МАСТЕР-КЛАСС для родителей детей дошкольного возраста «Волшебный мир пальчиковых игр»
консультация


Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

для родителей детей дошкольного возраста

«Волшебный мир пальчиковых игр»

Подготовила воспитатель: Игнатьева Марина Федоровна.

Участники: воспитатели, родители.

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики в домашних условиях.

Задачи:

- донести до родителей важность использования пальчиковых игр в развитии образного мышления, воображения, творчества, развития речи;

- заинтересовать родителей использовать разнообразные пальчиковые игры дома для развития детей.

 Подготовительная работа:

1. Организация выставки книг, игр, пособий, направленных на развитие мелкой моторики.

2. Объявление (приглашение) о предстоящем мероприятии.

3. Составление анкеты для родителей.

Оборудование: бумага, фломастеры карандаши, палочки разносы с разной крупой, мелкие игрушки и природный материал, резиновые игрушки с шипами, пальчиковый театр, крышки от бутылок, поролоновые губки, шнурки, молнии, нитки, бусины, пуговицы, мозаика, различные пособия по мелкой моторике и развитию речи.

Ход мероприятия:

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада, что мы собрались все вместе.

Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: « Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», а  М.Монтессори утверждала «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» и т.к. мы все мечтаем, чтобы наши дети были умными и талантливыми,  мы заинтересованы развивать общую и мелкую моторику ребёнка с самого раннего возраста. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов. 

(Мизинец - сердце, безымянный палец- печень(почки), средний- кишечник, указательный- желудок, большой – голова). Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.

Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Движение организма и речевая моторика имеют единые механизмы, следовательно, развитие мелкой моторики рук напрямую влияют на развитие речи.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома.

Что же происходит,  когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? 1.Стимулирует развитие речи.

2.Создают благоприятный, эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи.

3.Ребенок учится концентрировать и распределять своё внимание.

4. Усиливается контроль за выполняемыми движениями при сопровождении их стихотворными строчками.

5.Развивается память ребенка, воображение и фантазия.

6.В результате освоения воображения приобретут силу, гибкость и подвижность, которые в дальнейшем облегчат овладение навыком письма.

Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов. В дошкольных учреждениях педагоги используют основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Очень важна систематичность проведения игр и упражнений.

Коррекция нарушений мелкой моторики проходит в следующих направлениях:

•Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами). •Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, ёжики, скалочки, семена).

•Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).

•Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

   

•Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).

•Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

•Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп. Я вас познакомлю сейчас с некоторыми из них, и вы в них поиграете.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Итак первый вид - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.

Игры с использованием: массажных мячей, карандашей, прищепок.

Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.

Карандаш в руках держу

Поиграть я с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли

И немного пошуршали

Карандашик я возьму

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Группа игр с предметами:

а) пальчиковые игры с карандашом (желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь), где детям можно предложить следующие задания (выполнение заданий педагогами и родителями)

• катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони;

• катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно правой и левой рукой;

• катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т.д.);

• поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.

б) игры с палочками (спичками, веточками) где детям предлагается выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания:

• выполнить узор после выкладывания его взрослым;

• по конечному результату (образцу);

• по уменьшенной схеме;

• по словесной инструкции;

• выкладывание букв и цифр из веточек.

в) игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, где можно использовать такие варианты заданий:

• нанизывание на проволоку, шнурок необходимое количество бусин, шариков, пуговиц по демонстрации действия, по образцу, по рисунку узора, по словесной инструкции; составление бус (нанизывание бусин разных цветов в определённой последовательности);

• сортировка мелких предметов (бусин, пуговиц, монет, горошин, зёрен и т.д.); ребёнку необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцев по столу или осуществляя захват предметов двумя пальцами правой (или левой) руки поочерёдно (большим и указательным, большим и средним и т.д.); игра «Золушка»;

• сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей-ежей, цилиндров с разнообразными шипами) одной рукой, пальцами одной руки; двумя руками одновременно или поочерёдно;

• перекладывание мелких предметов (бобов, гороха, пуговиц, бусин, мозаики) из одной ёмкости в другую; захват предмета осуществляется попеременно двумя пальцами; усложнение – захват двух-трёх предметов одновременно;

• пальчиковый театр или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик, теневой театр.  

• выкладывание из круп, пуговиц, бусинок букв, цифр, разнообразных рисунков;

• «рисование» картин крупой, бусинами, семенами, листьями деревьев.

•чудесный мешочек.

•игры с бумагой способствуют развитию устойчивости зрительного внимания, воображения, а также активизируют работу пальцев.«Закопай игрушку в сугроб»,«Огород», «Обрывание бумаги», «Выгладим платочек для мамы и для дочки»; аппликация и оригами, лепка из пластилина и глины.

Следующий вид – активные игры со стихотворным сопровождением. На слайде представлены некоторые виды игр, которые побуждают детей к творчеству, в стихотворной форме они запоминаются быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке.

В одну такую игру мы сейчас с вами поиграем.

«В гости к кошке». 

Группа игр с речевым сопровождением.

С веток ягоды снимаю и в лукошко собираю.

("срывают" ягодки и "кладут" в ладошку.

Ягод - полное лукошко! Я попробую немножко.

(щипотку поднести ко рту) 

Я поем ещё чуть - чуть - легче будет к дому путь!

Я поем ещё малинки. Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять… (загибаем пальчики)

Снова буду собирать! 1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать.

(загибаем пальчики) 

Вот кулак, а вот ладошка.

(Показать кулак и ладошку) 

На ладошку села кошка и крадется потихоньку,

(По ладошке перебирая пальчиками продвигается другая ладошка) 

Может, мышка там живет? Кошка мышку стережет. Мяу!

(Как кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки) 

Следующий вид пальчиковых игр – это игры манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить названия данных игр. «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», «Пальчики пошли гулять» и т.п.. Как видно на слайде данные игры мы тоже используем в своей работе. «Пишем на ладошке» (можно на спине) Ребенок закрывает глаза и отгадывает цифру, букву, геометрическую фигуру, затем меняетесь.  

Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру.

Итак, приступим к рассмотрению следующего вида - пальчиковые игры с музыкальным сопровождением. На слайде представлены некоторые названия игр. В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно.

А мы вам в свою очередь предлагаем поиграть в игру «У жирафов»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Хлопаем по всему телу ладонями).

На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела). 

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

(Щипаем себя, как бы собирая складки).

На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела). 

Заключительная часть.

- Дорогие родители! Большое спасибо, что вы приняли активное участие в нашем мероприятии. Надеюсь, что вы узнали много нового, интересного и обязательно примените полученные знания в семье.

И, пожалуйста, заполните анкету.

Моё выступление я хочу закончить небольшим стихотворением.

 Две руки

Нам две руки природою даны,

И обе драгоценны и нужны.

Одна дары от жизни принимает,

Другая их с поклоном возвращает.

В наших руках богатство остается,

Оно любовью к ближнему зовется.

(Рефлексия родительского собрания)

Анкета для родителей - участников мастер-класса

1.Насколько вы удовлетворены сегодняшней встречей?

(нужное подчеркнуть)

- полностью удовлетворен

- частично

- неудовлетворен

 2.Что произвело наибольшее впечатление? __________________________________________________________________

3. Что не понравилось?

__________________________________________________________________

4.Закончите, пожалуйста, предложение:

-развитие движения руки – это __________________________________________________________________

-я узнала, что игры по развитию движений руки можно проводить __________________________________________________________________

 5.Считаете ли вы целесообразным проведение подобных встреч? 

-да

-не знаю

-нет

6.Сохранится ли у вас желание принять активное участие в следующей встрече? 

-да

-не знаю

-нет

7.Ваши предложения и пожелания воспитателю: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________

 Спасибо за участие!



Предварительный просмотр:

Интернет-ресурсы и интернет-библиотеки психолого-педагогической направленности

Рекомендую интернет-ресурсы и интернет-библиотеки психолого-педагогической направленности:

Littleone (www.littleone.ru/) - сайт питерских родителей - http://forum.littleone.ru - От трех до шестиМладшие школьникиРазвивающие центры, кружки и занятия.

Google Книги (http://books.google.com/) - поиск по словосочетанию "Возрастная психология", "Детская психология".

Книжная поисковая система (http://ebdb.ru/)

- Яндекс каталог - Электронные библиотеки

Либрусек (http://lib.rus.ec/) - ПсихологияДетская психологияПедагогика

Куб (www.koob.ru/) — электронная библиотека/Online-библиотека по психологии - Возрастная психологияРисованиеТесты, психодиагностикаПравильное питаниеМама и малыш

- "Психологическая библиотека"(http://bookap.info/) и раздел "Возрастная психология".

Электронная библиотека Московского городского психолого-педагогического университета (ЭБ МГППУ) (http://psychlib.ru/)

Педагогическая библиотека(http://www.pedlib.ru/) и раздел "Психология"

Psyjournals.ru портал психологических изданий - Рубрики

ЭБС «Университетская библиотека oнлайн» (www.biblioclub.ru) - Психология: классические трудыСовременные исследования по психологииПопулярно о психологии

Журнал Развивающее Образование (www.tovievich.ru/journal/)

Детская психология (http://www.childpsy.ru/) - Дошкольники

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru/) - Работа с дошкольникамиСпорт в школе и здоровье детейШкольная психологическая служба

Ресурс psylib.myword.ru

Ресурс psylist.net

Ресурс 7я.ру - раздел "От 3 до 7"

Все для детского сада (www.ivalex.vistcom.ru)

Ассоциации детских психиатров и психологов (www.acpp.ru) - Журнал "Вопросы психического здоровья детей и подростков"

Psinovo.ru - сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям.

Детская психология для родителей (www.psyparents.ru) - Дошкольный возраст от 3 до 7 лет

Центр игры и игрушки МГППУ (www.psytoys.ru) - СТАТЬИ

Электронный журнал «Психологическая наука и образование» (www.psyedu.ru)

Московский Городской Психолого-Педагогический Университет - Факультет психология образования (http://fpo.ru/) - Статьи › Дошкольная психология

Наши невнимательные гиперактивные дети (www.sdvg-deti.com)

Виртуальная библиотека EUNnet (http://virlib.eunnet.net/) - журнал "ИЗВЕСТИЯ Уральского государственного университета" - Образование и педагогика

МАМОЧКА: от беременности до школы (www.mamochka.kz) - Подготовка к школе

Сборник материалов по психологии(http://psymania.info/) - Разные статьи

ПСИХОЛОГИЯ ОНЛАЙН. ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ПСИХОЛОГА(www.psychological.ru) -ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Журнал "Вопросы психологии" (www.voppsy.ru) - Педагогическая и возрастная психология

Книги на Имхонете (http://books.imhonet.ru/) - Научно-популярная и образовательная литература

- Ассоциированная школа ЮНЕСКО «БЭСТ» (http://best-school.kz) - Советы психолога: ученикам,родителям.

4itaem.com — читать книги и журналы - Жанр «Психология»

Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова(www.psy.msu.ru) - Психология в ИнтернетеПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук (http://psycdigest.ru/)

Электронная библиотека по психологии (www.psychology.ru)

Записная книжка школьного библиотекаря (http://bibnout.ru/) - Бесплатные электронные библиотеки

- Белорусский государственный университет - Электронная библиотека БГУФундаментальная библиотека БГУ

Институт художественного образования Российской академии образования - ИЗДАНИЯ ИНСТИТУТАЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ "ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА"

Открытый класс (www.openclass.ru) - ПсихологияПедагогикаЛогопедия

Институт психотерапии и клинической психологии (www.psyinst.ru) - Возрастная психология,Дети и подросткиДети и подростки популярнаяДети и подростки, кризисные состоянияИгротерапияЦветотерапияТелесно-ориентированная психотерапияСказкотерапия,Психодрама и ролевые игрыПсиходиагностикаПсихиатрия и неврологияПсихиатрия детская и подростковая.

Издательский дом «Питер» (www.piter-press.ru) - Воспитание. Образование. Педагогика,ПСИХОЛОГИЯПОПУЛЯРНАЯ ПСИХОЛОГИЯПСИХОТЕРАПИЯ И ПСИХОАНАЛИЗПедагогическая психология.

Ресурс lib100.com - age_psychologyart_therapypedagogicspsychotherapypsychiatry

Pedagogic.ru: Библиотека по педагогике

В помощь психологу. Диагностические тесты и методики для дошкольного и школьного возраста (www.psiholognew.com)

Энциклопедия школьного психолога (www.psihologu.info)

Журнал "Самиздат" (http://samlib.ru/) - ДетскаяСказкиДраматургия.

Библиотека Максима Мошкова (http://lib.ru/) - ПсихологияВзрослым о детяхУчебники,Словари, энциклопедииРусскоязычные литературные архивы на Интернете.

Ресурс PsiProj (http://psi.lib.ru/) - Детская страницаПрактикаКонсультацияКнигиПолезные ссылкиПопулярные тесты.

Флогистон: Психология из первых рук (http://flogiston.ru/) - библиотека по психологии,педагогическая психологияархив учебных материалов по психологии и смежным наукам,обзоры книгсписки литературы.

ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА (Электронные книжные полки Вадима Ершова и К°) (http://publ.lib.ru) - Образование, педагогикаПсихология и Психиатрия.

Сообщество для тех, кто покупает детские книги через интернет(http://5razvorotov.livejournal.com/)

Дидактические пособия и учебники для детей (http://didaktikos.livejournal.com): 3-5 и 5-7.

Мама в сети - форум для креативных мам (http://forum.maminsite.ru) - Литература по детскому творчеству

- «КУКУМБЕР» – иллюстрированный литературный журнал для детей 9–13 лет (http://www.kykymber.ru) - книги (только описание книг) - «Библиотека детского сада»

- "Мамина радуга" – детские книги, игры и игрушки, поделки (http://maminaraduga.ru/) - блог о хороших книгах и не только.

Портал  deti@mail.ru (http://deti.mail.ru/)

Портал кытлямырля (http://kurlymurly.org/) - Издательство или Мои книги

Онляндия - безопасная web страна (https://onlandia.org.ua/) - безопасность детей в интернете.

Российская государственная детская библиотека (www.rgdb.ru) - Коллекция редкой детской книги,  Каталог полезных сайтовЭлектронные ресурсы РГДБ

- “Настя и Никита” (http://book.foma.ru/) - Книги

детский литературный проект издательского дома “Фома”. Можно скачать некоторые книги

Детская библиотека интересов (http://kid-home-lib.livejournal.com/) - что, как и где читать детям, для детей и про детей

ChildhoodBooks.ru (www.childhoodbooks.ru) - некоммерческий проект Карины Никитской

Детское чтение для сердца и разума (http://detskoe-chtenie.livejournal.com/)

Библиогид (http://bibliogid.ru/) - Коротко и Подробно

Ленинградская областная детская библиотека (www.deti.spb.ru) - ЦИТАТЫ, ТЕКСТЫ, ПРОЗА и ТЕМЫ

«Папмамбук» (www.papmambook.ru) - Интернет-журнал для тех, кто читает детям

БУКНИК.младший (http://family.booknik.ru/) - проект для детей и их родителей - Чтение - О книжках

ЛитРес (www.litres.ru) – мегамаркет электронных книг №1 в России - Детская психология и Детские книги

Tinlib.ru (www.tinlib.ru/) Библиотека обучающей и информационной литературы - Психология

ModernLib.Ru (www.modernlib.ru) ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА - Детские и Научно-образовательная

LITMIR.net (www.litmir.net)- Электронная Библиотека - Психология

Bookvit.ru (http://bookvit.ru/) Электронная библиотека - Детская и Психология/педагогика

RoyalLib.ru (http://royallib.ru/) электронная библиотека - Для дошкольников и младших классов и Психология

Findbook.ru (http://www.findbook.ru/) - поиск книг по интернет магазинам РФ

Fly-Мама всё успеть (http://fly-mama.ru/) - СтатьиКниги для детейБыстро и вкусноДетские игры

Российская государственная библиотека (www.rsl.ru) - Обзор печатных изданий по психологии и психологических ресурсовОбзор психологических ресурсов интернета

genon? (www.genon.ru) Добавляйте знания! - Дети

Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой (www.danilova.ru/) - Всё о раннем развитииВсё о детях от 3 до 5 , Всё о детях старше 5Мастерская.

МАМИН ГРАД (http://maminsite.ru) - Памятка родителям первоклассников

Образовательная система «Школа 2100» (www.school2100.ru) - Журнал «Начальная школа плюс До и После» - Архив журнала

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"(http://window.edu.ru/) - Педагогическое образованиеОбразование в области культуры и искусстваГуманитарное и социальное образованиеМатематика и естественно-научное образование. (Выбрать "УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ" - Дошкольное)



Предварительный просмотр:

Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами

Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность психологической работы с малышами – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции.

Задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей в нашем детском саду решается в центре “Песок-вода” при помощи различных игр и манипуляций с песком, водой и крупой.

Особое значение использования воды, песка и сыпучих материалов в качестве психопрофилактического средства мы придаем в период адаптации детей к детском саду, с целью создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для адаптации малышей к детскому саду. Исходя из потребностей детей, посещающих наше ДОУ, мы ставим перед собой следующие задачи:

  • снизить высокий уровень психофизического напряжения малышей в период адаптации, помочь ребенку проиграть психотравмирующую ситуацию расставания с родителями;
  • установить доверительные отношения между педагогом и малышами, сделать роль воспитателя понятной, предсказуемой и значимой для ребенка. Все это укрепит его базисное доверие к миру, обозначит роль воспитателя как проводника и помощника в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире;
  • помочь ребенку более осмысленно и быстро освоить нормы и правила, а также позитивные способы поведения и общения в детской группе;
  • помочь каждому малышу выразить состояние внутреннего Я через игры, усилить его чувство принятия и успешности;
  • осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения “особых” детей;
  • способствовать возникновению и поддержанию положительных эмоций у малышей, повышению эмоционального тонуса, общего фона настроения;
  • удовлетворять потребности детей в разнообразных эмоционально-насыщенных переживаниях и обеспечивать свободу выражений своих чувств, развивать и поддерживать самостоятельность в освоении окружающего мира, предоставлять условия для свободного освоения окружения;
  • развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный чувственный опыт малышей;
  • обеспечивать содержательное общение с взрослым, помочь установить социальные контакты со сверстниками.

Для малыша, еще слабо владеющего речью, емкость с водой, песком или крупой становится своеобразным театром одного актера, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.

Очень важно, до начала занятий, детей познакомить с правилами поведения во время игр с водой, песком и крупой:

  • нельзя намеренно выливать воду на пол; выкидывать песок (крупу) на пол;
  • нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок (крупу);
  • после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.

Игры с водой. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны она может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей. Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью.

Для организации “Водного царства” важно учесть:

Во-первых, необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей во время игр с водой.

Во-вторых:

  • Вода должна быть теплой и кипяченой (не вызывающей “тактильного дискомфорта” у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).
  • Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7—10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей.
  • Хорошо иметь для детей клеенчатые передники, фартучки, нарукавники, чтобы дети не боялись забрызгаться, не чувствовали себя скованными. Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.
  • Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить в пластиковых контейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах, на полках. А после окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки.

В-третьих, необязательно покупать специальные игрушки, это могут быть разнообразные материалы и предметы, которые можно изготовить самим. Неоценимую помощь оказывают наши родители, обогащая развивающую среду.

Рекомендуемые материалы для игр с водой:

  • пластмассовые и резиновые игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки и др.);
  • предметы из различных материалов (дерева, пластмассы), разного веса, формы, размера, фактуры; природные материалы;
  • стаканчики из-под йогуртов, бутылочки с крышками, дырочками на дне, баночки, мерные стаканчики, формочки разных размеров, ведерки и другие пластиковые емкости;
  • совки, черпачки, ложечки и другие предметы, которыми можно зачерпывать воду;
  • сита, сачки, дуршлаги, лейки, воронки (воронки можно легко изготовить из пластиковых бутылок, срезав верх, отвинтив крышку, можно сделать дырочки на стенках воронки, и тогда вода будет выливаться не только из основного отверстия);
  • резиновые и поролоновые губки, полые трубочки, пробки, венчики и многое другое.

Игры с песком, сыпучими материалами. Эти игры также имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

  • при взаимодействии с песком, сыпучими материалами стабилизируется эмоциональное состояние;
  • развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;
  • с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Рекомендуемые материалы для игры с песком, сыпучими материалами:

  • водонепроницаемый деревянный ящик 50x70x8 см или пластмассовый таз;
  • чистый просеянный песок (лучше его прокалить в духовке). Песок заполняет 1/3 емкости;
  • вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок;
  • небольшие емкости (мерные стаканчики, мисочки, тазики, подносы для круп).

Игры с песком имеют мощный ресурс. Внешне простые действия — выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной субстанции, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка, закапывание мелких игрушек – позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия.

Игры с сыпучими материалами. В своей работе мы используем различную крупу: манную, гречневую, перловую, горох.

Обучение педагогов и родителей. Немаловажное значение имеет обучение педагогов и родителей способам, методам и приемам работы с водой, песком и сыпучими материалами, как средствами сохранения эмоционального благополучия у детей. Для работы со взрослыми по этому направлению мы ставим следующие задачи:

  • показать значимость применения игр с водой, песком и сыпучими материалами;
  • мотивировать взрослых использовать эти игры дома и в детском саду;
  • познакомить с разнообразием материалов при организации игр с водой, песком и сыпучими материалами;
  • получить практический опыт применения игр и упражнений.

Примерный список игр

Игры с водой

Игры с песком

Игры с сыпучими материалами

  • переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой, спринцовкой) и способами (губкой, резиновой перчаткой, воронкой);
  • наливание воды в разные емкости (чашку, бутылочку, кастрюльку…);
  • веселая рыбалка (вылавливание рыб удочкой с магнитом);
  • тонет – не тонет (игры на экспериментирование);
  • игры с мыльными пузырями (пускание пузырей с помощью соломинки, воронки; взбивание пены венчиком). “Поймай пузырь на ладошку”, “Чей пузырь больше?”, “Чей пузырь улетит выше, дальше…”;
  • игры с заводными плавающими игрушками, мельницей;
  • игра “Море” (разноцветные большие и маленькие камушки, ситечко, игрушки – обитатели моря).
  • по очереди делать отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны;
  • скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
  • выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
  • пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
  • создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик и пр.);
  • пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после — одновременно (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим, и наконец — мизинчиком);
  • группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы.  Хорошо вместе пофантазировать: чьи они?;
  • поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
  • просеивание (горох, манка, сито);
  • пересыпание круп (из миски в миску, из чашки в чашку, из стаканчика в стаканчик);
  • перекладывание круп (ложкой, рукой, стаканом);
  • перебирание (например, смешаны горох и фасоль);
  • прятанье и поиск игрушек в крупе (по цветам, дикие и домашние животные, свободная тема);
  • поднос с манкой:

– рисование разных дорожек; зигзагообразные и круговые движения ладошками по манке – едет машинка, ползет жук, крутится карусель…

– нажимать на манку кулачками костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток;

– оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать кто оставил следы;

-использование коллажей (форма, цвет, овощи, фрукты, животные).

Таким образом, мы считаем, что игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.




Предварительный просмотр:

Сказкотерапия - что это такое?

Стоит только сказать «Жили-были» или «В некотором царстве – в некотором государстве», как уже ясно, что начинается сказка.
А что такого в этих простеньких словах? – В них заключена таинственная формула, безотказно формирующая пространственный интерес на протяжении тысячелетий, задолго до появления модного ныне нейро-лингвистического программирования. И вряд ли случайность, что одна из самых первых книг родоначальников НЛП называется вовсе по-сказочному: «Из лягушек в принцы»!
          Многовековая народная мудрость богаче любой авторской теории, а сказкотерапия базируется на неисчерпаемом богатстве этой мудрости и безбрежном потенциале психологических возможностей.
Простой пример: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая…» Почему-то ни слова о том, как ее поливали, пололи и т.д. Знаете, почему? Эта репка САМА ВЫРОСЛА. И сказка говорит о том, что стоит лишь начать дело, как оно пойдет, и удача непременно улыбнется! – На казенном языке это называлось бы стимулированием труда методом моделирования причинно-следственных связей.
         Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни. И, заметьте, всегда счастливый конец! Слушатель всегда сопричастен с происходящим, он может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перипетии сюжета, отзываясь на них душой. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.
Причем происходит все легко и просто, можно сказать – играючи. Вы скажете: «Зачем же в таком случае нужен психолог, раз сказка все делает сама?» Ну, например, чтобы задавать вопросы, ответы на которые человек «достает из себя», – потому что их каждый знает сам, только не знает о том, что знает. Психолога, видимо, можно сравнить с живым инструментом, который может сориентировать, показать направление, но не стоит требовать, чтобы он прошел Ваш путь за Вас.
          Кое-кто, правда, считает, что сказка уместна в детстве и только. Но в каждом из нас с младых ногтей до самого почтенного возраста уживаются внутренний ребенок, внутренний взрослый и внутренний родитель. Представьте себе, что они живут в уютном домике, занимая по квартирке, ходят друг к другу в гости, дружат, спорят, ссорятся…
Например, Вы случайно слышите обрывок разговора прохожих – взрослого и малыша, в котором старший собеседник старательно сюсюкает. Это значит, его внутреннее «Я – ребенок» заперлось у себя наглухо, захлопнув окна, задернув шторы, не отзываясь на звонки…
        Если Вам это сюсюканье режет слух – значит, Ваш собственный внутренний ребенок не собирается стать отшельником, если наоборот – пора подбирать ключи, чтобы вызволять его, пока не задохнулся без света и воздуха.
        И это сигнал о душевной травме, случившейся в детстве. Вот здесь-то и пригодится сказкотерапия – волшебная тропинка в прожитое детство – чтобы отыскать в нем приобретенную проблему и разрешить – тоже через сказку. Она умещает в себе всю технологическую «кухню», от диагностики до коррекции, включая профилактику и развитие индивидуальности. К тому же органично синтезируется с другими методами психотерапии, применима в индивидуальной и групповой практике, подходит для любого возраста.
Вы можете сделать сказку помощником в воспитании и обучении детей, в познании себя, во взаимопонимании с окружающими.
        Предложите ребенку, которому не даются уравнения, представить, что он – принц, отыскивающий меч-кладенец или украденную драконом принцессу в заколдованном замке, и должен выбирать среди множества дверей единственно нужную, а потом еще и еще раз, пока не доберется до заветной цели.
       Когда у Вас не ладятся отношения с сослуживцами, задумайтесь, на какую сказочную ситуацию это похоже и каким образом она разрешалась героями… Секреты Вашего счастья – в Ваших руках, и все мудрецы мира не смогут Вас научить так, как это сделаете Вы сами, отыскав ключик к своей душе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста"

-Описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии; Определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям....

мастер -класс по ЗОЖ у детей дошкольного возраста (для родителей)

Активизация участия родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни...

Сценарий мастер-класса «Рождественский ангелочек» (для детей дошкольного возраста и их родителей)

Цель: изготовить совместными усилиями детей и родителей кукол ангелов своими руками для украшения музыкального зала к досуговому мероприятию «Рождественские встречи».Задачи: - освоить техн...

МАСТЕР-КЛАСС для родителей детей дошкольного возраста «Волшебный мир пальчиковых игр»

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики в домашних условиях.Задачи:- донести до родителей важность использования пальчиковых игр в развитии образного мышления, воо...

Мастер - класс "Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Волшебная коробка»

Дидактическое пособие “Волшебная коробка” способствует возникновению интереса детей всех возрастных групп дошкольного возраста к истории страны, родного города, государственной символике, ...

Мастер- класс для родителей детей дошкольного возраста «Волшебный мир пальчиковых игр»

Мастер- класс для родителей детей дошкольного возраста «Волшебный мир пальчиковых игр»...