Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в семье.
статья (младшая группа)

В статье рассматривается проблема развития познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста в семье. Описываются факторы, влияющие на развитие познавательной деятельности и роль родителей в процессе развития познавательной деятельности. Отмечается важность адекватных мероприятий по развитию познавательной активности и формированию познавательного интереса. Раскрывается значимость эмоционального взаимодействия родителей с ребенком и принятия его. Предлагаются рекомендации для родителей по развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста в семье.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в семье

Аннотация: В статье рассматривается проблема развития познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста в семье. Описываются факторы, влияющие на развитие познавательной деятельности и роль родителей в процессе развития познавательной деятельности. Отмечается важность адекватных мероприятий по развитию познавательной активности и формированию познавательного интереса. Раскрывается значимость эмоционального взаимодействия родителей с ребенком и принятия его. Предлагаются рекомендации для родителей по развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста в семье.

Ключевые слова: познавательная деятельность, познавательный интерес, познавательная активность, ребенок, семья, родители

Дошкольное детство – длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Это период, когда и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия для их развития.

Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Необходимым условием присвоения этого опыта является активность ребенка, в том числе и познавательная, проявляющаяся в соответствующей деятельности.

Познавательная деятельность – это активное изучение действительности, в процессе которого индивид получает новые знания. Познавательная деятельность ребенка основывается на таких понятиях как «познавательная активность» и «познавательный интерес». Познавательная активность – это социальная активность, направленная на познание. Познавательный интерес подразумевает интерес к познавательной деятельности.

Изучением познавательной активности личности занимались такие исследователи как Т.А. Гусева, А.И. Крупнов, М.И. Лисина, А. М. Матюшкин, Н.Н. Поддьяков, Т. И. Шамова, Г.И. Щукина, В.С. Юркевич и др. [2,4,5]

Важность познавательной активности ребенка дошкольного возраста крайне велика. Познавательная активность является основой развития ребенка, его навыка обучения, овладения навыками самообслуживания.

Познавательный интерес способствует деятельности ребенка по познанию нового, под влиянием его развивается познавательная деятельность. Под влиянием интереса ребенок начинает познавать новое, стремится к получению новых знаний и навыков, активизируются психические процессы, необходимые для процесса познания.

На развитие ребенка оказывают влияние различные факторы, среди которых как внешние (окружение, среда), так и внутренние, так называемые личностные. Познавательная активность необходима ребенку как основной фактор формирования познавательной деятельности, которая играет решающую роль в умственном и психическом развитии ребенка.

В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяют:

-        особенности общения ребенка с окружающими (Д.Б. Годовикова, Т.М. Зем-лянухина, М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова, и другие.),

-        уровень развития потребности в новых впечатлениях (Л.И. Божович),

-        общий уровень развития активности (Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицин и другие.). При этом общение ребенка с окружающими рассматривается как приоритетное для развития его познавательной активности.

Формирование познавательного интереса – это комплексный процесс, в нем должны быть задействованы все участники педагогического процесса, как педагоги дошкольных учреждений, так и представители семьи (родители). Для формирования познавательного интереса необходимы определенные педагогические условия, особые формы взаимодействия с ребенком.

Роль семьи в развитии познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста крайне велика. В дошкольный период на развитие ребенка влияют два основных института – дошкольное образовательное учреждение и семья, причем семья оказывает большее влияние, так как родители, являясь более  психологически близкими взрослыми, закладывают основы образа жизни и ориентаций в деятельности.

У каждого здорового ребенка с самого рождения присутствует познавательный интерес, который может развиться в познавательную деятельность. Задача родителей – стимулировать этот интерес и содействовать развитию познавательной деятельности, а  не  снижать интерес.

К сожалению, не все родители понимают, в чем заключается их роль в развитии познавательной деятельности ребенка.

Для развития познавательной деятельности ребенка родители могут применять различные методы, проводить различные мероприятия и применять педагогические приемы.

Еще один фактор познавательной активности – это эмоциональное принятие ребенка в семье. Доказано, что эмоциональная фрустрация ребенка приводит к угасанию познавательной функции. Сейчас родители часто не понимают, что необходимо ребенку. Он обеспечен всеми возможными материальными благами, развивающими игрушками и занятиями, однако при этом его общение с родителями ограничено несколькими часами или определенными видами деятельности (совместные дела или отдых), при которых эмоциональное общение сведено к минимуму. Ребенок не чувствует, что он любим и принимаем, за счет чего испытывает эмоциональную фрустрацию по отношению к родителям, что приводит к снижению его познавательной активности.

Исследования показывают, что эмоционально отверженные дети по сравнению с эмоционально принимаемыми имеют существенно сниженный познавательный интерес, при несущественно сниженной познавательной потребности. Эмоциональная изоляция ребенка не снижает потребности к познавательной деятельности, но лишает ребенка мотивации к познанию, что усиливает его фрустрацию. Кроме того, на этапе школы такое состояние может привести к исследованию негативных аспектов жизни – нецензурной лексики, нездорового образа жизни и асоциального поведения. [3]

Таким образом, выявлено, что нарушение эмоционального взаимодействия ребенка с родителями оказывает негативное влияние на познавательную деятельность ребенка и приводит к постепенному ее угасанию. Поэтому важно, чтобы ребенок был эмоционально принимаем в семье.

Развитие познавательной деятельности ребенка в семье должно начинаться с принятия и одобрения действий ребенка. Его вопросительно-исследовательская активность должна приниматься родителями, допускаться вопросы и действия, направленные на познания сущности тех или иных природных явлений, механизмов, природы звуков, запахов, зрительных элементов.

Не следует негативно оценивать результаты самостоятельного познания ребенка дошкольного возраста, очевидно, что в данном возрасте его умозаключения и обобщения будут наивны и примитивны. Если вывод ребенка не соответствует объективной действительности, его следует похвалить за самостоятельный поиск ответа и подвести к правильному ответу.

Рекомендуется давать больше возможностей для рассуждения, предлагать ребенку обсуждать вопросы и проблемы, не имеющие единого правильного ответа, либо имеющие задачу формирования личностного отношения («Нравится ли тебе это? Почему?», «Хорошо ли это выглядит?», «А как бы ты поступил?» и т.д.).

Родителям необходимо уделять время совместной с ребенком исследовательской деятельности, приглашая его наводящими, мотивирующими запросами («Давай посмотрим, как это устроено»).

Важное место в развитии ребенка играют различные развивающие игры и предметы. Однако родителям необходимо понимать, что подобные игры требуют взаимодействия с родителями. Ребенку необходимо показать, как заниматься творчеством, как играть в ту или иную игру, научить правилам. [1]

Зачастую родители понимают свою функцию к развитию познания как обязанность по проведению занятий с ребенком в урочной форме, рассуждая, что подобная форма взаимодействия подготовит ребенка к школе. Такой подход, как правило, приводит к негативным последствиям – пропорционально к количеству занятий познавательная мотивация снижается. Это возникает за счет неправильной (несоответствующей возрасту и педагогическим условиям) организации взаимодействия ребенка с родителями.

Основная задача семьи при развитии познавательной деятельности у ребенка дошкольного возраста является эмоциональное принятие и одобрение врожденного познавательного интереса.


Список использованной литературы

  1. Березина Ю. Ю. Развитие представлений родителей о становлении познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Дискуссия. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-predstavleniy-roditeley-o-stanovlenii-poznavatelnogo-interesa-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.04.2019).
  2. Гусева Т.А. Стили познавательной активности личности студентов. Авто-реф. дис. ... док. психол. наук. Новосибирск. 2009. 44 с..    
  3. Истратова Оксана Николаевна, Волошена Елена Александровна. Роль семьи в формировании познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста // СИСП. 2014. №5 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-v-formirovanii-poznavatelnoy-aktivnosti-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta-1 (дата обращения: 15.04.2019).
  4. Линых Н.А. Развитие познавательной активности и учебной мотивации учащихся начальной школы в исследовательской деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2013. 151 с. 
  5. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 18-35.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

В статье представлен материал о значении нестандартного дидактического материала (палочек Кюизенера, логических блоков Дьенеша и счетных палочек) в познавательном развитии детей дошкольного возраста. ...

СТАТЬЯ : "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе наблюдения в природе"

Мы, воспитатели, подрастающего поколения должны занимать активную позицию - это непосредственное участие в самом процессе экологического воспитания....

Сообщение для воспитателей "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста"

Сообщение для воспитателей "  Развитие познавательной деятельностидетей дошкольного возраста "...

Сообщение для воспитателей "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста"

Сообщение для воспитателей "  Развитие познавательной деятельностидетей дошкольного возраста "...

Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Загадки содержат огромный багаж средств для развития познавательной деятельности детей . Воспитательные и образовательные возможности загадки многогранны....

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом ...