Пешком по Петербургу: семейные образовательные путешествия
материал (старшая группа)

Нилова Тамара Михайловна

В статье даны рекомендации родителям старшего дошкоьного возраста по организации семейных образовательных путешествий по городу с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Пешком по Петербургу: семейные образовательные путешествия

(рекомендации для родителей)

Семейная прогулка –это форма семейного времяпрепровождения. Как правило, ее совершают с двоякой целью: отдохнуть (релаксационная цель) и расширить свой кругозор (образовательная цель). Во время семейного путешествия дети и взрослые получают уникальную возможность не только осмотреть незнакомые им уголки города, но и пообщаться друг с другом относительно увиденного. Город помогает найти новые темы для общения взрослого и ребенка.

 Чаще всего родители, гуляя по городу, стараются как можно больше рассказать ребенку о тех достопримечательностях, которые попадают в поле зрения, т.е. берут на себя роль экскурсовода. В этом случае ребенок усваивает материал о Петербурге со слов взрослого. Но, если вы хотите, чтобы ваш ребенок смог самостоятельно рассмотреть объекты культурного наследия, извлекать из  них информацию и анализировать ее, то следует отказаться от роли рассказчика.  Желательно превратить ваши странствия по городу в путешествия, в ходе которого вы сообща будете открывать новый городской мир.

С чего начать?

Во-первых, надо запастись терпением! Не мешать ребенку самому делать свои умозаключения, хотя зачастую четко сформулировать свою мысль им бывает очень трудно. Во-вторых, важно осознать, что вначале необходимо сформировать у ребенка интерес к новой для него форме семейного времяпрепровождения, вызвать желание познавать город, помочь ему освоить способы исследовательской деятельности, а не спешить вывозить каждый выходной  в исторический центр Петербурга для знакомства с новыми объектами. Такой спешкой можно вызвать обратный эффект – нежелание куда-либо ехать. Предлагаем начать с самого малого: освоить близлежащую к вам территорию. Помочь вовлечь юного горожанина в познание культурного наследия могут и общегородские игры-путешествия, которые проводятся в Санкт-Петербурге для всех желающих.

Как проложить маршрут семейной прогулки?

Желательно, чтобы семейная прогулка не превратилась в пустое скитание по городу от одного объекта к другому. Поэтому заранее надо определить, какие здания, памятники вы обсудите с ребенком. Важно, чтобы рассматриваемые объекты были расположены недалеко друг от друга и тематически были связаны. Количество объектов должно быть ограничено: для дошкольников не более 3-4. И, наконец, главное- помните, что ребенок смотрит на город с высоты собственного роста и личного опыта.

Пример образовательного маршрут .

«В гости к Чижику-Пыжику»

Сегодня мы предлагаем Вам познакомиться с одним из «жителей» города – маленькой птичкой, которую зовут «Чижик-Пыжик». Этот необычный герой выбрал для своего местожительства самое необычное место. Он поселился не в саду и не в парке, а … под мостом рядом с Михайловским замком. Попробуйте найти крохотного Чижика-Пыжика в большом городе, и он исполнит одно из ваших заветных желаний.

Начните свою прогулку от Воскресенских ворот Михайловского замка (с площади, на которой стоит памятник Петру I).  

Остановка 1. Воскресенский канал перед Михайловским замком.

Итак, перед вами Михайловский замок. Вспомните, что такое «замок» для чего в прошлом их сооружали, и кто из знакомых героев сказок проживал в подобных «домах»? Осмотрите находящееся перед вами здание. Попробуйте найти детали, которые помогают понять, что этот дом должен был защищать своего хозяина.

Обратите внимание на Воскресенский канал, расположенный перед входом в замок: на его ширину, длину, глубину, оформление. Поразмышляйте: кто его создал – природа или человек?

Загляните под необычный тройной мостик и поищите – не спрятался ли здесь наш герой – Чижик-Пыжик?

Остановка 2. Второй Инженерный мост (у Фонтанки).

Если Чижика вы не обнаружили перед входом в Михайловский замок, то двигайтесь к ближайшей речке. Попробуйте рядом с ней отыскать мостик, под которым могла найти себе приют маленькая птичка. Рассмотрите его. Чем необычен мост, который вы обнаружили: можно ли под ним проплыть на лодке? Поразмышляйте, какую «тайну» он может скрывать? Для этого мысленно прочертите линию от моста в сторону Воскресенского канала. Сделайте вывод, как человек может менять природу в городе.

Остановка 3. Река Фонтанка.

Двигайтесь по Фонтанке в сторону ближайшего моста по направлению к Летнему саду. Пока вы совершаете переход, познакомьтесь с Фонтанкой. Рассмотрите ее. Определите, какое явление, наблюдаемое на реке, может указать на естественное ее происхождение (река – создание природы). Обсудите, похожа ли эта река на речку за городом? Как изменил ее облик человек?  

Остановка 4. Первый Инженерный мост.

Вы добрались до очередного моста. Поищите здесь Чижика-Пыжика. Обсудите, легко ли было его найти? Чем необычно «местожительство» этой бронзовой птички? Чем птичка «занята»: строит ли она гнездышко? ищет ли себе корм? чистит ли перышки? собирается ли взлететь? Поразмышляйте, зачем горожане установили скульптурку Чижика.

Понаблюдайте, как ведут себя люди, оказавшиеся вблизи от скульптурки? Поразмышляйте, зачем они бросают монетки Чижику?  Попробуйте и вы бросить монетку «на счастье», загадав при этом свое заветное желание.

Оглянитесь вокруг: а можно ли обнаружить в городе реальных (живых) птиц и животных? Кто из них мог бы стать бронзовому Чижику-Пыжику другом? Поразмышляйте, как реальным зверям и птицам живется рядом с человеком?

Остановка 5. Михайловский сад.

Если у Вас остались силы и время, то зайдите в Михайловский сад.  Прогуляйтесь по его аллеям, попробуйте предположить: почему это место горожане именуют «садом»? Что отличает этот зеленый уголок города от лесного массива? Соберите «коллекцию» тех предметов и явлений, которые делают «сад» - «садом»: по возможности сфотографируйте или зарисуйте их. Попробуйте понять, зачем городскому жителю нужен сад?

В конце путешествия сделайте общий вывод: есть ли в городе природа, и какую роль играет человек в ее жизни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное образовательное путешествие

Развивать потребность ребёнка в самостоятельном освоении окружающего мира, путём изучения культурного наследия нашего города....

Семейное образовательное путешествие" Город начинается..с вокзала"

Этот материал разработан на основе программы "Город на ладошке". ...

Презентация на тему: "Семейные образовательные путешествия -инновационная технология освоения культурного наследия города"

Данная презентация познакомит педагогов с советами "бывалых путешественников",  поможет осознать отличие образовательного путешествия от семейных прогулок, познакомит с маршрутами некот...

Методическая разработка семейного образовательного путешествия «Точка на карте»

Методическая разработка семейного образовательного путешествия«Точка на карте»Актуальность: Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...

Семейное образовательное путешествие «В поисках самой-самой удивительной новогодней елки»

В конце путешествия ребята вместе с родителями выберут САМУЮ, САМУЮ, САМУЮ  удивительную и необычную ёлку Петербурга!...

Семейное образовательное путешествие: «Городские невидимки – как тайные места, создающие образ неразгаданного и бесконечно удивляющего Петербурга»

Цель: создать условия для новых открытий в процессе организованной поисково-исследовательской работы с городскими объектами в пространстве своего микрорайона....