Роль НАРОДНОЙ игрушки в развитии младших дошкольников
консультация (младшая группа)

Безбородова Елена Геннадьевна

В  данной презентации представлена консультация для родителей и педагогов "Роль народной игрушки в развитии малдших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_narodnoy_igrushki_v_razvitii_mladshih_doshkolnikov.pptx452.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 140 «Центр развития ребенка – детский сад» г. Кемерово Роль НАРОДНОЙ игрушки в развитии младших дошкольников Выполнила : Безбородова Елена Г еннадьевна воспитатель 2018

Слайд 2

Н ародная игрушка является неизменным спутником ребенка с первых дней его жизни. Она служит не только для забавы и развлечения, но в то же время выступает средством общего психического развития личности. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведет ребенка в мир животных, людей, в мир фантазии. Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Поэтому чрезвычайно важно сберечь для современной культуры историческое прошлое, сохранить традиционное народное искусство, в том числе народную игрушку.

Слайд 3

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за достояние своей Родины. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.

Слайд 4

Игрушка - обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его роль, его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка. Игрушка помогает в воспитании интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Как и игра, игрушка является важным фактором психического развития ребенка, что обеспечивает постепенное осуществления ею всех видов деятельности на более высоком уровне. Игрушка - наиболее доступное детям произведение искусства. Педагогическое значение игрушки подтверждается изучением ее истории. Игрушка, как игра, отражает свою эпоху.

Слайд 5

Народные игрушки черпают сюжеты из жизни. При сходстве тематики они отличаются друг от друга, так как созданы в различных экономических и общественных условиях. Народная игрушка всегда была связана с семейными традициями, трудом и деятельностью взрослых, окружением детей заботой и вниманием.

Слайд 6

Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий. Народная игрушка является ниточкой в руках ребенка, которая соединяет его с историей Родины . Раскрывая суть народной игрушки, М.Е. Каравашкина говорит о том, что народная игрушка наполняется традициями национального русского образа жизни (быт, костюм, праздники), является иллюстрацией фольклора, приспосабливается к игре как к главному проявлению духовной жизни ребенка. Так как игрушки могут быть сказочно-фантастическими не только по форме и сути, но и по конкретным функциям (многие игрушки полифункциональны , их роль может меняться в процессе игры; они могут иметь и компенсаторное значение, когда игрушек для компенсации «идей» игры не хватает)

Слайд 7

В народной игрушке существуют и немалые высокие художественные качества, и широкие воспитательные возможности. Эмоциональное воздействие образов, воссозданных в народной игрушке, широко применяется педагогами в эстетическом воспитании детей, помогает привлечь их к исконной культуре своего народа. Художественно оформленная игрушка пробуждает у ребенка эстетические чувства и переживания. Интересные по содержанию и форме игрушки положительно действуют на психическое состояние ребенка, мировосприятие, активизируют жизненный тонус , что влияет на здоровье и физическое развитие . К наиболее распространенным видам народной игрушки относятся: - Дымковские игрушки; - Филимоновские игрушки; - Каргопольские игрушки; - Богородские игрушки; - Гжельские игрушки; - Игрушки «Матрешка»: Семеновская, Загорская , Полхов-Майданская .

Слайд 8

Исследователями доказано, что в работе с младшими дошкольниками народные игрушки способствуют развитию сотрудничества ребенка и взрослого; формируют потребность ребенка в общении; развивают способность понимать взрослого; упражняют малыша в подражании взрослому; развивают умение действовать по образцу взрослого, что важно на первых этапах развития. Народные игрушки способствуют и развитию мелкой моторики ребенка раннего возраста, которая тесно связано с развитием мышления. Во время игры с народной игрушкой у ребенка происходит совершенствование хватательных движений; развитие разнообразных движений руки; развитие отдельных движений кисти руки; развитие движений пальцев руки. Особым достижением раннего возраста является развитие зрительно-двигательной координации. Через восприятие народной игрушки происходит формирование представлений о форме; о цвете; о размере; о величине; о фактуре, о тепловых характеристиках; о вкусовых качествах; о звуковых характеристиках .

Слайд 9

Самая доступная и понятная для детей народная игрушка – это матрешка. С ней можно знакомить детей с самого раннего возраста. Матрешка вызывает необычайный эмоциональный отклик у детей, они оживленно рассказывают какого цвета на ней наряд, платок, слушают и запоминают стихи о ней. В совместной деятельности со взрослым дети сами выбирают цвет наряда для силуэта матрешки и раскрашивают их, закрепляя название цвета. Матрешка развивает воображение у детей, способствует активизации их творческих способностей.

Слайд 10

Р.Г. Казакова предлагает следующую последовательность включения народной игрушки в образовательный процесс детей младшего возраста. Сначала игрушка включается как персонаж потешки , затем игрушка появляется на занятиях зарядкой (под шуточную потешку изображаем как гарцуют кони, хлопают крыльями петушки). Также ненавязчиво следует предлагать детям дидактические игры: «Укрась юбочку барышне», «Наряди козлика». При этом Р.Г. Казакова рекомендует не ставить задачи запомнить названия игрушки, главное - вызвать интерес и любовь детей к ней, запомнить и закрепить цвета и формы. Дети всегда эмоционально отзывчивы к цвету. Они неравнодушны к сочетаниям ярких, звучных, радующих глаз красок народной игрушки.

Слайд 11

Процесс изучения народной игрушки не должен ограничиваться «пассивным» созерцательным знакомством или изготовлением подделки. Игрушка пробуждает у детей знание об окружающей действительности. Воспринимаемая младшим дошкольником как эстетический объект, народная игрушка воспитывает эстетические чувства. Благодаря игрушке в жизнь ребенка входит искусство. Народная игрушка является средством развития ребенка младшего возраста и обуславливается следующими положениями: - во-первых, игрушка развивает эмоциональную сферу личности ребенка; - во-вторых, способствует активизации процесса овладения знаниями, имеющими этнохудожественный и этнокультурный компонент; - в-третьих, формирует умения, навыки творческой деятельности, а также способствует формированию ценностного отношения к окружающей действительности.

Слайд 12

Воспитательная ценность игрушки заключается в том, что она способствует формированию самостоятельности, творческой деятельности детей. Игрушка - важный фактор психического развития. Народы издавна используют их с целью эстетического, нравственного, умственного, физического воспитания. Народная игрушка является средством формирования ощущения эстетической красоты, эстетического вкуса, сенсорного восприятия и т.д. Во время игры дошкольник развивается, познает мир, подражает и усваивает социальный опыт. Игрушка является средством передачи культурного опыта народа от поколения к поколению.

Слайд 13

Рекомендации родителям: Посещать совместно с детьми музеи, выставки народного декоративно-прикладного искусства . Обращать внимание детей на красоту, на особенности народных промыслов.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар: "Роль народной игры в воспитании младшего дошкольника"

Выступление на семинаре: "Роль народной игры в воспитании младшего дошкольника"...

Консультация для педагогов и родителей. «Роль народной игрушки в развитии детей»

«Игрушка должна быть трамплином для ребячьей мечты»Лев Кассиль...

Опыт работы на тему «Роль народной игрушки в нравственном воспитании дошкольников»

В последние годы в дошкольных учреждениях возрос интерес к произведениям народной культуры, в том числе и народной игрушке. Между тем в воспитательно-образовательной работе современного детского сада ...

Консультация «Роль народной игрушки в развитии детей»

Консультация для родителей «Роль народной игрушки в развитии детей»...

Консультация для родителей роль народной игрушки в развитии ребенка

Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Ядром о...

Консультация для воспитателей «Роль народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников»

Консультация о роли народной игрушки в воспитании дошкольников...