Буклет "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Пунь Елена Сергеевна

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_fonematicheskiy_sluh.docx96.08 КБ

Предварительный просмотр:

1) Где позвонили. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, взрослый встаете в стороне от него и тихо звонит (гремит, шуршит). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.

2) Незнайкины ошибки - различаем на слух слова, произнесённые неправильно.
Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки. 
Ко
са прыгнула через забор.
Ко
лова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Ко
чка ловит мышку.
Соба
ха сторожит дом.

3) Шумящие коробочки. Ищем одинаковые на слух коробочки. Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

4) «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять

определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры – «далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает – близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает – далеко.

5)“Подскажи словечко”. Взрослый читает интересные загадки – складки и просит добавить последнее слово.

 Зайку бросила хозяйка – под дождём остался …(зайка).

Уронили мишку на пол – оторвали мишке…(лапку).

На просёлки, на лужок тихо падает…(снежок).

На снегу-то посмотри – с красной грудкой…(снегири).


6) Будь внимательным – учимся слышать звук в слове. Взрослый в медленном темпе называет разные слова и просит детей хлопать в ладоши, когда они услышат слово со звуком (например: “с”).

7)“Кто больше назовет слов на звук…”Взрослый предлагает придумать слова на какой-либо звук, за правильно придуманное слово ребёнок получает фишку.

8)Зоркий глаз. Ребенку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

9)Какой одинаковый звук во всех словах? Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например, шуба, кошка, мышь). И спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех словах.

10) Слова. Взрослый придумывает слово. Ребенку необходимо придумать слово, окончившееся на последнюю букву услышанного слова и т. д.

Успехов!

АОУ детский сад общеразвивающего вида №7 «Улыбка»

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

http://www.allearsinhearing.com.au/wp-content/uploads/2016/03/Child_playing_with_ears-768x511.jpg

                                                             

     Составитель:

 учитель-логопед Гришина Е.С.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

    Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей...

Опыт работы на тему: "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня".

Выявление и устранение недоразвития фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня. Работа включает в себя сравнительный анализ развития фонематического восприятия в старшей и подготовите...

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Методическая разработка НОД по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «По Самаре мы идем»

Формировать первичное представление о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области нужно,  начиная с дошкольного детства. В нашем детском саду этому уделяется большое вниман...

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Презентация на тему:"Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"....

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

В статье описаны игры, задания и упражнения для развития фонематического восприятия дошкольников....