Маленькие дети – большие таланты!
тест

Белоусова Елена Сергеевна

В этой статье обсудим  тему одаренности, талантливости наших детей и приведем несколько небольших тестов, которые помогут Вам, родителям, определить направление, в котором у ребенка проявляются более яркие способности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkie_deti-bolshie_talanty.docx114.65 КБ

Предварительный просмотр:

Маленькие дети – большие таланты!

В этой статье обсудим  тему одаренности, талантливости наших детей и приведем несколько небольших тестов, которые помогут Вам, родителям, определить направление, в котором у ребенка проявляются более яркие способности. Согласитесь, определенную часть талантов малыша мы можем просто не заметить, просто не понять, что те или иные действия малыша – это их проявление. Тут же, сразу, хочется сказать, что любой ребенок, опережающий в своем развитии сверстников, может смело считаться одаренным. 

Очень часто путают понятия одаренность и талант. Что же такое одаренность?

 Одаренность — это общая способность, раскрывающаяся в более высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях.

А талант — это, скорее, необычная способность в какой-либо узкой специфической области. Безусловно, довольно часто одаренные дети могут быть и талантливыми одновременно. 

С видами  одаренности и их проявлениями можно ознакомиться в таблице:

Вид одаренности

Как проявляется

Академическая

одаренность

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому.

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов.

Художественная одаренность

Проявление фантазии в творческих художественных работах. Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки).

Вокальная одаренность

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух.

Литературная одаренность

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов

Артистическая одаренность

Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память.

Конструкторская одаренность

Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации.

Спортивная одаренность

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость.

Хореографическая одаренность

Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память.

Социально-личностная   одаренность

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты.

Лидерская одаренность

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию.

Тест-вопросник, определяющий одаренность и направленность 
дошкольника к той или иной области деятельности.

Уважаемые родители, отвечая на вопросы, записывайте ответы:

утвердительные, «да» — 1 очко;

 отрицательные, «нет» — 0 очков.

Затем складывайте все очки. По шкале результатов узнаете, одарен ли Ваш ребенок. 

  • Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?
  • Меняет ли он свои интересы, наклонности?
  •  Любит ли рисовать воображаемые предметы?
  •  Любит ли рисовать абстрактные картинки?
  • Любит ли фантастические истории?
  • Сочиняет ли рассказы или стихи? Любит ли рисовать затейливые фигуры из бумаги?
  • Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует? Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
  • Боится ли темноты? Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
  •  Считал ли это слово понятным без разъяснений?
  • Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
  •  Был ли удачен этот замысел?
  • Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
  •  Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?
  • Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?
  • Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?
  • Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?
  • Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
  • Любит ли читать книжки без иллюстраций?
  • Изображает ли какие-либо персонажи во время сюжетных игр?
  • Помнит ли и рассказывает ли свои сны, делится ли пережитыми впечатлениями? 


Шкала результатов: 
От 20 до 23 очков — ваш ребенок очень сообразительный, способен иметь собственную точку зрения на окружающее. 
От 15 до 19 очков — ваш ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда в чем-то заинтересован. 
От 9 до 14 очков — большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает. 
От 4 до 8 очков — ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности. 
Менее 4 очков — вашему ребенку не хватает сообразительности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель. 



Тест-опросник, выявляющий способность к творчеству (креативность) 

Оцените своего ребенка по семи пунктам.

Каждый пункт оценивается по шкале, содержащей пять градаций:

1 — никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — постоянно.

Мой ребенок способен:

№ вопроса

Никогда

  1

Редко

2

Иногда

3

Часто

4

Постоянно 5

1. Выдвигать и выражать большое количество различных идей (беглость).

2. Предлагать различные виды, типы, категории идей (гибкость).

3.Предлагать дополнительные идеи, детали, версии или решения (находчивость, изобретательность).

4. Проявлять воображение, чувство юмора (нестандартность).

5.Демонстрировать неожиданные, оригинальные, но полезные варианты решения какой-либо проблемы (оригинальность).

6. Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость).

7. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию (уверенный стиль поведения, самостоятельность). 

Подсчитайте общее количество баллов по семи пунктам: 
35-28 баллов — высокий уровень креативности;

27-17 — средний уровень креативности;

            16-0 — низкий уровень креативности. 

Тест, приведенный далее, поможет вам определить проявление конкретных способностей ребенка, а это, в свою очередь, даст возможность не только сохранить детский талант, но и посильно способствовать его развитию.

Тест на одаренность ребенка

  1. Ваш ребенок имеет технические способности, если он:
  • больше интересуется работой различных механизмов, машин и т.п.;
  • просто обожает что-либо конструировать, собирать;
  • всегда старается «докопаться» до причин, по которым что-то перестало работать, а также с энтузиазмом относится к «капризам» техники;
  • пытается сам чинить поломки и использует для этого детали других механизмов. Порою он может вас даже удивлять тем решением, которое нашел;
  • умеет и даже любит рисовать, т.е. «видит» чертежи механизмов, их эскизы;
  • его заинтересовывает даже взрослая техническая литература;

Всего 6 признаков.

  1. Ваш ребенок имеет музыкальные способности, если он:
  • вслушивается музыку, всегда тянется к тем местам, где она звучит;
  • быстро отзывается на мелодию, на её ритм, а также их быстро запоминает;
  • довольно-таки часто сам поет или играет на имеющихся инструментах. При этом исполнение мелодии происходит с чувствами, энергично, он буквально вкладывает себя, своё настроение в этот процесс;
  • пытается самостоятельно сочинять новые мелодии;
  • сильно хочет и даже сам пытается научиться играть на каком-то инструменте;

Всего 5 признаков.

  1. Ваш ребенок имеет артистический талант, если он:
  • в моменты нехватки слов использует мимику, движения, жесты;
  • всячески старается вызвать эмоции у тех, кому что-то рассказывает и показывает;
  • осознанно и/или неосознанно старается даже тоном голоса подражать человеку, о котором рассказывает;
  • не боится аудиторию и всегда с готовностью выступает перед нею;
  • часто кого-то передразнивает, кому-то подражает и получается это у него с легкостью;
  • обладает хорошей пластичностью и всегда открыт для всего нового;
  • любит одеваться красиво и быстро схватывает значение красивой одежды;

Всего 7 признаков.

  1. Ваш ребенок имеет незаурядный интеллект, если он:
  • четко рассуждает, прекрасно мыслит, легко понимает недосказанное и причины каких-либо действий, поступков людей;
  • удивляет вас своею памятью;
  • легко учится, быстро понимает новый школьный материал;
  • практически всегда задает много вопросов, но конкретно по теме, по ситуации;
  • предпочитает читать, любит это делать;
  • пуст и не является отличником, но обгоняет в учебе своих сверстников;
  • больше, чем сверстники знает о событиях, о ситуациях, которые лично его не касаются;
  • часто рассудителен, а может и расчетлив не по годам, удивляет вас здравостью мыслей;
  • наблюдателен, очень быстро, пусть и не ярко, реагирует на новые событие в жизни.

Всего 9 признаков.

  1. Ваш ребенок имеет спортивный талант, если он:
  • чрезвычайно энергичен, всегда стремится к движению;
  • смел и синяки и/или шишки его совершенно не пугают;
  • очень часто становится первым или всегда стремится к этому в различных спортивных играх;
  • удивляет вас тем, как хорошо и быстро осваивает катание на лыжах и коньках, как ловко обращается с мечом и т.д.;
  • имеет отличную координацию движений, быстро развивается физически;
  • спокойным занятиям предпочитает подвижные игры, состязания или старается просто больше бегать резвиться, даже беситься;
  • всегда переполнен энергией и вам кажется, что он просто никогда не устает;
  • различными способами подражает любимому спортсмену.

Всего 8 признаков.

  1. Ваш ребенок имеет литературный талант, если он:
  • много, часто о чем-то рассказывает и в процессе придерживается сюжета, четко удерживает основную мысль;
  • часто фантазирует, придумывает свой вариант развития обычных событий и всегда вносит в них что-то необычное;
  • в рассказе больше использует слова, ярко передающие чувства, эмоции участников сюжета;
  • героев своего рассказа старается «оживить»;
  • бывает, что уединяется и сам пишет свой собственный рассказ.

Всего 5 признаков.

  1. Ваш ребенок имеет талант к научной работе, если он:
  • легко обобщает что-либо, запросто понимает абстрактные понятия;
  • легко своими словами выражает чужие мысли. Иногда даже специально их записывает для себя чтобы не забыть;
  • читать любит, но литературу не по возрасту, а более взрослые, более серьезные научно-популярные издания;
  • практически всегда или очень часто старается самостоятельно объяснить то или иное событие;
  • всегда с удовольствием создает свои собственные схему, конструкции, даже коллекции;
  • никогда не унывает и слишком долго в расстроенных чувствах не находится, если его открытие, его изобретение не нашли поддержки или были даже осмеяны.

Всего 6 признаков.

  1. Ваш ребенок имеет художественные талант, если он:
  • не находя слов, начинает рисовать / лепить, чтобы выразить свои чувства, эмоции, своё настроение;
  • рисуя, старается изобразить разнообразные предметы, животных, людей и даже ситуации, а не зацикливается лишь на тех, что удались хорошо;
  • очень внимательно относится к каким-либо произведением искусства, становится серьезным, о чем-то задумывается, если его детское внимание привлекает картина;
  • в свое свободное время чаще всего рисует, что-то лепит, используя все имеющиеся краски и материалы;
  • часто старается сделать что-то прикладное: различные украшения для дома, для одежды и т.д.;
  • не боится, не стесняется критиковать даже известные произведения, с готовностью высказывает о них своё мнение и разумны обосновывает его.

Всего 6 признаков.

Теперь, зная индикаторы (признаки) таланта ребенка, возьмите ручку (карандаш) и бумагу. Каждый признак во всех 8-ми блоках оцените по шкале от 2-х (минимум) до 5-ти (максимум). После этого просуммируйте полученные результаты и поделите итог каждого из 8-ми блоков на число признаков. К примеру, сумму по художественному таланту необходимо поделить на 6.

Уже сейчас, имея получившиеся результаты, вы можете определить наиболее выраженную одаренность ребенка, но это еще не все. Следующий этап – это построение графика, отражающего уровень детского интереса, как показано на рисунке.

test-na-odarennost-talant-rebenka-tummy.jpg

По полученным результатам начертите линии на графике, а в месте их пересечений поставьте точки. После этого соедините все точки линией и необходимый график готов. Он легко вам поможет в ситуации, когда вам хочется, чтобы ребенок занимался плаванием, а вы желаете, чтобы он стал музыкантом. По графику можно достаточно легко определить детские перспективы. Если ваш график не имеет ярко выраженных пиков – не спешите расстраиваться. Талант ребенка может очень долгое время вести себя «скрытно», не проявляясь ярко и наглядно. Кстати, для получения более показательных результатов такой тест можно провести с другим ребенком-сверстником и результаты сопоставить.

Наиболее подходящий возраст для проведения такого теста – 5-8 лет.


Не относитесь слишком серьезно к полученным результатам, так как жизнь вносит свои коррективы и ребенок еще может измениться.

Успехов Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фестиваль - конкурс ,, Маленькие дети - большие таланты"

сценарий разработан с целью создания единого образовательного пространства дети - педагог, выявление творческих способностей детей, умение продемонстрировать свои способности...

Проект «Маленькие дети – большие таланты»

Задачи проектаØ обогатить  предметно – развивающую среду с учетом  индивидуальных особенностей детей;ØРазвивать способности детей через вовлечения их в разные виды практической и игров...

ФЕСТИВАЛЬ "МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ- БОЛЬШИЕ ТАЛАНТЫ" с ФОТО

ФЕСТИВАЛЬ "МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ- БОЛЬШИЕ ТАЛАНТЫ" с ФОТО...

Маленькие дети - большие таланты

Творческие занятие детей дома...

ФЕСТИВАЛЬ "МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ-БОЛЬШИЕ ТАЛАНТЫ" СТАТЬЯ - ОТЧЕТ

ФЕСТИВАЛЬ "МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ-БОЛЬШИЕ ТАЛАНТЫ" СТАТЬЯ - ОТЧЕТ...

Практико-ориентированный проект «Маленькие дети– большие таланты»

Создание системы поддержки талантливых детей в условиях дошкольного образовательного учреждения...