«Пальчиковый игротренинг» (нетрадиционные игровые приемы)
методическая разработка

Дауркина Анна Валерьевна

Семинар-практикум для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovyy_igrotrening_dlya_roditeley.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Мелкая моторика – это согласование движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Врачи и педагоги уделяют ее развитию пристальное внимание. В методической литературе содержаться результаты исследований (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), которые подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Работу по развитии пальцевой моторики следует проводить систематически 2-3 раза в день по 3-5 минут, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной.

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную игру.

Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочкой. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.

Практикум для родителей

Цели:

  • Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук.
  • Вовлечь родителей в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе по устранению речевых нарушений у детей.
  • Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.

Метод проведения: имитационная игра

Детям и родителям предлагается отправиться в путешествие в страну, где живут игры, не дающие скучать рукам, - страну пальчиковых игр.

Ход путешествия:

По Йосиро Цуцуми, модифицированный. Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками, стихами.

  1. Массаж пальцев начинается с большого и до мизинца. Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики-удальчики.

  1. Массаж поверхностей ладоней мячиками-ёжиками, прыгунками. Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперед его качу,

Вправо-влево – как хочу.

Сверху-левой, снизу-правой

Я его катаю браво

  1. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном напряжении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

  1. Массаж четками. Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает  нервную систему. Считать количество бус в прямом и обратном порядке.

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.

Пальчиковый тренинг

«Кус-кус» - бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.

Котёнок

Если кто-то с места сдвинется,

На него котенок кинется.

Если что-нибудь покатится,

На него котенок свалится.

Прыг-скок! Цап-царап!

Не уйдешь из наших лап!

В. Берестов

«Узелки» - перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, гласные звуки.

«Лыжники» - «вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я!

Стал мне спорт родней и ближе,

Кто помог мне в этом?… лыжи

Кто по лесу быстро мчится,

Провалиться не боится? Лыжник

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги,

И по большим снегам беги. Лыжи

«Музыканты» - нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.

Слоги:

Ша-шо-шу-ши-ше;

Шко-шка-шку-шки-шке;

Аш0ош-уш-иш-еш;

Шта-што-шту-шти-ште;

Чистоговорки:

Ша-ша-ша – в доме у нас Маша;

Шо-шо-шо – Маша ведет себя хорошо;

Шу-шу-шу – на руках её ношу;

Ши-ши-ши – калоши у Маши очень хороши;

Стихотворение «Кто потерял много игрушек»

Маша шла, шла, шла

И игрушки нашла:

Кошку, матрешку, шишку, мартышку,

Мишку, машинку, пушку, зайчишку,

Шар, неваляшку, катушку, лягушку.

Итог практикума

В ходе дискуссии с родителями выясняются:

  1. Значение пальчиковых игр и упражнений, которые:
  • развивают мелкую моторику рук;
  • стимулируют речевое развитие;
  • повышают способность головного мозга;
  • оказывают оздоравливающее и тонизирующее воздействие на весь организм.

2. Необходимость использования пальчиковой игры-тренинга не только в детском саду, но и дома.

     В детском саду родители могут получить:

  • варианты самомассажа кистей и пальцев рук;
  • значение пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук;
  • разнообразный нетрадиционный материал для самомассажа рук (поглаживания, растирания, разминания тыльной стороны кистей рук, ладоней, пальцев рук): перчатки с нашитыми пуговицами, резиновые экспандеры, мячики с шипами, резинки для волос, карандаши шестигранные, зубные щетки, палочки, ленточки, шнуровки.

Кроме того, родители могут ознакомиться:

  • с выставкой авторских пособий;
  • выставкой дидактического материала;
  • фотовыставками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные игровые приемы логопедической работы для совершенствования артикуляционных возможностей и дикции у детей

В буклете содержится описание нетрадиционных игровых приемов, заменяющих и дополняющих ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики....

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные игровые приемы активизации звуков. Домашняя игротека.»

   Как сделать  работу  по автоматизации звуков интересной, разнообразной  и в то же время продуктивной для ребенка?    Как  увлечь , удивить его, в...

Мастер-класс «Обучение нетрадиционным игровым приемам работы со сказкой».

Данный мастер- класс можно провести с родителями, познакомив их с приёмами работы со сказкой....

Мастер-класс для родителей «Домашняя игротека. Нетрадиционные игровые приемы активизации звуков»

создание условий для практического взаимодействия учителя – логопеда и родителей в процессе речевой коррекции....

Пальчиковый игротренинг нетрадиционные игровые приемы

нетрадиционные игровые приемы для развития мелкой моторики рук...

Пальчиковый игротренинг (нетрадиционные игровые приёмы)

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным....

Пальчиковый игротренинг (нетрадиционые приемы)

Пальчиковый игротренингРаботу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2-3 раза в день по 3-5 минут. Представленные в материале упражнения помогут в игровой форме проводить заря...