Родительское собрание "Развитие речи старших дошкольников " в форме семинара - практикума
консультация (старшая группа)

Ермолаева Наталья Юрьевна

Повышение компитентности родителей воспитанников в вопросе развития речи детей постредством составления рассказов с использованием мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_razvivaem_rech_detey_starshaya_2.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

 Семинар-практикум для родителей старшей

 группы «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста»

Цель.

  • Повысить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития.
  • Нацелить родителей на создание условий для речевого развития своих детей.                                                                                                                                              Задачи.
  • Познакомить родителей с организацией работы по развитию речи детей в группе.
  • Познакомить родителей с методом составления рассказа по картине с использованием мнемотаблицы.
  • Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитие положительной самооценки, уверенности в себе.

Участники: воспитатель, родители.

Оборудование: Презентация «Организация работы по развитию речи детей в группе», Памятка для родителей «Составление рассказов и сочинение сказок»                                                                                                   Предварительная работа:                                                                                                                             1. Подготовка памятки                                                                                                                            2. Презентация                                                                                                                             План  проведения:                                                                                                                                    1. Вступительное слово педагога                                                                                                            2. Информирование родителей об организации работы по развитию речи в группе.                        

3. Практикум.                                                                                                                                                4. Рефлексия.  

  Здравствуйте, уважаемые родители. Я очень рада нашей встрече, тема которой «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста». Надеюсь, наша встреча будет интересной и плодотворной.                                                                                                                                                                                       

Почему мы решили именно сегодня поговорить о проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени, через некоторое время ваши дети пойдут в первый класс. На что в первую очередь обращают внимание учителя: на речь ребенка, насколько богатым является его словарь, развит ли у него грамматический строй речи, то есть согласовывает ли он существительные с прилагательными, числительными;  как строит он предложения, насколько эмоционально окрашена речь ребенка, умеет ли он рассуждать. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, речь детей – явление очень редкое.

Таким образом, важнейшей задачей в развитии ребенка для нас с вами сегодня является развитие диалогической и монологической речи - чистой, правильной и выразительной; расширение словарного запаса; использование словарного запаса его в творческой речевой деятельности (сочинении загадок, рассказов, сказок, сюжетно-ролевых игр и др.). Сегодня мы все чаще задумываемся, о том, как развита речь ребенка? Как ребенок объясняет свою точку зрения, отвечает ли на вопросы взрослого полным ответом, богата ли его речь, эмоционально ли она окрашена.

Большинство присутствующих, я думаю, беспокоит этот вопрос, а значит можно сказать, что это наша общая проблема. Поэтому теме развития речи детей и посвящена наша сегодняшняя встреча.

Я взяла на себя смелость и составила таблицу в которой разместила в одном столбике – желаемое, а в другом – действительное.

Речь должна быть:

Проблемы детей

1.Грамотная

2.Понятная

3.Выразительная

4. Осмысленная

5. Богатая образными выражениями

6. Эмоционально окрашенная

  1. Речь односложная (состоит из простого предложения)
  2. Бедная речь (недостаточный словарный запас)
  3. Наличие «слов – паразитов» (блин, зараза, вообще, нафиг. …) – результат просмотра передач и фильмов для взрослых.
  4. Не умеют задавать вопросы, обратиться с просьбой, сформулировать мысль.
  5. Затрудняются в составлении рассказа ( по серии картинок, об игрушке. По сюжетной картине, из личного опыта, пересказать текст сказки или рассказа)
  6. Не могут логически выстроить и доказать свою точку зрения
  7. Речь не выразительна и эмоционально не окрашена.
  8. Плохая дикция (не выговаривают некоторые звуки или заменяют их другими)

Это идеал, к которому хочется максимально приблизиться и считать себя полноправным знатоком и носителем речи. А на самом деле, получается совсем другое. Современные родители заменили общение с собственным ребенком на общение последнего с планшетом, телевизором. В современных семьях практически сведено к минимуму общение взрослого с ребенком посредством совместного чтения сказок, посещений театров и библиотек. Практически сведены на нет рассказывания сказок перед сном, сочинение и пересказ сказок в совместном проведении вечеров и досугов. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Что же получается, мы хотим, чтобы речь была…, а на самом деле результат нас не устраивает. Нужно что-то делать.

Для решения этой проблемы нужен комплексный подход (детский сад – семья)

В уголке для родителей мы размещаем консультации, помогающие развивать речь детей, игровые упражнения «Поиграем в слова», «Игры на кухне». Но этого мало, необходимо показать вам наглядно какова ситуация в группе.

Очень важно разучивать с детьми стихи – это способствует развитию выразительности в речи, тренирует память.

Разучивание скороговорок, чистоговорок способствует улучшению звукопроизношения.

Отгадывание загадок – учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление.

Для этого мы засняли несколько роликов с режимных моментов, индивидуальной работы, занятий с логопедом, самостоятельной игровой деятельности, которые касаются моментов речевого развития.

Ролик 1. Игра «Наоборот» - в этой игре формируется умение подбирать противоположные по смыслу слова, антонимы.

(родителям предлагается поиграть в эту игру)

 Ролик 2. «Найди звук в слове»- развитие фонематического слуха и умения выделить заданный звук, произнести его отдельно от других звуков.

Ролик 3. «Игры в паре» развивают диалогическое общение, помогают ориентироваться в игре на партнера, аргументированно выражать свое согласие или несогласие с действиями партнера.                                                                                                                                                 

Ролик 4. «Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»

На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений.

Ролик 5. «Рассказывание сказки «Теремок» (взаимодействие с логопедом)

Ролик 6. «Что перепутал художник?» - выявление логических несовпадений, развитие речи и наблюдательности, развитие связной монологической речи.

Труднее всего ребенку дается рассказывание: составление творческих рассказов, составление рассказа по картинке, по серии картин, пересказы.

Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию несколько приемов, которые помогут составить рассказ по картине.

 Познакомимся с Игрой «Подзорная труба» по методике Сидорчук Т.А.

Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.

(навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его: девочка, колодец, дом, солнце, земля, небо, деревьядвор, дрова, цветы и т. д.)

Игра «Фотографирование»

Воспитатель: - Молодцы, сколько разных объектов увидели, а давайте, чтобы ничего не пропустить и не забыть, схематично зарисуем все предметы, как будто сфотографируем их, я на доске, а вы у себя на листах.

-Назовите предметы, которые вы увидели? Где они расположены на картине?

(Дети называют как можно большее число объектов, изображённых на картине, а я схематично фиксирую их на доске, дети у себя на листах повторяют схему за мной).

Воспитатель: - Ребята, давайте внимательно посмотрим, все ли объекты мы обозначили, на том ли месте мы их изобразили? Проверьте своей подзорной трубой.

-Да, молодцы, ничего не пропустили! Были внимательны (быстро перечислить все названное, начиная с главного)

Воспитатель: – Ребята, что мы сейчас делали? (называли объекты на картине). Правильно, запомните правило: «Смотрю на картину и называю объекты».

- Ребята, все объекты на картине связаны между собой, давайте подумаем и скажем: Чем или как они связаны? Кто кому друг? Кто кому недруг? - соединяю стрелками два предмета на доске, а дети на своих схемах, затем дают объяснение взаимосвязям объектов.

-Молодцы! Все справились с заданием.

-А, что мы сейчас делали? (ответы детей). Правильно, мы говорили о том, как объекты на картине, связаны между собой. А вот второе правило нашей игры: «Один предмет связан с другим, потому что).

Игра «Вхождение в картину»

Воспитатель: -Вам нравится эта картина? А вы хотели бы войти в эту картину? (ответы детей). Тогда, закроем глаза и представим себе, что мы перенеслись в картину. (позволяет услышать звуки, запахи, почувствовать дуновение ветра)

-Откройте глаза, ребята, вот мы и в картине, как ласково светит весеннее солнышко, давайте погреемся под его лучами.

Проведение игры с приемом «Подзорная труба» с родителями становится составление рассказа по картине.

Попробуйте составить рассказ как от своего лица, так и от лица героя одного из персонажей картины.

Таким образом, с использованием методики Т.А. Сидорчук «Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине» у детей обогащается активный словарный запас, развивается творческое воображение, мышление, становится богаче монологическая и диалогическая речь, они более свободно чувствуют себя при составлении творческих рассказов. Ребята учатся правильно выражать свои чувства, видеть в каждом предмете разные его стороны, отталкиваясь от отдельного признака предмета, учатся строить образ, направлять свою фантазию, творческие возможности на решение поставленных задач.

В заключении хочется сказать, помните главное:                                                                                                                  

   —  разговаривая с ребенком, обращайте внимание на свою речь, говорите спокойным тоном;

 — чаще общайтесь с ребенком;                                                                                                      

 — чаще читайте и обсуждайте прочитанные книги, задавайте ребенку подробные вопросы по тексту и просите отвечать полным ответом.

Все это играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Ведь именно у вас, в первую очередь, ребенок учится говорить, именно вам он подражает в своем общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в форме семинара – практикума: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке».

Родительское собрание в форме семинара – практикума: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»....

Конспект родительского собрания в форме семинара-практикума "Шаги в сказочном мире"

Конспект родительского собрания показывает родителям приемы работы со сказкой в условиях детского сада. Раскрывает возможность переноса полученных знаний в условия семейного воспитанияю....

консультация для педагогов "Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания в форме семинара-практикума (в соответствии с внедрением ФГОС ДО)"

«Родительские собрания – это действенная форма общения воспитателей с родителями. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методам...

Родительское собрание в форме семинара-практикума в подготовительной к школе группе «Подготовка к обучению грамоте» (с использованием ИКТ)

Семинар-практикум поможет родителям познакомиться с практическими методами и  приёмами подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

Родительское собрание в форме семинара-практикума для родителей на тему: «Обучение грамоте детей в старшем дошкольном возрасте».

Родительское собрание в форме семинара-практикума для родителей на тему: «Обучение грамоте детей в старшем дошкольном возрасте».Подготовила воспитатель первой квалификационной категории, М...

Родительское собрание в форме семинара-практикума на тему «Подготовка к школе»

Цель: Сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации.Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Приветствую вас н...