Семейное образовательное путешествие: «Городские невидимки – как тайные места, создающие образ неразгаданного и бесконечно удивляющего Петербурга»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Тюпакова Алёна Юрьевна

Цель: создать условия для новых открытий в процессе организованной поисково-исследовательской работы с городскими объектами в пространстве своего микрорайона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnoe_puteshestvie_po_peterburgu.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Семейное образовательное путешествие:

«Городские невидимки – как тайные места, создающие образ неразгаданного и бесконечно удивляющего Петербурга»

Адресат: дети старшего дошкольного возраста.

Цель: создать условия для новых открытий в процессе организованной поисково-исследовательской работы с городскими объектами в пространстве своего микрорайона.

Задачи:

  • расширить, обобщить и закрепить знания детей о достопримечательностях своего микрорайона и их местонахождении, помочь дошкольнику освоить город как среду своего существования;
  • помочь дошкольникам увидеть в хорошо знакомых объектах новое и неизвестное, содействовать возникновению чувства удивления от сделанных открытий;
  • сформировать начальные навыки поисково-исследовательской работы у детей в совместной деятельности с взрослыми;
  • продолжать развитие визуальных умений (умения вглядываться, рассматривать объекты материального мира и «считывать» заложенную в них информацию);
  • развивать умение ориентироваться в пространстве по картосхеме;
  • продолжить развитие коммуникативных умений (умение участвовать в обсуждении, формулировать и аргументировать свою точку зрения, слушать других участников дискуссии);
  • содействовать формированию личного эмоционально-ценностного отношения к своему микрорайону, как к своей «малой родине»

Предварительная работа:

  • беседы с детьми (как ознакомительные, так и на повторение и закрепление материала; как часть НОД, а также - в совместной образовательной деятельности) об истории возникновения нашего города, знакомство с территориальными границами Адмиралтейского района и его водной акваторией, знакомство с символикой района, беседы об известных достопримечательностях Адмиралтейского района и о том, как они выглядели в разное время, беседы о трагических страничках в истории нашего района и о героических поступках горожан во имя спасения города, рассказы о наводнениях и пожарах, знакомство со знаменитыми людьми, жившими в Адмиралтейском районе и их заслугами, этические беседы о культуре поведения в общественных местах и на улицах нашего города;
  • подбор фотоальбомов с изображением достопримечательностей Адмиралтейского района города Санкт-Петербурга для самостоятельного рассматривания;
  • альбом творческих работ детей-выпускников ДОУ по теме: «Мой район – Адмиралтейский!» для рассматривания;
  • материалы для формирования умения ориентироваться на карте:

- карта города Санкт-Петербурга с разделением на районы,

- карта Адмиралтейского района,

- наборы силуэтов достопримечательностей района/города;

  • тематическое занятие: «Что такое памятник?»;
  • составление детьми (под руководством педагогов) безопасного маршрута следования к неизвестному объекту и назад разными путями с помощью карты, апробация маршрута и определение о какой загадке (из трех рядом находящихся достопримечательностей: граффити, храм, памятник) шла речь, предоставление фотоотчета по итогам поисково-исследовательской деятельности;
  • организация фотоконкурсов «Я – житель Адмиралтейского района», «Двор, в котором я живу» на страничке группы в сети Интеренет с последующими обсуждениями с детьми, все ли уголки на фотографиях им знакомы;
  • просмотр тематических презентаций;
  • разработка маршрутного листа образовательного путешествия для детей и их родителей с картой, на которой отмечены объекты для исследования.

Основной этап:

Образовательное семейное путешествие по предложенному маршрутному листу (Приложение 1).

Заключительный этап:

Создание макета «Семимостье – как кусочек удивительного Петербурга».

Выводы по результатам работы

Эта форма работы способствовала:

- объединению всех участников образовательных отношений;

- зарождению в ребенке ощущения первооткрывателя,

- более подробному знакомству с объектами городского пространства;

- развитию наблюдательности, аналитического мышления, аргументированного диалога;

- проявлению положительных эмоций во время путешествия и по результатам продуктивной деятельности;

- формированию ощущения себя как жителя этого города, как петербуржца, который знает даже то, что спрятано от других и неведомо приезжим.


Приложение 1

Образовательное путешествие

«Городские невидимки – как тайные места, создающие образ неразгаданного и бесконечно удивляющего Петербурга»

Петербург – удивительный город с особенной архитектурой, с величественными памятниками и великолепными музеями, с шикарными дворцами и сказочными парками… Нам, жителям этого удивительного города, несказанно повезло жить среди этого великолепия! Но кому, как не нам знать, что Петербург – полон тайн и загадок и является хранителем городских «сокровищ», скрытых от обычного глаза…

Сегодня Вы отправляетесь в увлекательное путешествие, где вас ждут удивительные и неожиданные открытия, в ходе которых вы вместе сможете узнать много нового о тех местах, которые видите почти каждый день и порою не обращаете на них особого внимания.

Для этого:

  • изучите карту, совершите путешествие по составленному маршруту;
  • найдите объекты, предложенные для исследования, пользуясь подсказками;
  • ответьте на вопросы, предлагаемые в задании, для чего внимательно рассмотрите объекты, включенные в маршрут;
  • соберите фотоотчет о ваших открытиях по пути следования по маршруту;
  • если на пути следования вам удастся обнаружить спрятанные от глаз прохожих «тайны», зафиксируйте их как фотозагадку для наших будущих поисково-исследовательских маршрутов.

Путешествие по городу:

  1. Первый объект, который спрятан в городском пространстве соседствует с известным памятником архитектуры, о котором поэты слагают стихи:

«Во здравие всех моряков на Руси

Люди молились Николе: «Спаси!»

И верили в то, что поможет святой.

Ему посвятили собор голубой.

Высокие главки, лепнины узор...

Один из старейших этот собор»

Как еще называют Николо-Богоявленский собор?

Что вы видите такого, что подтверждает особую принадлежность храма к прославлению морской славы России?

Если вы встанете к Никольскому морскому собору спиной, а к Садовой улице лицом, то увидите место встречи двух каналов (Крюкова канала – старейшего в Петербурге и канала Грибоедова), которые находятся в обрамлении ажурно-гранитных мостов (Старо-Никольского, Красногвардейского и Пикалова). Мосты стоят буквой «П» и располагаются под прямым углом друг к другу.

Найдите мост, не сходя с которого вам удастся увидеть 6 других мостов, находящихся вокруг. Это место в народе именуется «СЕМИМОСТЬЕМ», спрятанный кусочек Венеции.

Отметьте на карте место, где нужно стоять и мосты, которые видны с этого места. Нашли все семь? 

  1. Ваш дальнейший путь лежит вдоль Крюкова канала в сторону реки, которую когда-то называли безымянным ериком (ерик – небольшая речка, вытекающая из большой реки и в нее же впадающая).

Вспомните, почему река была переименована, с чем связано существующее доныне название реки?

Перемещаясь по мосту с одного берега на другой и, кинув взгляд вправо, вы сможете увидеть чугунных сфинксов, располагающихся на соседнем Египетском мосту. Перейдя набережную реки, вы окажетесь на четной стороне улицы.

Ориентируясь по карте, определите, куда вам двигаться в поисках следующего таинственного объекта, обозначенного на карте.

Осмотрите объект. Как вы думаете, каково назначение объекта? Для чего он предназначен? Законченный он или нет? Какое бы вы дали название этому памятнику?

(Информационная справка: в народе этот памятник именуется «Памятник человеку-невидимке».

Изначально – это постамент, на котором раньше в благодарность от простого народа был установлен бюст императору Александру II, на личные средства которого строилась больница для простых людей. Бюст простоял на этом месте довольно долго, дальнейшая его судьба не известна, а последующую судьбу пьедестала определил народ, назвавши его «Памятник человеку-невидимке»).

«Превратите» этот пьедестал в семейный памятник или в памятник одному человеку.

  1. Самостоятельно проложите дальнейший путь к конечному пункту вашего маршрута в великолепное и красивейшее место, о существовании которого многие даже не догадываются, и о котором добрая половина петербуржцев наверняка не знает, потому что оно спрятано от любопытных глаз за высоким забором каменных джунглей.

Определите, как туда добраться?

Этот живой памятник сложно увидеть с Фонтанки, не увидишь и с Измайловского проспекта или с 1-ой Красноармейской улицы, его можно обнаружить, пройдя сквозь музейный комплекс.

Что может рассказать усадьба о хозяине?

Что вы можете сказать о хозяине, глядя на его бюст при входе?

Исследовав арки усадьбы и нырнув в одну из них, вы обнаружите проход, который и откроет вам таинственный оазис среди каменных строений.

Что на этот раз стало объектом исследования, можно ли его отнести к загадочным городским «невидимкам»?

Что вы увидели в парке такого, что расширило бы ваше представление об увлечениях хозяина дома?

Наше путешествие подошло к концу. Вы можете приятно провести время на уютных лавочках в парке, надежно отгороженные от городского шума и суеты в раздумьях о сегодняшнем путешествии…

Вопросы для обсуждения дома: 

Какой из найденных вами объектов стал для вас настоящим открытием?

На каком из объектов вам приходилось неоднократно находиться, но который не привлекал вашего внимания и информация, о котором оказалась для вас нова, заставила по-новому взглянуть на объект?

До новых открытий на городских улицах!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное образовательное путешествие

Развивать потребность ребёнка в самостоятельном освоении окружающего мира, путём изучения культурного наследия нашего города....

Семейное образовательное путешествие" Город начинается..с вокзала"

Этот материал разработан на основе программы "Город на ладошке". ...

Презентация на тему: "Семейные образовательные путешествия -инновационная технология освоения культурного наследия города"

Данная презентация познакомит педагогов с советами "бывалых путешественников",  поможет осознать отличие образовательного путешествия от семейных прогулок, познакомит с маршрутами некот...

Пешком по Петербургу: семейные образовательные путешествия

В статье даны рекомендации родителям старшего дошкоьного возраста по организации семейных образовательных путешествий по городу с детьми....

Методическая разработка семейного образовательного путешествия «Точка на карте»

Методическая разработка семейного образовательного путешествия«Точка на карте»Актуальность: Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...

Семейное образовательное путешествие «В поисках самой-самой удивительной новогодней елки»

В конце путешествия ребята вместе с родителями выберут САМУЮ, САМУЮ, САМУЮ  удивительную и необычную ёлку Петербурга!...