Использование технологии "мнемотехника" в образовательном процессе ДОУ
консультация (старшая группа)

Чигринь Марина Александровна

Цель работы: Использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yanvar_chigrin_m.a._1word.docx302.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 53»

«Использование технологии «мнемотехника»  в образовательном процессе  ДОУ»

ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА?

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

 МНЕМОТЕХНИКА - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций и конечно развитие речи.

Цель работы: Использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.

АКТУАЛЬНОСТЬ

При работе с детьми, с нарушениями речи, мной было замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.

В силу этих и других причин дети  с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

Поэтому передо мной  встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Задачи:

1. Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

2. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

3. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

4. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

5. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

Алгоритм работы с моделью:

В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:

I этап. Это введение элементов схем, символов.

Например, обозначения: Ягоды годжи мнемотаблицы для развития связной речи Худеем вместе!

- цвета:

- формы:

- величины:

- действия:

II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.

  

III этап. Введение отрицаний.                                      

Например: 

- небольшой 

- некруглый 

- несъедобный

IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

Мнемотаблицы логопедический сайт болтунишка - Рефераты от портала "Знание"

V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.

VI этап. Рассматривание таблицы и разбор

того, что на ней изображено.

                                               

VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

снегири

VIII этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.

C:\Users\10\Desktop\дс 53\мнемотехника 53\IMG_20181120_160901.jpg

Использование данной технологии в работе даёт на протяжении четырех лет устойчивые результаты обучения, воспитания и развития дошкольников:

  В начале своей работы по мнемотехнике, попробовала взять опорные картинки к выбранному стихотворению на каждую строчку. Картинки были яркими, узнаваемыми.  После прочтения дети воспроизводили стихотворение по опорным картинкам. Поэтические тексты были коротенькими (3-4 строчки).

На следующем этапе, подбирала “рисуемое “ стихотворение, кодировала его при помощи символов, выразительно прочитывала и по ходу чтения изображала текст, затем вместе с детьми воспроизводила повтор стихотворения с опорой на таблицу.

После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе  предлагала готовую  - схему, а по мере обучения ребенок  активно включается в процесс создания своей схемы.

Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. Уже к концу подготовительной группы каждому ребёнку достаточно 10 – 15 минут для заучивания больших стихотворений из трёх – четырёх четверостиший.

За время работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи была создана серия мнемотаблиц на стихотворения различной тематики, подобраны таблицы для рассказа по временам года, различных лексических тем: «Животные», «Посуда» «Зимующие птицы», «Насекомые»,  «Профессии» и многие другие.

Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.

Таким образом, с помощью технологии мнемотехники можно достичь следующих результатов:

  • У детей появилось желание пересказывать сказки, рассказы- как на занятии, так и в повседневной жизни;
  • Расширились знания об окружающем мире;
  • Обогатился словарный запас;
  • Детям стало легче преодолевать робость, застенчивость и свободно держаться перед аудиторией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по использованию в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста информационно- образовательных ресурсов.

Тема: «Путешествие в страну Транспорт» Цель: Ощутить радость самостоятельных открытий в результате коллективной интеллектуально-творческой деятельности. Задачи:Образовательные:Способствовать...

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик

Результативность использования в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик воспитателем...

консультация для педагогов"Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий."

консультация для педагогов"Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий."...

Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик

Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик в дошкольном учреждении для аттестации воспитателя...

Использование в образовательном процессе современных педагогических техологий, как важнейшая составляющая успешной реализации задач образовательной области "Речевое развитие"

Современные педагогические технологии являются важнейшей составляющей успешной реализации образовательного процесса в ДОО.Представленныий материал нацелен на повышение компетентности педагогов в вопро...

Консультация для педагогов ДОУ «Использование в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»

При использовании в образовательной деятельности  игровых технологий у воспитанников развиваются  творческие способности, творческое мышление и воображение....

Федеральный перечень учебников, относящихся к уровню дошкольного образования.Цифровые образовательные ресурсы в сети Интернет к использованию в образовательном процессе дошкольного образования.

Уважаемые коллеги! Предлагаю перечень цифровых образовательных ресурсов, которые можно использовать в образовательном процессе дошкольного образования....