статья
статья (младшая группа)

Бобина Екатерина Александровна

Сегодня я предлагаю поговорить о пальчиковых играх, как средство развития речи и развитии мелкой моторики рук детей. Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

               «Роль пальчиковых игр в развитии детей»

  1. Информационная часть.

  1. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами.
  2. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
  3. Загадка (для родителей)
  4. Пять – да пять – родные братцы,
  5. Так все вместе и родятся.
  6. Если вскапываешь грядку,
  7. Держат все одну лопатку.
  8. Не скучают, а играют
  9. Вместе все в одни игрушки,
  10. А зимою всей гурьбою
  11. Дружно прячутся в теплушки.
  12. Вот такие «пять» да «пять»
  13. Угадайте, Как их звать?
  14. (Пальцы)
  15. Правильно, пальцы.  
  16. Сегодня я предлагаю поговорить о пальчиковых играх, как средство развития
  17. речи  и    развитии  мелкой  моторики  рук  детей.  Замечательный  педагог
  18. В.А.Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарования детей – на
  19. кончиках  их  пальцев,  от  них,  образно  говоря,  идут  тончайшие  ручейки,
  20. которые питают источник творческой мысли»
  21. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами.
  22. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
  23. Загадка (для родителей)
  24. Пять – да пять – родные братцы,
  25. Так все вместе и родятся.
  26. Если вскапываешь грядку,
  27. Держат все одну лопатку.
  28. Не скучают, а играют
  29. Вместе все в одни игрушки,
  30. А зимою всей гурьбою
  31. Дружно прячутся в теплушки.
  32. Вот такие «пять» да «пять»
  33. Угадайте, Как их звать?
  34. (Пальцы)
  35. Правильно, пальцы.  
  36. Сегодня я предлагаю поговорить о пальчиковых играх, как средство развития
  37. речи  и    развитии  мелкой  моторики  рук  детей.  Замечательный  педагог
  38. В.А.Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарования детей – на
  39. кончиках  их  пальцев,  от  них,  образно  говоря,  идут  тончайшие  ручейки,
  40. которые питают источник творческой мысли»
  41. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами.
  42. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
  43. Загадка (для родителей)
  44. Пять – да пять – родные братцы,
  45. Так все вместе и родятся.
  46. Если вскапываешь грядку,
  47. Держат все одну лопатку.
  48. Не скучают, а играют
  49. Вместе все в одни игрушки,
  50. А зимою всей гурьбою
  51. Дружно прячутся в теплушки.
  52. Вот такие «пять» да «пять»
  53. Угадайте, Как их звать?
  54. (Пальцы)
  55. Правильно, пальцы.  
  56. Сегодня я предлагаю поговорить о пальчиковых играх, как средство развития
  57. речи  и    развитии  мелкой  моторики  рук  детей.  Замечательный  педагог
  58. В.А.Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарования детей – на
  59. кончиках  их  пальцев,  от  них,  образно  говоря,  идут  тончайшие  ручейки,
  60. которые питают источник творческой мысли»

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли к нам.

Загадка (для родителей)

Пять – да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки,

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять» да «пять»

Угадайте, Как их звать?

(Пальцы)

Правильно, пальцы.

Сегодня я предлагаю поговорить о пальчиковых играх, как средство развития речи и развитии мелкой моторики рук детей. Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Виды развития мелкой моторики:

- Массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок.

- Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики.

- Работа с различным материалом (семена, счетные палочки, бумага, тестопластика, шнурки и т. д.)

- Игры на координацию движений (с резиновыми и тряпочными мячами, магнитными удочками).

- Копирование узоров, рисунков, работа в прописях, творческая продуктивная деятельность (аппликация – различные техники, оригами, рисование нетрадиционными способами).

Массаж кистей рук:

- поглаживание: совершается в разных направлениях;

- растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее);

- вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажер);

- массаж с помощью специального мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев;

- практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным).

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения, то она полностью соответствует потребностям, присущим дошкольному возрасту, и нравится детям.

Проводя пальчиковую гимнастику и игры с предметами, мы убедились в следующем:

  • Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи.
  • Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять.
  • Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.

Пальчиковая гимнастика подразделяется на три группы:

1. Упражнения для кистей (возраст 1,5 – 3 года) развивают подражательные способности, учат напрягать и расслаблять мышцы, развивают умение на некоторое время сохранять положение пальцев и в нужном темпе переключаться с одного движения на другое.

2. Условно-статические упражнения для пальцев (возраст 3-4 года) служат отработке ранее полученных навыков.

3. Динамические упражнения для пальцев (возраст 4-6 лет) развивают координацию движений, учат «противопоставлять» большой палец остальным.

Вот некоторые рекомендации, которые следует соблюдать при проведении пальчиковых игр и упражнений:

  • После каждого упражнения необходимо расслабить пальцы (потрясти кистями рук);
  • Пальцы следует нагружать равномерно.

II. Практическая часть.

Предлагаю вниманию родителей пальчиковые игры и упражнения, способствующие развитию речи. Давайте поиграем!

Упражнения для кистей

«Шарик»

Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками.

Надуваем быстро шарик –

Он становится большим (дуть на ладонь и пальцы – они принимают форму, напоминающую шар).

«Фонарики»

Ладони, выпрямив и раздвинув пальцы, держать перед собой;

Пальцы сжать (фонарики погасли), разжать (фонарики зажглись).

Условно-статические упражнения для пальцев

«Кошка»

А у кошки

Ушки на макушке (средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты),

Чтобы лучше слышать

Мышь в её норушке.

«Петушок»

Ладонь вверх, указательным пальцем упереться в большой; остальные растопырить и поднять.

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

Динамические упражнения для пальцев

«Домик»

Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять! (Разгибать пальцы).

Вышли пальчики гулять (Сжимать и разжимать пальцы).

Раз, два, три, четыре, пять!

В домик спрятались опять.

«В детский сад»

Сжать пальцы в кулак; поочерёдно разгибать их, начиная с большого; при словах «Встали братцы все» широко расставить пальцы в стороны.

Большой палец встал один,

Указательный – за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все – ура!

В детский сад идти пара.

III. Заключительная часть.

1. Воспитатель подводит итоги собрания.

Итак, пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

2. Минута благодарности. Воспитатель благодарит родителей за активное участие в проведении собрания и желает успехов в воспитании детей.

В качестве решения родительского собрания родителям вручаются памятки с пальчиковыми играми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...