Важность развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
статья (младшая, средняя группа)

Статья о важности развития мелкой моторики пальцев рук как главного стимула развития центральной нервной системы, психических процессов и речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Важность развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

  Давно известно, что движения пальцев тесно связаны с речью. Речевая зона в коре головного мозга расположена рядом с  двигательной. Совершенствование мелкой моторики пальцев рук это главный стимул развития центральной нервной системы, психических процессов и речи. Именно поэтому необходимо уделять должное внимание различным упражнениям и играм, способствующим улучшению координации движений рук, стимулирующим речевую функцию.

  Многие известные ученые (А.А.Леонтьев, А.А. Лурия, И.П. Павлов) исследовали взаимосвязь общей и речевой моторики. Их труды подтверждают, что чем выше двигательная активность ребенка - тем лучше развивается его речь.

   Чтобы не вызывать у детей утомления, достаточно уделять упражнениям на развитие мелкой моторики не более 5-10 минут в день. Массаж ладоней и пальчиков, разнообразные игры с ладонями, пальчиковая гимнастика. Для достижения наибольшего эффекта упражнения должны проводиться регулярно, принося пользу и вызывая положительные эмоции.

  Упражнения с шарами, грецкими орехами, шестигранными карандашами оказывают прекрасное тонизирующее действие. Эти упражнения способствуют улучшению памяти, умственных способностей, улучшению произношения многих звуков, устраняют эмоциональное напряжение, снижают усталость, повышают работоспособность.  

    Не стоит забывать о различных занятиях, также помогающих развивать мелкую моторику рук.  Это рисование карандашами и красками, пальчиковое рисование, раскрашивание, штрихование и графические лабиринты, аппликация разными техниками. Для развития силы кисти и пальцев, обеспечения смены тонуса мускулатуры рук полезны занятия лепкой из пластилина, теста, глины. Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги тренирует руки и развивает аккуратность. Изготовление поделок из бумаги, природного материала, вырезание ножницами способствуют формированию координации движений кистей рук и пальцев. Хорошо формируется мелкая моторика рук при нанизывании на леску пуговиц, бусин, бисера, макарон. Полезной будет переборка круп, игры с мячом, различные мелкие конструкторы, мозаики. Необходимо развивать у ребенка навыки самообслуживания (застегивание пуговиц, шнуровка ботинок).

   Некоторые виды инсценирования прекрасно подойдут для развития мелкой моторики пальцев рук и будут интересны детям. Пальчиковый театр, где ребенок кистью или пальцами руки имитирует движения персонажей. Контуры персонажей, характер их поведения особенно четко просматривается в театре теней. Изображения животных, птиц и иных персонажей на стене или экране путем складывания пальцев определенным образом. У подобных инсценировок большие возможности для развития ловкости, координации движений кистей и пальцев рук, точности, выразительности и развития речи.

   Очень увлекательными для детей являются пальчиковые игры. Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов, потешек при помощи пальцев. Сначала детей обучают несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляют упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и в конце с одновременно производимыми движениями. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует мыслительные процессы, внимание, воображение, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, речь его становится более выразительной.

  Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста возможно только в игровой форме. Нужно учитывать возраст ребенка, индивидуальные особенности, возможности и его настроение. Конечно, не все сразу будет получаться. Необходимо проявить терпение, подключить фантазию и воображение. Не забывайте хвалить ребенка за его достижения, вместе радуйтесь его успехам!

     

                                        Чтение художественной литературы дома.

В развитии человека любого возраста чтение книг играет очень важную роль, ведь именно благодаря книгам мы познаем мир, учимся, совершенствуемся. Чтобы книга сопровождала ребенка в течение всей жизни необходимо потрудиться. Чтение детям книг на ночь - хороший и эффективный способ формирования любви к книгам в будущем.

На основе изучения особенностей восприятия и понимания произведений художественной литературы ребенком дошкольного возраста можно выделить следующие задачи ознакомления детей с книгой на данном возрастном этапе:

-формирование у детей интереса к книге, приучение внимательно слушать литературные произведения;

-обогащение жизненного опыта малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания прочитанного;

-помощь детям при установлении простейших связей в произведении;

-помощь детям при выделении наиболее ярких поступков героев и их оценке;

-поддержание непосредственного отклика и эмоциональной заинтересованности, возникающей при восприятии книги;

-помощь детям мысленно представить, увидеть события и героев произведения с помощью иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации.

В 4-5 лет ребенку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Ребенок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребенок 4-5 лет прежде всего активный соучастник событий, изображаемых в книге, он переживает их вместе с героями.

   Чтобы чтение родителями детям приносило радость и положительные эмоции, нужно выполнять несложные правила. Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет удовольствие и вам тоже. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребенок должен знать, что книга это не игрушка. Рассматривать книгу лучше на столе, брать чистыми руками, осторожно перелистывая страницы. После чтения убрать книгу на место. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком, чтобы ребенок мог наблюдать за вашей мимикой, выражением глаз, жестами. Это усилит впечатление от прочтения. Читайте текст неторопливо, но и не монотонно, стараясь передать музыку ритмической речи. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то тише, то громче – в зависимости от содержания произведения. Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать. Сделайте из ежедневного чтения вслух любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение даже тогда, когда ребенок научится читать самостоятельно. С самого раннего возраста подбирайте ребенку его личную библиотеку. Почаще ходите с ребенком в книжный магазин, выбирайте книги вместе. Читайте вслух или пересказывайте ребенку те книги, которые нравились в детстве вам самим.

  Чтение влияет на социальное и духовное развитие детей, развивает речь. Самый действенный способ приучить ребенка к чтению – это читать самим, чтобы ребенок видел, что это действительно интересное занятие. И читать вместе с ребенком. Чтение должно стать необходимостью, ежедневной привычкой, приносящей радость и огромную пользу вашему малышу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из показателей интеллектуального развития  детей дошкольного возраста является  уровень развития мелкой моторики рук. У  этих  детей  отстает техника движения и  та...

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художественно – эстетического развития»

Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художес...

Важность развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Данная консультация будет полезна как для педагогов дошкольных учреждений, так и для родителей дошкольников!...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития

В настоящее время с введением федеральных государственных образовательных стандартов дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) получили возможность обучаться в детских садах компенсир...

Развитие мелкой моторики кисти рук детей дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи.

1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:"Развитие мелкой моторики кисти рук детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи".2).Фото-ил...