Как работать с мнемотаблицами.
консультация

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мнемотаблицы753.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

« Как работать с мнемотаблицами»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Цель обучения с использованием мнемотехники – развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, мышления, внимания, воображения.

Примеры мнемотехники:

«Каждый Охотник  Желает Знать, Где Сидит Фазан» - (запоминание цветов радуги).

                           hello_html_m8cba0b5.jpg

Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника. Как работать с мнемотаблицами и мнемодорожками.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

• развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

• перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

С помощью мнемотаблиц с ребенком можно изучать любую тему, можно запоминать любой текст, особенно таблицы удобны при изучении и запоминании времен года, когда необходимо запомнить их характерные признаки.

Мнемотаблицы полезны как в индивидуальных беседах , так и в групповых, когда работать с одним сюжетом сказки может несколько человек.

Примером мнемотехники в детском саду могут быть таблицы, с изображением последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания. Ребёнку трудно запомнить весь алгоритм действий, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребёнку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко вспомнить все этапы.

Надо помочь детям: превратить трудное занятие в игру. Используя приемы мнемотехники, можно научить детей составлять небольшие рассказы, придумывать сказки.

Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере русской народной сказки «Теремок».

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. После перекодировки осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.


             hello_html_7f0543d2.jpg

Что же можно изображать в таблице.

В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий.

Размер мнемотаблиц может быть различным - в зависимости от возраста детей, от уровня развития ребенка:

• для младших дошкольников таблицы на 4 клетки (2*2, на 9 клеток (3*3);

• для дошкольников ср. возраста - таблицы на 9 клеток (3*3, на 16 клеток (4*4);

• для дошкольников старшего возраста - таблицы на 16 и 25 клеток.

hello_html_6394262.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с мнемотаблицами, схемами в познавательно - речевом развитии дошкольников

Использование мнемотаблиц, схем в познавательно - речевом развитии дошкольников. Опыт работы воспитателя ДОУ с мнемотаблицами в старшем дошкольном возрасте....

Консультация для родителей: Как работать с мнемотаблицей

Консультация для родителей:Как работать с мнемотаблицей...

Методические рекомендации в индивидуальной работе с мнемотаблицами.

Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке. На определенном этапе процесса ав...

МЕТОДИКА РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦАМИ

(пособие для воспитателей ДОУ)...

Работа по мнемотаблицам

Мнемотаблица – это схема, в которую заложенная определенная информация.запоминание мнемотаблиц развивает зрительную память, внимание; заучивание стихов, потешек развивает слуховую память; обыгрывание ...

Перспективное планирование работы по мнемотаблицам с детьми старшего дошкольного возраста.

Перспективное планирование работы по мнемотаблицам с детьми старшего дошкольного возраста....

Опыт работы «Использование мнемотаблиц в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей, и мы знаем, что в настоящее время эта  проблема становится особенно значимой. Главной и о...