Практикум для родителей «Роль фонематического слуха в успешности школьника»
консультация (подготовительная группа)

Фофанова Татьяна Борисовна

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Фонематический слух – это слух на звуки родного языка. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь.

С раннего возраста приучая ребенка прислушиваться  к звукам, мы выстраиваем правильное звукопроизношение и формируем начальные навыки чтения и грамотного письма в школе. Что же делать, если завтра в школу, а у ребенка недостаточно развит фонематический слух. Ответ один – помогите ему, поиграйте с ним в специальные игры, позанимайтесь с ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация2.9 МБ
Microsoft Office document icon конспект38.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль фонематического слуха в успешности школьника учитель-логопед Фофанова Т. Б. февраль 2019

Слайд 2

З м в о у з к а о и в к а а я

Слайд 3

Ш Кто в домике живет?

Слайд 4

В названии какого предмета нет звука [л]? *.. * * *. *

Слайд 5

В названии какого предмета нет звука [л]? *

Слайд 6

Определи место звука [л] в слове.

Слайд 7

Выбери картинки со звуком [ч]

Слайд 11

Что лишнее? (звук [л])

Слайд 12

Ц с е л п о о в ч к а



Предварительный просмотр:

Практикум для родителей детей, посещающих ЛП

                «Роль фонематического слуха в успешности школьника»

учитель-логопед Фофанова Т. Б.

26.02.2019 г.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

(слайд 2)

Фонематический слух – это слух на звуки родного языка. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь.

С раннего возраста приучая ребенка прислушиваться  к звукам, мы выстраиваем правильное звукопроизношение и формируем начальные навыки чтения и грамотного письма в школе. Что же делать, если завтра в школу, а у ребенка недостаточно развит фонематический слух. Ответ один – помогите ему, поиграйте с ним в специальные игры, позанимайтесь с ним.

Игры на развитие фонематического слуха.

Поймай звук

Взрослый произносит слова, ребенок хлопает, когда услышит заданный звук.

«Ловим» звук [л]: столлл, дом, флллаг, шуба, лллужа, упаллл, сидит, желллтыый, синий….

(слайд 3)

         Звуковая мозаика        

Игровое поле разделено на 9-12 клеток, фишки разных цветов.

Взрослый и ребенок договариваются, каким цветом будут обозначать нужный звук (звуки). Например, звук [ж] желтым цветом, а звук [з] – зеленым. Затем взрослый произносит слова, а ребенок выкладывает в клеточки фишки нужного цвета.

! Что еще в этой игре важного? – Здесь мы обязательно говорим и показываем детям, что фишки выкладываем слева направо, тем самым ведем профилактику зеркального письма.

         Желуди, зонт, коза,                   Пожарный, ваза, забор,

         Железный, крыжовник, жарко

(слайд 4)           

          Кто в домике живет?         

Игровое поле в виде домика с окошками, набор картинок (размером с окошко) с изображением различных животных, буквы.

На крыше домика устанавливается буква, ребенок выбирает животных, в названии которых есть нужный звук, и кладет их на окошко.

         (слайд 5 – 9)

          В каком слове нет звука…?

На экране четыре картинки. В названии одной из них нет заданного звука. Дети произносят слова и определяют, в названии какой картинки нет нужного звука.

        

        (слайд 10)

Определи место звука в слове

Три схемы слов – полоска из трех клеточек. На одной закрашен первый  квадрат, на другой – средний, на третьей – последний. Если нужный звук в слове стоит вначале слова (первый), картинку кладем к первой схеме. Если в конце слова (последний) – к третьей схеме. А если нужный звук не первый и не последний – тогда ко второй схеме.

         (слайд 11 – 16)        

Выбери картинки со звуком [ч]

Из набора различных картинок ребенок выбирает только те, в названии которых есть нужный звук.  

                              Помоги Чебурашке: что приготовит?   чай, кофе, сок

                                             Чай какой?        Красный, зеленый, черный

                                            В чем будет заваривать? В чайнике, самоваре, банке

                                         С чем будет пить? С мороженым, тортом, печеньем                                                              

 

         (слайд 17)

Что лишнее? (со звуком [л])        

Выкладываем картинки (от трех до пяти) в которых есть нужный звук   и одну картинку, в которой нет этого звука. Взрослый четко проговаривает слова, а ребенок определяет ту картинку, где нет нужного звука. Например.           Дятел, глобус, колодец, белка, дом.

Выкладываем картинки, где нужный звук стоит вначале (в конце или в середине) слова и одну, где нужный звук стоит в другом месте. Взрослый четко проговаривает слова, ребенок определяет лишнее слово. Например,  

        Дятел, глобус, колодец, белка.

Цепочка слов (слайд 11, 12; родители на столе и на игровизоре)

Набор картинок, где каждая следующая картинка начинается на звук, на который закончилась предыдущая. Например. Стул – ложка – автобус – салют – тапки….

Выложи столько желтых фишек, сколько звуков в слов.

 На доске магнитики – лук, флаг

Зоопарк (презентация)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Формирование фонематического слуха — залог успешной коррекции звукопроизношения"

Консультация для воспитателей рассказывает о мире звков, о том , какой бывает слух. Здесь можно познакомиться с возрастными границами и условиями формирования фонематического слуха, а также, как проис...

Фонематический слух - залог успешного обучения

Консультация для родителей по использованию игр на развитие фонематического слуха....

Значение развития фонематического слуха для успешного обучения в школе и его формирование у детей дошкольного возраста с ОНР.

В данной статье говорится о важности развития фонематического слуха у дошкольнико 6 - 7 лет , его значении для успешного обучения в школе и о том, чем грозит его нарушение. Также в статье представлены...

Практикум для родителей "Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей 4-5 лет"

Родители упражняются в играх , направленных на развитие фонематических навыков у детей....

Роль фонематического слуха в успешном обучении будущего первоклассника

Статья содержит основные проблемы при нарушении фонематического слуха у первоклассников....

Формирование фонематического слуха — залог успешной коррекции звукопроизношения

Развитый ФС является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности ФС является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития....