Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО
статья (младшая группа)

Смирнова Светлана Романовна

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

   Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка.

   Что сегодня должны учитывать педагоги дошкольного образования в данном направлении работы («Взаимодействие детского сада с семьей») в рамках реализации ФГОС ДО?

Выход один-

1) включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом,

2) изменение  ценностного отношения сотрудников детского сада к семье.

Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.

В связи с этим возникает  необходимость  по иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья- детский сад» в совместном  воспитании  дошкольников.

В соответствии с ФГОС  ДОУ обязано:

•      информировать родителей  (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

•      -обеспечить открытость дошкольного образования;

•      -создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

•      -поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

•      -обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания   образовательных проектов  совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

•      -создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

   Задача детского сада

•      «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

•      При взаимодействии работы двух структур необходимо  учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

•      – создать единое пространство

•      развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.

Цель педагогов

•      Задачи: Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (ФГОС)

•       Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

•      Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.

•       Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Цели и задачи семьи и детского сада совпадают

•       Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.

Основные принципы партнёрстваДОУ и семьи

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем)

2. Индивидуальный подход (в ежедневном контакте воспитателя, когда родители приводят и забирают детей).

3.Динамичность (быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы).

4.Открытость (посещение родителями группы для того, чтобы они могли видеть, как и чем  занимается их ребенок).

5. Сотрудничество, а не наставничество. ( Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать).

4 основных направления работы с родителями в условиях реализации        ФГОС ДО

1.Познавательное направление

2. Информационно-аналитическое направление

3. Наглядно-информационное направление

4. Досуговое направление

Познавательное направление- направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей
практических навыков воспитания детей.

Это направление включает:

•      - общие, групповые собрания;

•      - консультации и индивидуальные беседы;

•      - выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями.

•      - участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.

•      - совместные экскурсии, пешие прогулки, походы;

•      - открытые занятия ;

•      - мастер-класс;

•      - семинары.

•      Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной,

•      сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.

•      - совместное создание предметно-развивающей среды;

•      - телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей) .

•      - утренние приветствия;

•      - семейные проекты.

Информационно-аналитическое направление -   
                 направлено на выявление интересов, потребностей, запросов  
   родителей, уровня их педагогической грамотности, установление 
   эмоционального  контакта между педагогами, родителями и детьми.

Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.

По данному направлению можно проводить:

    - анкетирование;

-          тестирование.

-          личные беседы

Данные формы помогут правильно выстроить работу с родителями, сделать  ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.

     Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования.

    Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.

Важные моменты:

                -  все материалы для ознакомления  должны быть эстетически  оформлены;

-          содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

-          оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

-          содержание предполагаемого

    материала должно быть

    действительно интересно

    большинству родителей.

Досуговое направление - призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное.

 Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.

Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.

•      По данному направлению можно организовать:

•      - праздники, которые можно закончить чаепитием.

•      Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они.

•      - развлечения;

•      - праздники

•      - празднование дней рождения;

•      - выставки;

•      -акции;

•      -селфи-безопасности;

•      -конкурсы к традиционным праздникам;

•      -дни добрых дел.

Вывод:

Перспективы работы я вижу в поиске нового содержания работы с родителями, поскольку формы организации взаимодействия с семьей, как показывают результаты опросника и других проверок, в ГБДОУ №22 разнообразны, современны.

Необходимо ввести еще и такие нововведения:

•      - Дни открытых дверей;

•      - Родительская почта;

•      -Мероприятия, организованные по инициативе родителей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект старшего воспитателя "Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО"

Повышение пофессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО...

Деловая игра для педагогов "Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС"

Конспект деловой игры для педагогов ДОУ о взоимодействии семьи и ДОУ в условиях реализации ФГОС....

Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО в группе раннего возраста

В статье размещен материал о взаимодействии ДОУ и семьи...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие ДОУ с семьей как условие реализации ФГОС ДО»

Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления,но прежде всего и дольше всего - люди.Из них на первом месте – родители и педагоги.А. С. МакаренкоСемья и детский сад – два общественных инстит...

Статья для начинающих воспитателей "Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО в группе раннего возраста"

Данная статья поможет начинающему педагогу во взаимодействие с семьями воспитаников....

Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации – взаимодействие детского сада и семьи. Работа по взаимодействию детского сада с семьёй характери...

Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО в группе раннего возраста"

Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО в группе раннего возрастаРанний возраст очень важный и ответственный этап в жизни ребенка, который во многом определяет дальнейшее развитие чел...