«Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста» Конспект родительского собрания в первой младшей группе.
материал (младшая группа)

Березовская Ирина Васильевна

Актуальность  сенсорного развития было во все времена и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении с родителями.

Практическая значимость  родительского собрания определяется тем, что полученные знания родители могут быть использованы в развитии сенсорных способностей детей.

Инновационная направленность и степень распространения знаний по сенсорному развитию вырос уровень компетенции родителей в сфере сенсорного воспитания дошкольников. Они научились правильно подбирать игры в соответствии с возрастными нормами для сенсорного развития, приняли активное участие в создании игр и пособий по сенсорному развитию.

Степень распространения: конспект продекламирован для педагогов ДОУ на методическом объединении в 2017 году.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_s_-_roditelskoe_sobranie.docx48.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Сказка» с. Пономаревка Пономаревского района Оренбургской области

«Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в первой младшей группе.

Воспитатель МАДОУ д/с «Сказка» с.Пономаревка

Березовская И.В.

21.09.2017

Актуальность  сенсорного развития было во все времена и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении с родителями.

Практическая значимость  родительского собрания определяется тем, что полученные знания родители могут быть использованы в развитии сенсорных способностей детей.

Инновационная направленность и степень распространения знаний по сенсорному развитию вырос уровень компетенции родителей в сфере сенсорного воспитания дошкольников. Они научились правильно подбирать игры в соответствии с возрастными нормами для сенсорного развития, приняли активное участие в создании игр и пособий по сенсорному развитию.

Степень распространения: конспект продекламирован для педагогов ДОУ на методическом объединении в 2017 году.

Родительское собрание в первой младшей группе.

Тема: «Сенсорное воспитание дошкольника 2-3 лет»

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: 1. Повысить уровень знаний родителей по сенсорному развитию младших дошкольников

2. Раскрыть понятие «дидактическая игра» и как она влияет на обогащение словаря детей

3. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости у родителей по данной проблеме

4. Предложить родителям подборку дидактических игр по сенсорному воспитанию для применения в домашних условиях

5. Укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Ожидаемые результаты:

- активное включение родителей в практическую и игровую деятельность

- повышение уровня знаний родителей по сенсорному развитию младших дошкольников

- желание применять полученные знания в семье

Материалы и оборудование:

- дидактические игры по теме,

Форма проведения: игровой практикум.

Участники: родители, воспитатель.

Место проведения: первая младшая группа.

Материалы и оборудование:

- дидактические игры по теме,

  1. Приветствие.

Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим о сенсорном воспитании и о том, как оно влияет на развитие детей младшего дошкольного возраста. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, кожа, которая обладает чувствительностью, позволяющей осязать предмет, игрушку. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Вот об этом мы с вами сегодня поговорим.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра» (А.С.Макаренко.)

Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребёнком, поиграть с ним и чему-то научить. Сегодня я хочу с Вами поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые я советую играть дома. И проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме игры- путешествия в страну «Сенсорику». Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие.

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств, предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На втором - третьем году жизни, дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

- Имеете ли вы, представления, о каких цветах, формах, величинах должны накапливать дети третьего года жизни, обучаясь в детском саду по программе «От рождения до школы»?

- Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны.               Вы знаете, что такое «сенсорные эталоны»?Сенсорные эталоны – это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.

На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях ИЗО деятельности, конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях, повседневной жизни.

- Какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Как в них вы играете со своим ребёнком? Чему могут научить ребёнка эти игры? (ответы родителей)

- При проведении дидактических игр воспитатель в детском саду, а родитель дома должен пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.

- Сегодня я Вам  предлагаю пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов.  А так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.

- Мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!

Итак, первая станция….А как она называется мы с вами должны отгадать, разгадав 4 загадки:

Он в яйце есть и в цыпленке,

В масле, что лежит в масленке,

В каждом спелом колоске,

В солнце, в сыре и в песке (желтый цвет)

***

Он с лягушкой может квакать,

Вместе с крокодилом плакать,

Из земли с травой расти,

Но не может он цвести (зелёный цвет)

***

Всех быков он возмущает,

Ехать дальше запрещает,

Вместе с кровью в нас течет,

Щеки всем врунам печет (красный цвет)

***

Им треть флага занята,

Он в название кита,

И в букете васильковом,

И на ящике почтовом (синий цвет)

- Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И игр на этой станции очень много, я хочу предложить вам одну в из них попробовать поиграть сейчас. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать.

Пальчиковая игра «Пальчики работают»

(Выполнять одновременно двумя руками)

Палец толстый и большой в сад за сливами пошел.

(Поднять большой палец, пошевелить им.)

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец самый меткий: он сбивает сливы с ветки.

(Выполнять щелчки большим и средним пальцами)

Безымянный поедает

(Поднести безымянный палец ко рту)

А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает

(Постучать мизинцем по столу)

Динамическая пауза «Дом»

Я хочу построить дом (руки сложить домиком и поднять над головой),

Чтоб окошко было в нём (пальчики обеих рук соединить в кружочек),

Чтоб у дома дверь была (ладошки рук соединяем вместе вертикально),

Рядом чтоб сосна росла (одну руку поднимаем вверх и растопыриваем пальчики).

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял (соединяем руки в замочек и делаем  круг перед собой),

Солнце было, дождик шел (сначала поднимаем руки вверх, пальцы растопырены; затем пальцы  опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения),

И тюльпан в саду расцвёл (соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – «бутончик тюльпана»).

- А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Продолжим наше путешествие….

3.Название этой станции вы тоже должны сейчас отгадать:

Ночью спрячется оно –
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце
Бьётся радостное … 
(солнце)!

- Правильно, это солнышко.

Наша станция называется «Солнечная»

Посмотрите у нас нарисовано на нашем ватмане? (тоже солнышко).
- Посмотрите на него. Какого оно цвета? 
(Желтого). 

- А что напоминает по форме? (Круг, солнце круглое). 

- А что же у нас не хватает? (Лучей)

Для того, чтобы солнышко нам ярко светило, нам нужно приклеить лучики. А лучики у нас будут не простыми,  они будут в виде наших ладошек.

Но для того, что бы у вас получилось красивые и аккуратные лучики нужно размять пальчики. 

Пальчиковая гимнастика

Солнышко, солнышко
Погуляй у речки(Шевелят пальцами обеих рук).

Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки.(Быстро сжимают и разжимают кулаки).

Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем.(Делают хватательные движения щепотью).

Покатаем, поваляем(Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).

И назад тебе вернем.(Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы). 

- Молодцы, а теперь пора спасать солнышко, садитесь на свои места. 

Звучит спокойная мелодия. Родители начинают выполнять задания.

- Возьмём жёлтый лист бумаги , кладём нашу руку ладошкой вниз. Берём простой карандаш и  обводим нашу руку. Давайте возьмём ножницы и аккуратно  будем вырезать наши «лучики». На получившиеся лучи наносим клей карандаш и по очереди приклеиваем к нашему солнышку. Вы посмотрите, какое получилось красивое и яркое солнце. Давайте нашу совместную аппликацию закрепим на мольберте и пусть в нашей группе всегда будет тепло и светло!

С детьми младшего дошкольного возраста проводятся игры – занятия, в которых усвоение материала проходит незаметно для малышей, в практической деятельности.

1.Игра «Песочница» на кухне

Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

2.Игра «Мозаика из пробок»

Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

3.Игра «Шагаем в пробках»

Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаем устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.  

 Мишка косолапый, по лесу идёт…                              

Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.

4. Пальчиковая гимнастика

Устали пальчики от такой ходьбы?! Им тоже надо отдохнуть.  Предлагаем сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят Ваши малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

Сильно кусает котенок-глупыш,                                                            

 Он думает, это не палец, а мышь.      (Смена рук.)

Но я, же играю с тобою, малыш,                                                        

 А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

   Возьмем круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать…что?Яблоко! А ещё?

5. «Найди пару»

6. «Найди предмет, такого же цвета»                     

Мы вас познакомили с некоторыми дидактическими играми, рассказали о том, как они влияют на развитие детей в младшем дошкольном возрасте

Нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. И одна из главных задач такого рисования - способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей, развивать способность ребенка, наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей детей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой.

(В I младшей группе нетрадиционное рисование практикуют пальчиками и ладошкой).

- Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную».

Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют. Сейчас с некоторыми из них мы познакомимся. (знакомство с играми)

Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

-Как методически правильно провести дидактическую игру вы узнаете из памятки, которую мы вам подготовили.

-В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Подведение итогов собрания.

Я считаю, что цель игротеки достигнута. Мы обратили ваше внимание на то, что необходимо в детском саду и дома проводить с детьми дидактические сенсорные игры, задача которых – помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине предметов и т. д. Познакомили с разновидностями игр, научили, как методически правильно их проводить и изготавливать.

Как вы думаете цель игротеки достигнута?

- Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (воспитатель бросает мяч родителям и задаёт вопросы).

Решения родительского собрания

1. Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера дидактической игры, направленные на накопление сенсорного опыта и обогащение чувственных впечатлений детей.

2. Объявлен конкурс на лучшую дидактическую игру (игрушку, сделанную своими руками, в которую бы дети с удовольствием играли.) В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.

3. Принимать активное участие в жизни детского сада.

Уважаемые родители!

Закончена игра! Она у нас

Рассчитана на один час,

Но, в сенсорную игру, народ,

Играйте дома круглый год!

Пусть подготовленные нами памятки помогут вам в путешествии по стране Сенсорике.

Памятка для родителей.

В дошкольном возрасте ребёнок должен выделять и знать: круг, квадрат, треугольник. В первую очередь  необходимо познакомить ребёнка с геометрическими фигурами их названиями и особенностями. Образцами объёмных фигур могут стать кубик и мяч. Не торопите ребёнка, переходите к другой форме только после полного усвоения предыдущей.

Способы определения формы:

1. Наложение фигур

2. Прикладывание к эталону (образцу)

3. Обведём контура пальцем

4. Ощупывание

5. Сопоставление элементов фигур

После усвоения практических действий ребёнок может узнавать любую фигуру.

Упражняйте узнавание, угадывание формы в различных играх.

1. Найди фигуру

2. Найди такую же фигуру как эта

3. Приложи к рисунку фигуру похожую на рисунок

4. Что бывает (круглым, квадратным?)

Изучаем цвета.

В дошкольном возрасте ребёнок должен узнавать, отличать, называть и соотносить такие цвета: красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный.

Не добивайтесь сразу запоминания цветов: главное – их различение и узнавание.

Игры:

1. Найди предмет такого же цвета

2. Разложи по цветам

3. Назови цвет

Анкета

"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

Уважаемые родители!

В рамках подготовки к родительскому собранию - "Сенсорное развитие детей младшего  возраста в условиях детского сада",  нам необходимо знать ваше  мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:

  • да;нет; • не знаю.

2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:

  • считаю нужным;
  • не считаю нужным;
  • затрудняюсь ответить.

3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:

• да; • нет;   не знаю.

4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:

  • информация отсутствует;
  • есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;
  • я не обращаю внимания  на информацию;
  • информация интересная, но не имеет практической значимости для меня; • наглядная информация интересна и полезна для меня.

5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:

• высокий; • средний;• низкий. 

6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:

  • да;
  • нет;
  • • не знаю.

7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?_____________________________________________________________ 8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?

__________________________________________________________________

        Березовская Ирина Васильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в первой младшей группе. Задачи развития и воспитания детей 2-3 лет «

знакомство родителей с особенностями развития ребенка 2-3 -х лет. Знакомство родителей с программой, задачами развития и воспитания детей .Создание эмоционально-положительного настроя на совместную ра...

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Использование методов арт – терапии в развитии детей раннего возраста»

Знакомство родителей с методикой и техниками арт-терапии в работе с детьми раннего возраста в ходе просмотра презентации игровой деятельности детей с применением методов арт-терапии, знакомства родите...

Конспект родительского собрания в первой младшей группе группе «Адаптация детей к детскому саду»

Конспект родительского собрания в первой младшей группе группе «Адаптация детей к детскому саду»...

«Адаптация детей к детскому саду». Конспект родительского собрания в первой младшей группе.

laquo;Адаптация детей к детскому саду». Конспект родительского собрания в первой младшей группе Конспект родительского собрания в 1 младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» ...

Конспект родительского собрания в первой младшей группе ДОУ «Первый раз в детский сад»

Повестка дня:1. Сообщение цели и задач собрания2. Знакомство с родителями3. Адаптация детей к детскому саду, советы родителям4. Ознакомить родителей в вопросе формирования культурно-гигиенических навы...

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Итоги адаптации детей к детскому саду. Возрастные особенности детей 2-3 лет»

В конспекте родительского собрания представлен материал по адаптации детей к детскому саду, возрастные особенности детей 2-3 лет, а так же практические задания для родителей, например: Задание дл...