ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С СЕМЬЁЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
статья

Антонова Татьяна Константиновна

Направления работы педгога-психолога с семьей в детском саду; основные принципы работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonova_t.k._vzaimodeystvie_pedagoga-psihologa_s_semey.odt30.16 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С СЕМЬЁЙ

В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

        В настоящее время достаточно актуальным является просвещение родителей по вопросам воспитания и развития ребенка. Особенно важно оно при поступлении ребенка в детский сад. Перед родителями, определяющими своих детей в детский сад, встает ряд вопросов. Как пройдет адаптация? Как их ребенок будет себя чувствовать в новых для него условиях? Как помочь своему чаду быстрее адаптироваться к детскому саду?

        Важным в данных обстоятельствах является совместная работа педагога-психолога и родителей. Ведь с момента поступления ребенка в детский сад в его жизни и в жизни его родителей происходят значительные изменения. Хорошо, когда родители обеспечивают ребенку защиту, поддержку и положительный эмоциональный настрой. А имеют место быть случаи, когда родители не принимают участия в жизни своего ребенка, своевременно не оказывают помощь, тем самым формируя негативные черты личности и закрепив нежелательное поведение.

        Семья в современном обществе, по мнению О.А. Карабановой, это институт первичной социализации ребенка. Именно в семье он приобретает свой первый жизненный опыт, получает элементарные знания, умения и навыки жизни в обществе. Под влиянием взрослых формируется его мировоззрение, усваиваются нравственные нормы поведения, закладывается основа социального «Я». Развиваясь, ребенок проходит определенные стадии, на которых есть свои специфические задачи, особенности и трудности. В этих условиях взаимоотношения в семье определяются такими факторами, как семейные ценности и стили воспитания. Семья оказывает на ребенка сильное влияние. От того, как воспитывается ребенок в семье, будет зависеть, каким он вырастет.

        Ни для кого не секрет: взаимодействие с семьей в условиях детского сада просто необходимо. Помощь в преодолении ошибок в семейном воспитании, связанных с неправильным, узким представлением родителей об объеме своих функций и возможностях их реализации, на сегодняшний день в дошкольном учреждении оказывается педагогом - психологом. Непосредственное участие в жизни детей, психологическое сопровождение, контроль за психическим развитием воспитанников, позволяет педагогу – психологу своевременно оказывать помощь родителям детей, посещающих дошкольное учреждение.

        Как показывает опыт, взаимодействие педагога-психолога с родителями весьма значимо и является продуктивной составляющей педагогического процесса в целом. Это выражено в заинтересованности родителей в сотрудничестве, в их активном участии в различного рода мероприятиях, а также в количестве консультаций.

        В нашем детском саду работа с семьей занимает одно из ведущих направлений в деятельности педагога-психолога. Как правило,  взаимодействие данного специалиста с родителями  детей, поступающих в детский сад, начинается с ознакомительной беседы. В ходе чего определяется отношение родителей к ребенку, стиль воспитания, ожидания от детского сада. На данном этапе большое значение имеет установление доброжелательных отношений между родителями и педагогом-психологом. Для  родителей вновь прибывших детей проводится групповая консультация на тему «Роль родителей в процессе адаптации к детскому саду», где они знакомятся  с психофизиологическими  возрастными особенностями развития, с  кризисными периодами жизни ребенка и условиями успешной адаптации к детскому саду. Дальнейшие консультации проводятся по запросу родителей.

Кроме выше перечисленного родители  получают подробную информацию о том,  в какие игры играть с малышом  (в зависимости от того, какие познавательные процессы  требуют развития),   о способах и приемах развивающего общения с ребенком в семье,  о приемах снижения детских страхов,  о способах сглаживания   конкуренции  детей в семье, об игровых приемах,  позволяющих  достаточно быстро приучить ребенка  убирать за собой игрушки и т.д.

        К основным формам взаимодействия педагога-психолога с семьей в нашем детском саду можно отнести следующие:

  • консультации (очные и заочные);
  • оказание психологической помощи и поддержки родителям в воспитании детей;
  • беседы с родителями и детьми;
  • стенд психолога;
  • информационные уголки в группах;
  • памятки;
  • анкетирование;
  • проведение совместных мероприятий;
  • выступления на родительских собраниях.

С целью вовлечения родителей в жизнь детского сада были спланированы и проведены совместные мероприятия с детьми. Летом был организован праздник, посвященный Дню защиты детей «Маленькое чудо», где каждая мама готовила поделку в виде солнышка. В центре размещалась фотография ребенка, а на лучиках были написаны ласковые слова, которыми детей называют дома.

В  ноябре прошлого года проводилось мероприятие, посвященное Дню матери. С помощью воспитателей было снято видео, на котором дети средней группы рассказывали о своих мамах. Затем были проведены совместные игры «Узнай по ладошке», «Кто больше соберет шариков», «Золушка». Дети читали стихи о маме. А в завершении мероприятия был совместный танец мамы и ребенка. Праздник не только объединил родителей и детей, но и способствовал созданию атмосферы тепла и доверия во взаимоотношениях педагога-психолога и родителей.

         Родители выступают для ребенка источником эмоционального тепла и поддержки. Без этих составляющих ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным. Недаром базовой потребностью для человека является потребность в эмоциональной привязанности, любви и поддержке.  Невозможность ее удовлетворения приводит к искажениям личностного развития и способна подтолкнуть ребенка к неадекватным формам поведения.

Для того, чтобы свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, необходимо учитывать внутрисемейные факторы, имеющие воспитательное значение. К таким относятся: активное участие в жизни семьи, общение с ребенком, а главное  - умение его выслушать, интерес к проблемам  ребенка, помощь в развитии его талантов, знание этапов развития ребенка, уважение права ребенка на его собственное мнение, использование в повседневном общении приветливых фраз и объятий.

В ходе работы с родителями нами используются методы исследования, такие как тестирование, наблюдение, консультирование, анализ, анкетирование и психодиагностика. Полученные данные позволяют изучить необходимую информацию о семье каждого воспитанника, об уровне общекультурного развития его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогических знаниях. С помощью вышеуказанных методов работа и, соответственно, оказание помощи, становятся более продуктивными.

        Проанализировав особенности взаимоотношений в семье, составляется план работы с учетом дифференцированного и индивидуального подхода к родителям.

        Как уже отмечалось выше,  работа педагога-психолога с семьей  – это работа с родителями. В своем большинстве проблемы в поведении и развитии ребенка являются «отзеркаливанием», отражением сложившейся ситуации в семье. Разные требования, предъявляемые родителями к ребенку, могут привести к нарушениям поведения в виде капризов, агрессии, отказа от еды. Неблагоприятный психологический климат в семье также провоцирует проблемы с поведением и развитием ребенка. Из опыта нашей работы с родителями, можно сказать, что теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Большинство уже начали целенаправленно применять полученные навыки в семье.

        В нашей работе со стороны родителей встречается полное понимание того, что ребенка нужно любить  не за то, что он красивый, умный, способный, воспитанный, а просто так, просто за то, что он есть. Профессор Юлия Гиппенрейтер называет это принципом безусловного принятия.  Маленькому человечку необходимо каждый день слышать, что он любим, что он самый лучший, что у него все получается. Родителям предлагается  представлять каждое утро, что  их ребенок — это сосуд, который необходимо наполнить нежными словами,  чтобы эти важные слова были с ребенком на протяжении всего дня. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день.

        Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: эффективно-организованная работа педагога-психолога в детском саду помогает справиться со всеми теми вопросами, которые стоят перед семьей, а также выработать единые воспитательно-образовательные позиции по отношению к ребенку. Родители убедились, что их участие в жизни детского сада необходимо не потому, что этого хочет администрация или педагог-психолог, а потому, что это важно для их собственного ребенка, для них самих.

Список литературы:

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.

2. Семья: психология, педагогика, социальная работа / Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ, 2010.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гипенрейтер. – М.: АСТ, 2011.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Взаимодействие педагога-психолога со специалистами в условиях реализации ФГТ».

В настоящее время нам известно, что все детские сады активно внедряют в свою практику работы Федеральные Государственные Требования к основной общеобразовательной программе....

Занятие педагога-психолога с детьми средней группы детского сада «Дружба начинается с улыбки».

Формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива....

Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду.

Наверное, в каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности ...

Занятие педагога-психолога для детей средней группы детского сада «Дружба начинается с улыбки».

Занятие с использованием мультемидийного оборудования, направлено на формирование благоприятного социально-психологического климата  в группе, сплочение детского коллектива. Презентация &q...

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми старшей группы детского сада "Путешествие в страну красок"

Данное коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога в детском саду направлено на снижение психоэмоционального напряжения,импульсивности. Использование нетрадиционной технологии рисования по вод...

Тематика консультаций педагога-психолога для разных возрастных групп детского сада.

Консультации для родителей, проводимые в ДОУ, являются одной из форм дифференцированной работы с семьей. Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по воспитанию и...

Тематика консультаций педагога-психолога для разных возрастных групп детского сада.

Возраст 6-7 лет связан с наступлением переломного, критического периода жизни. Ребенок переходит от одного способа переживания среды к другому. Происходит перестройка переживаний. Она связана с заверш...