Консультация для родителей «Виды детских страхов»
консультация

Руденко Татьяна Александровна

Консультация для родителей «Виды и причины детских страхов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_i_prichiny_detskih_strahov.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Виды детских страхов»

        Страх – это эмоциональная реакция человека на угрозу для жизни, здоровья или благополучия. В ситуациях, связанных с реальной угрозой для жизни, страх может играть роль защитного механизма. Страхи могут выражаться в волнении, тревогах, беспокойстве или опасениях чего-то. Чаще всего страхи – нечто неопределенное, мнимое и расплывчатое.

        Детские страхи в основном проявляются в дошкольном возрасте, когда ребенок наиболее восприимчив и впечатлителен к окружающему миру. Он, как губка, впитывает в себя все, что увидел, услышал и узнал, верит разным историям, которые могут рассказать ему родители или старшие братья и сестры. Беспокойные, нервные, мнительные родители зачастую даже не подозревают, что могут служить причиной страха у своего ребенка. Они могут также слишком опекать его от воображаемых опасностей. На всех возрастных этапах страхи более свойственны девочкам, нежели мальчикам, что отражает большую чувствительность девочек к восприятию идущей извне угрозы.

        Еще не умея говорить, ребенок начинает беспокоиться о долгом отсутствии матери, инстинктивно заслоняется ручками при внезапном приближении большого предмета или громком звуке. Но данное чувство страха еще не настоящий сформировавшийся детский страх, а лишь возрастная осознанная реакция на возможную угрозу для жизни.         

        С возрастом ребенок начинает бояться незнакомых людей. Это говорит о том, что он уже умеет отличить «своего» от «чужого». В основном ребенок признает за «своего» только мать, так как она ассоциируется у него с чем-то постоянным и привычным.

        Родителям необходимо внимательно следить за ребенком в течение первого года его жизни, не оставлять его одного или надолго у родственников, не отдавать на воспитание бабушкам и знакомым.

        С опытом ребенок открывает для себя все новые и новые угрозы для жизни, опасные ситуации. В 6-7 лет ребенок узнает о существовании смерти и инстинктивно начинает бояться ее, а также связывает с ней все свои предыдущие страхи.

        Наиболее разнообразны страхи детей в возрасте от 3 до 5 лет, это обусловлено бурным развитием воображения, образного мышления в сочетании с наивностью и внушаемостью. Ребенок тем более подвержен страхам, чем более эмоционален и тревожен. Остановимся подробнее на видах детских страхов в этом возрасте.

Страх темноты

        Страх темноты – наиболее распространенный страх среди детей дошкольного возраста. В темноте ребенок считает себя более уязвимым, так как выключается основной канал органов чувств – зрение. Ребенок теряет ориентацию в пространстве, воздух уплотняется и кажется, что вокруг уже совсем другая реальность. Кроме того, обострившийся слух воспринимает малейшие шорохи и звуки, которые ребенок мигом «перерабатывает, переиначивает» в своем воображении, и вот тут возникает чувство страха. В темноте есть нечто волшебно пугающее, мистическое. Она и манит и ужасает одновременно. Общеизвестно, что у детей архаическое коллективное бессознательное проявляется гораздо ярче, чем у взрослых, именно поэтому они боятся темноты панически, безудержно и безоговорочно.

        Никогда нельзя заставлять ребенка находиться в темной комнате! Закрывая в наказание ребенка в комнате без света, родители абсолютно точно формируют ряд новых страхов, связанных с темнотой, - страх одиночества, замкнутого пространства и устрашающих сказочных героев. Поэтому ночник рекомендован практически всем детям, а уж впечатлительным, с высоким уровнем развития воображения – он просто необходим.

Страх врачей, уколов, крови, боли

        Один из самых распространенных страхов – страх боли. Именно им связаны между собой все эти четыре страха. Дети боятся уколов, боятся все и всегда, но с возрастом они учатся терпеть, чтобы не выглядеть трусливыми в глазах сверстников-друзей. Хуже, когда ребенок остается в больнице один, без мамы. Это достаточно серьезно травмирует его психику: нет защиты, «некому поплакаться», надо самому справляться со всеми трудностями, терпеть все больничные неприятности. Дети вроде не показывают своего одиночества, не просятся домой, но очень часто после больниц у детей появляются энурезы, заикание, они становятся замкнутыми.

        Состояние детей, долгое время лежащих в больнице, можно определить словом «обреченность». Эти ребята начинают чувствовать себя одинокими, у них появляются различные множественные страхи – «я не нужен», «я больной». Когда ребенок попадает домой, надо очень осторожно возвращать его к больничной теме, чтобы она не отложилась неврозом, в играх «в больницу» пусть он сам будет навещать своего больного.

Страх вымышленных и сказочных героев

        Часто, посмотрев страшный фильм перед сном, ребенок вскакивает ночью и будит родителей, говорит о том, что ему боязно и просит посидеть с ним. Родители не должны отказываться побыть со своим ребенком, поговорить с ним столько, сколько ему нужно, даже если они очень устали. Иногда бывает очень полезно посмотреть передачи, в которых рассказывают о том, как снимают фильмы ужасов. Пусть ребенок увидит, что большинство из того, что происходит на экране, - это декорации, костюмы, грим и игра актеров. Можно объяснить, что снимать подобные передачи выгодно, что они пользуются спросом и за них платят большие деньги. Все это если и не избавит существенно от страха, но заметно ослабит его.

Страх животных

        Страх животных очень распространен среди детей. Практически у всех детей имеется страх пауков. Один из факторов, влияющих на появление боязни паука, - это страх боли. Пауки непонятны и неприятны внешне, они быстро бегают, имеют устрашающий вид, но самое главное – они могут укусить. К тому же много документальных и художественных фильмов посвящено борьбе с пауками-монстрами, тому, как огромные пауки кусают людей и нередко побеждают их. Подсознательно ребенок ассоциирует себя с жертвой, он начинает бояться укуса, и эта боязнь может проявиться как во сне, так и наяву. Немаловажную роль в создании этого страха играет незабвенная «Муха-Цокотуха». Конечно, прочитывая ее много раз ребенку, мы снижаем уровень страха, как бы проживая победу над ней снова и снова. В последнее время, при большом количестве телеканалов, мы можем получить много информации о различных видах пауков. Огромные пауки появляются в фильмах, мультфильмах, порождая все новые страхи. Но если дети знают о существовании тарантулов, родители должны объяснить им и то, что они не живут в нашей местности. Так же дети боятся собак. Страх собак чаще всего ситуативный или внушенный. Если ребенок просто видит, что собака кого-то укусила или облаяла, это еще полбеды, но если при этом «сердобольная» бабушка сказала: «Посмотри, как бывает, не подходи к собакам – искусают, покалечат», тут уже можно прогнозировать появление довольно сильного страха, который в дальнейшем будет сильно мешать жить.

Страх потеряться

        Как известно, дети с 5 лет уже могут ненадолго оставаться играть одни. Они находят, чем себя занять, играют в ролевые игры и дают родителям возможность заниматься своими делами. Но это не касается тех детей, которые боятся остаться одни. Можно выявить много разных причин, если подойти к каждому случаю страха одиночества отдельно. Это и неуверенность в своих действиях из-за гиперопеки роли родителей, и неврозы страха темноты и замкнутого пространства, и ревность к старшим и младшим братьям и сестрам, и застенчивость, и возможная бессознательная боязнь разлуки с матерью, и т.д.  Необходимо обязательно найти причину конкретного страха и работать именно с ней, потому что к каждой причине нужен свой подход. Одна из разновидностей страха одиночества – страх потеряться. Особенно он владеет детьми, уже потерявшимися однажды. Дети, пережившие этот шок, иногда месяцами после этого случая не отходят и не отпускают маму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Прогоним детские страхи"

Автором представлен материал для родителей о причинах возникновения страхов у дошкольников и ознакомление со способами их преодоления....

Консультация для родителей: «Причины детских страхов и методы борьбы с ними».

Страх - это самая большая проблема во всем мире не только у взрослых, но и у детей. Страх в своем выражении может иметь пассивную и активную форму – может вызывать психическую и психофизическую депрес...

Консультация для родителей «Причины детских страхов и как их преодолеть».

Консультация помогает родителям понять причины возникновения детских страхов и способы их преодоления....

Консультация для родителей "Сказкотерапия детских страхов"

Откуда берутся детские страхи и как помогает детям сказкотерапия. Как сочинить терапевтическую сказку для своего ребенка....

Консультация для родителей ДОУ "Детские страхи и их коррекция"

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста — одна из наиболее обсуждаемых тем среди психологов и родителей. Важно понимать, что чувство страха хоть и является нормой, оно...

Консультация для родителей Тема: «Детские страхи»

Детские страхи – это нормальное явление, главное – соответствие страха своему возрасту. Они преодолимы: родители и дети вместе могут справиться со страхами. Правильное повед...

консультация для родителей "Профилактика детских страхов"

Беспокойство, тревога, страх, удивление, печаль — это эмоциональные составляющие нашей жизни. И невозможно найти взрослого человека, который никогда не испытывал бы страха. А откуда появляются с...