Главные вкладки

    Социально-коммуникативное развитие детей в средней группе (4-5 лет)
    статья (средняя группа)

    Голубец Галина Валерьевна

    Социально-коммуникативное развитие позволяет ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Социально-коммуникативное развитие детей в средней группе (4-5 лет)

    Социально-коммуникативное развитие это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру. Развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят.

    Социально-коммуникативное развитие позволяет  ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы бытовой и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – игре, познании и других видах деятельности.

    В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

    Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

    Задачами социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

    • присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
    • развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
    • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
    • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
    • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
    • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
    • формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
    • формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его) .

    Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий:

    • использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;
    • реализация общеобразовательной программы;
    • обогащение предметно-пространственной среды.

    Создавая развивающее пространство в групповых помещениях ДОУ, необходимо руководствоваться принципами, в соответствии с ФГОС ДО предполагающими единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка:

    • насыщенности среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы);
    • трансформируемости (возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации);
    • полифункциональности (возможность разнообразного использования);
    • вариативности (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала);
    • доступности (свободный доступ к игровым пособиям);
    • безопасности (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).

    Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС в нашей средней группе  «Звездочки»(4 – 5 лет) , исходили из того, что ее содержание в направлении «Социально-коммуникативное развитие» определялось содержанием непосредственно образовательной деятельности в данном направлении и возрастной категорией детей.

    Так, например, в нашей представлены следующие Центры активности:

    -  Уголок безопасности.

    -  Уголок сюжетно-ролевых игр.

    -  Уголок  социально-коммуникативного развития (трудовое воспитание мальчиков и девочек).

    Содержание  и наполняемость уголков  соответствует возрастной группе. Рассмотрим каждый из них.

    1. Проведен анализ целей и задач формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности в средней группе, в соответствии с которым центр  наполнился дидактическими играми и пособиями. Так, например, по ПДД , находятся:

    • Наш друг – Светофорик.
    • Макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения.
    • Набор дорожных знаков.
    • Дидактические игры.
    • Схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

    В Уголке безопасности имеются дидактические игры, тематические альбомы в трех направлениях:

    - профилактика дорожно-транспортных происшествий и изучение правил дорожного движения;

    - формирование умения беречь своё здоровье;

    - профилактика пожарной безопасности.

    В уголке имеются дидактические пособия «В стране Здраволандии», «Плюсы и минусы природных явлений», «Здоровей-ка», целью которых является повышение у детей когнитивной компетентности о возможностях здорового образа жизни, формирование у детей умения беречь свое здоровье. В перспективе создание в группе дидактических пособий по формированию у детей знаний о безопасности на воде, в природе и в быту.

    2. Учитывая виды труда и формы организации трудовой деятельности в среднем дошкольном возрасте, в Уголке социально-коммуникативного развития созданы условия для трудового воспитания детей (мальчиков и девочек):

    • Организации коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка.
    • Организации труда с небольшими группами детей.
    • Организации трудовых поручений и работы с дежурными.
    • Организации ручного труда.

    Созданы дидактические пособия («Цветик-семицветик выбора», «Острова дежурств») для организации труда детей (определения числа участников, вида трудовой деятельности, объединения в группы, распределения видов работ, определения вида дежурств и поручений, что предопределяет характер взаимоотношений детей в процессе совместной трудовой деятельности. Благодаря использованию этих пособий закладывается базовая основа трудовых умений детей.

    - выделить предмет труда;

    - предвидеть результат труда;

    - спланировать трудовой процесс;

    - отобрать необходимое оборудование;

    - довести начатое дело до конца.

    Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека, и их роли разработаны тематические альбомы, подборка презентаций для детей, дидактические игры.

    3. Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность.

    Проанализировав классификацию игр, характеристику и предпосылки сюжетно-ролевой игры, нами был организован Уголок сюжетно-ролевых игр, в котором сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм. В уголке дети среднего дошкольного возраста имеют возможность организовать сюжетно-ролевые игры в следующих направлениях:

    - семья («Дом, семья»);

    - образование («Детский сад»);

    - здоровье («Скорая помощь», «Поликлиника», «Больница»);

    - торговля («Магазин»);

    - строительство («Строительство», «Строим дом»);

    - развлечения, общественные места («В кафе»);

    - путешественники («Кругосветное путешествие»);

    - транспорт («На дорогах города»);

    - военная тематика («Пограничники», «Мы – военные разведчики»);

    - спорт («Мы – спортсмены»)

    В Уголке сюжетно-ролевых игр создано дидактическое пособие «Игровые ромашки», которое помогает детям определиться с выбором сюжетно-ролевой игры, индивидуальной роли в совместной игре, необходимых предметов и аксессуаров для игры. Перед игрой дети с партнерами выбирают себе роли, размещают на ромашке картинки с предметами, которые им будут нужны, готовят выбранные аксессуары и разворачивают совместно сюжет игры. У детей формируется умение самостоятельно планировать и проектировать совместные сюжетно-ролевые игры.

    Театральные игры играют важную роль в социализации детей. Театральный уголок в нашей группе оснащен плоскостными и БиБаБо куклами, наборами-декорациями к разным сказкам.

    Театр это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду, уникальное средство художественного и творческого развития детей. Театральная деятельность – самый распространенный вид детского творчества.

    Она близка и понятна ребенку, так как тесно связана с игрой. Входя в образ, ребенок старается подражать тому, что он видел и что его заинтересовало, получая огромное удовольствие. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; так же активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи.

    Дети становятся активными, инициативными, что значительно повышает уровень положительного эмоционального состояния ребенка.

    Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляется не только благодаря организации целенаправленного развития и воспитания, но и социализации ребенка в процессе жизнедеятельности.

    Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации).

    Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

    Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, управления дошкольным учреждением.

    3. Инновационные формы работы с родителями:

    - Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;

    - Вечера вопросов и ответов;

    - Родительские гостиные;

    - Тренинги по запросам родителей;

    - Клубы по интересам;

    - Родительские конференции;

    - Совместное творчество родителей, детей и педагогов;

    - Творческие выставки и фотовыставки;

    - Тематические вечера и викторины;

    - Совместные досуги;

    - Выпуск семейных газет и книжек-малышек;

    Совместная деятельность ДОУ и семей воспитанников даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в педагогических детско-родительских проектах.

    Изученные материалы по модулю:

    • «Безопасность» Р.Б. Стеркина;
    • «Основы безопасного поведения дошкольников» О.В. Чермашенцева;
    • «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» Н.И.Крылова;
    • «Безопасность для малышей. Осторожные сказки» Т.А.Шорыгина;
    • Бабаева, Деркунская, Римашевская: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»;
    • ФГОС «Развитие игровой деятельности. Средняя группа. ФГОС» Губанова Н.Ф.
    • «Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Средняя группа» Абрамова Л., Слепцова И.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе (4-5 лет) на тему : «Зимние забавы».

    Программное содержание: расширить словарный запас детей; закрепить знания о зимних забавах; учить составлять предложения по сюжетным картинкам;4 развивать диалогическую речь, память, слуховое и зрител...

    "Развитие социально- коммуникативных навыков у детей в средней группе."

    Доклад к педсовету на тему"Развитие социально- коммуникативных навыков у детей в средней группе."Подготовила воспитатель Сучкова И.Е.Так как я являюсь воспитателем детей средней группы , то ...

    Доклад к педсовету "Развитие социально - коммуникативных навыков у детей в средней группе"

    Доклад к педсовету на тему"Развитие социально- коммуникативных навыков у детей в средней группе."Подготовила воспитатель Сучкова И.Е.Так как я являюсь воспитателем детей средней группы , то ...

    Рабочая программа кружка по ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) в средней группе (4-5) "Занимательная математика" со сроком реализации 1 год.

    Данная рабочая программа разработана с учётом требований ФГОС ДО; задания подобраны по 5 программным разделам; представлена методическая литература; названы основные дидактические игры по всем раздела...

    Перспективный план по развитию речи в средней группе (4-5 лет)

    Перспективный план по развитию речи в средней группе (для детей 4-5 лет)...

    Непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе (4-5 лет) Тема: «Сказочный зимний лес».

    Цель: Совершенствовать умение образовывать наименования детенышей животных в именительном и косвенных падежах....

    Конспект НОД по познавательному развитию и художественному конструированию в средней группе (4–5 лет) «Цветок в подарок»

    Это занятие проводилось как итоговая работа по курсу Г Урадовских "Художественное конструирование в ДОУ".  Идея дать знания и заложить нравственные основы посредством сказки не нов...