт работы с родителями

5.Деловая игра

  1. часть. Разминка. Вопросы раздаются всем участникам, ответы принимаются по очереди.
  1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
  2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка. (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
  3. Назовите формы работы с семьей. (Родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)
  1. Основной метод изучения семей воспитанников.
    (Наблюдение).
  2.  ….. – это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе.
    (Анкета)
  3. …… – это исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Члены её связаны родственными или брачными узами, общностью быта, взаимной ответственностью.
    (Семья)
     
  1. часть. Решение педагогических ситуаций
  1. Ситуация для анализа

Двухлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, "эту бесцельную возню", быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготы. Малыш поднимает крик:

- Сам, сам! Сам!

Мать строго говорит:

- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь "сам".

Вопросы:

• Правильно ли поступила мама?

• Каковы последствия поведения мамы?

• Что бы вы посоветовали маме?

  1. Ситуации для анализа

Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам.

Вопросы:

  • Как вы будете просить родителей о помощи?
  • А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?
  1. Ситуации для анализа

Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась.

Вопросы:

  • Вы выполнили бы просьбу родителя?
  • Какими будут Ваши действия в дальнейшем?
  1. часть. «Рекламное агентство»


В течение 5 минут команды должны придумать рекламу своей группы, которая заинтересует родителей.

4 часть. Упражнения на развитие коммуникативности педагога

Упражнение  «Кто эта маска?»

Цель: Развивать умение производить впечатление в соответствии с выбранным образом.

Предлагаю командам разыграть образы родителей.

  1. «Рубаха — парень»,
  2. «Вечно недовольный»
  3. «Интересующийся».

Каждая команда выбирает образ, называть вслух не надо, пусть команда соперников угадает тот образ, который вы изобразите. Зрители при затруднении могут задавать вопросы.

Вопросы к упражнению:

  • Что было проще создать образ или угадать его?
  • Появились ли у вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с тем или иным образом?
  1. часть. «Желаю Вам...»

Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.

Задача — сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент — похвала успехов их ребенка.

Вопросы после упражнения:

  1. Что вы чувствовали, высказывая пожелания?
  2. Удалось ли вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

В заключение нашей игры,  я предлагаю каждой группе составить синквейн по теме нашего педагогического совета. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

  1. строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл. (Предложение из 4 слов)

5 строка – заключение в форме междометия, существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять синквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Пример на тему любви.

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

6. Итоги проведения открытых мероприятий с родителями. (Справка)

Итоги конкурса «Лучший уголок для родителей» (Справка)

7. Заключение

Подведение итогов

Решение задач сотрудничества требует:

  • участие педагогов в психолого-педагогическом просвещении родителей;
  • изучение семьи, их воспитательные возможности;
  • вовлечение родителей в образовательную работу детского сада.

"Ребёнок должен с радостью идти в детский сад и радостно возвращаться домой. Нужно, чтобы ребёнку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он дружил с ребятами, знал, что дома его ждут любящие взрослые".

Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!

Решение педсовета:

  1.  Использовать нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, организовывать совместную с родителями деятельность в разных образовательных областях, во время проведения родительских собраний. Срок: в течение учебного года. Ответственные: воспитатели групп.
  2. Для обогащения, расширения педагогического опыта родителей ежемесячно размещать на сайте ДОУ новости из жизни каждой группы. Срок: ежемесячно. Ответственные: воспитатели.
  3. Учитывая данные анкетирования разработать перспективный план работы с родителями на 2014-2015 уч. год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совместная работа детского сада и семьи по организации здоровьесберегающей системы в ДОУ».

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует внедрению в работу дошкольных учреждений инновационных технологий, новых образовательно-оздоровительных...

Консультация для родителей: «Совместная работа детского сада и семьи по детей экологическому воспитанию».

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, эстетическое, трудовое  и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая своё детство, невольно думают о речке,...

Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребёнка к культуре родного края

В статье описано значение планомерной и систематичной работы с семьёй, а также различные направления совместной работы педагогов и родителей для приобщения детей к культуре родного края....

Консультация для родителей на тему: "Формирование нравственных критерий малыша. Роль совместной работы детского сада и семьи"

Консультация для родителей на тему: "Формирование нравственных критерий малыша. Роль совместной работы детского сада и семьи"...

Опыт работы с родителями "Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию дошкольников"

«Человек - высший продукт земной  природы.  Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным, умным»(И.П.Павлов)     ...

Сообщение для педагогического совета «Совместная работа детского сада и семьи – важный фактор укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей»

Сообщение для педагогического совета«Совместная работа детского сада и семьи – важный фактор укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей»...

Совместная работа детского сада и семьи по формированию у детей культуры поведения за столом.

Методические рекомендации для педагогов по вопросам этикета поведения за столом при организации детского питания....