Консультация для родителей "Здравствуй, театр!"
консультация (старшая группа)

Участие детей в театрализованных играх и спектаклях становится возможным при желании у них к подобного рода деятельности , что, с нашей точки зрения, включает в себя: знание театра как вида искусства, а также эмоционально-положительное отношение к нему и определенный опыт собственной театрально-игровой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Здравствуй, театр!

Участие детей в театрализованных играх и спектаклях становится возможным при желании у них к подобного рода деятельности, что, с нашей точки зрения, включает в себя: знание театра как вида искусства, а также эмоционально - положительное отношение к нему и определенный опыт собственной театрально - игровой деятельности. Что значит «знать театр» по отношению к детям старшего дошкольного возраста? Иметь представление о назначении театра как учреждения культуры, о специфике театральных профессий, об особенностях процесса подготовки спектакля. Эмоционально - положительное отношение - это устойчивый интерес к театрализованной деятельности, адекватная реакция на сценическое действие, желание участвовать в нем. Специальные занятия с детьми и их участие в драматизациях, то есть опыт собственной театральной деятельности, помогают сформировать у детей умение осознанно применять средства образной выразительности ( интонация, мимика, позы, жесты, пантомимика), перевоплощаться (почувствовать и передать характерные особенности образа), вести ролевой диалог, соединять речь с движениями и т.д.

В процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с театром и воспитания эмоционально - положительного отношения к нему необходимо сформировать представление:

-        о театре (его назначении, внешнем и внутреннем оформлении здания, где расположен театр, и т.д.);

  • о специфике актерского искусства;
  • о различных театральных профессиях (гример, костюмер, танцор и

др-);

  • об особенностях подготовительной работы к спектаклю (кто и как готовит спектакль);
  • о разных видах театрального искусства;
  • о правилах поведения в театре.

Посещению театра должна предшествовать подготовительная работа, основная цель которой - дать представление о театре как о культурном учреждении. Необходимо организовать экскурсию, в ходе которой детям рассказывают о роли театра как вида искусства в жизни человека, о людях различных профессий, работающих в театре, об интерьере здания и т.д. Эти же задачи будут решаться и во время последующих бесед с использованием наглядного материала: афиши, рекламы, фотографии (различные театры, сцены из спектакля) и т.д. Детей знакомят с внутренними помещениями и их оформлением (фойе, зрительный зал, сцена и др.); подобная работа также обогащает и активизирует их словарь («декорации», «сцена», «оркестровая

яма», «фойе», «прожектор» и др.). После экскурсии и бесед детям, можно предложить порисовать на такие темы, как «здание театра», «Приглашение в театр», «Мой театр» и др.

Затем целесообразно подвести детей к пониманию и самостоятельному выделению того, что может служить символом театра. Для этого можно использовать общеизвестные театральные маски, предложить детям описать различные «настроения» масок с использованием образных слов, сравнений, антонимов, и др. Чтобы помочь детям воспринимать маски в качестве символов театра как искусства, предложите им нарисовать что-нибудь, чтобы все сразу поняли, что речь идет о театре. Это также способствует развитию творческого воображения и помогает воспитателю понять, сформировано ли у дошкольников представление о театре.

Для того чтобы сформировать у детей представление о специфике деятельности артистов, необходимо отвести детей в театр, перед спектаклем познакомить с названием пьесы, ее содержанием, а в антрактах - обратить внимание на характерные черты разных действующих лиц. На следующий день после похода в театр необходимо провести беседу с детьми, чтобы помочь им уточнить и систематизировать полученные впечатления, дать оценку увиденного. Воспитателю же следует обратить внимание детей не только на то, что происходило на сцене, но и какими образными средствами пользовались актеры. Детям можно предложить такие вопросы для обсуждения: «Что больше всего понравилось в спектакле, и почему?»; «Кто из героев понравился?»; «Как ты узнавал героя?». Вопросы, которые задает воспитатель, должны подтолкнуть детей к более глубокой оценке театрального действия, достигнутые ими через сравнительную характеристику персонажей, соответствия декораций теме спектакля и др. После просмотра можно предложить детям нарисовать героев из спектакля, которые понравились или не понравились. В результате дети постепенно начинают оценивать не только сам образ (хороший - плохой), но и способы его театрального воплощения, соответствие средств выразительности внутренней характеристике героя, соответствие или несоответствие трактовки персонажа артистом тому представителю о нем, которое сложилось у ребенка.

Решая задачу формирования представления о различных театральных профессиях, можно организовать экскурсию в театр, во время которой дети посещают зал для репетиций, гримерную, костюмерную, слушают рассказы работников театра, занятых в постановке спектакля о том, что каждый из них делает, чтобы постановка была интересной и имела успех. Наблюдения за работой гримера, декоратора, костюмера и др., как показывает опыт, углубляет и активизирует интерес к театральному искусству, способствует расширению словарного запаса (гример, парик, осветитель и др.), Так дети узнают о том, чем заняты, что делают непосредственные участники театрального действия -(актеры, музыканты, дирижер); кто готовит пьесу к постановке -(режиссер, художник, балетмейстер); кто обеспечивает все условия для ее осуществления - (гример, костюмер, осветитель, кассир, билетер, гардеробщик).

Полученные таким образом знания дети могут использовать в разных видах деятельности, например: в игровой - (представляют себя художником, гримером, артистом, костюмером и т.д.)

Чтобы активизировать интеллектуальное развитие, тем, кто уже умеет читать и писать, можно предложить ребусы, кроссворды, загадки-головоломки, в которых искомое слово или даже целая фраза должны быть составлены из первых или последних букв слов, которое надо вспомнить, глядя на рисунки, и т.д. Использование загадок-головоломок помогает сделать беседы более увлекательными и способствует закреплению знаний о театре. Кроме того, интересная загадка и неожиданная отгадка вызывают у детей положительные эмоции.

Кроме конкретных знаний, обеспечивающих определенный уровень представлений о театре и устойчивый интерес к нему, необходимо дать детям и этические представления, познакомить с культурой поведения в театре и других учреждений искусства. Этот аспект должен пронизывать всю работу: предшествовать непосредственному знакомству с театром, сопутствовать беседам, играм, изобразительной деятельности и т.д. Необходимо неоднократно обсуждать с детьми следующие проблемы: «Какие существуют правила поведения в театре?»; «Кто их должен соблюдать и почему?»; «Как выразить свою благодарность артистам за их труд и доставленное ими удовольствие?».

После бесед на эти темы желательно, чтобы дети разыграли сценки на закрепление правил поведения в театре. Например: дети рисуют билеты, выбирают «кассира», «билетера». Купив билет, заходят в «зал» (стулья заранее расставлены как в зрительном зале). «Билетер» помогает «зрителям» находить свои места. «Зрители» просят помочь найти свое место, благодарят за помощь, извиняются при проходе по ряду и т.д.

Кроме того, детям можно предложить представить и разыграть ситуации, в которых они могли бы оказаться, например: «Представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти свое место. Как бы ты поступил?»; «Представь, что во время спектакля ты начал кашлять. Что бы, ты, сделал?»; «Как быть с мороженным, если ты не успел его съесть, а последний звонок уже прозвенел?» и т.д.

Таким образом, работа по ознакомлению с театром и формированию знаний о нем, кроме приобщения детей к одному из древнейших и прекрасных видов искусства, способствует умственному (расширению представлений о театральном искусстве), эстетическому (эмоциональное отношение к этому виду искусства) и нравственному (правила поведения в театре) воспитанию.

Итак, здравствуй, театр!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей " Театр скороговорок ".

 Скороговорки - эффективное средство для развития дикции, фонематического слуха, речевого дыхания, выразительных средств голоса....

Консультация для родителей «ТЕАТР ДОМА»

Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем «детском театре»....

Консультация для воспитателей: "Театр в детском саду"

Использование элементов кукольного театра        в театрализованных развлечениях старших дошкольников....

Консультация для родителей: "Театр кукол и игрушек в детском саду"

Консультация для родителей: "Театр кукол и игрушек в детском саду"...

Консультация для родителей: "Театр-дома"

«Необходимо научить ребенка с детстваволноваться чужим несчастьям,радоваться    радостям другого,пробудить в восприимчивой детскойдуше эту      драгоценную спос...

Консультация для родителей. "Театр в жизни ребенка. В первый раз в театр"

Театр был, есть и будет лучшей эмоциональной школой жизни. Он тоже источник информации о мире, мощный стимул мыслительному процессу, формированию духовности....