Консультация на тему: "Ребенок и природа"
консультация (средняя группа)

Консультация на тему: "Ребенок и природа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_i_priroda.docx262.24 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Ребенок и природа


C:\Users\Алёна\Downloads\devochka-deti-zemlya-pole.jpg


Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту. 
       Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
       Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. 
       Сухомлинский писал о том, что человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой природы. 
       Дошкольный возраст – один из первых этапов в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, позитивное отношение к природе и окружающему миру, а так же формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.
       Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая и исследовательская деятельность в природных условиях. В этом возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира. Экологическое воспитание начинается именно со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Интерес к природе пробуждает у детей желание наблюдать, трудиться, играть, проявлять художественное творчество. При этом формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь. 
        Воспитатели и родители – главные помощники в ознакомлении и общении малышей с этим миром! В процессе ознакомления детей с природой осуществляется нравственное, физическое и умственное воспитание. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения ко всему живому. Прогулки и игры на свежем воздухе развивают мышцы и укрепляют нервную систему. Детей необходимо учить простейшим навыкам и приемам выращивания растений и ухода за животными. Важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата совместного труда. 
         В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда останется сыном природы и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры». 
Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть красоту окружающей природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней — одна из главных задач воспитателей и родителей. 
      Беречь природу, охранять ее богатства, заботиться о сохранности всего живого — долг каждого человека. Чтобы оберегать и любить природу по- настоящему, ее надо знать. Поэтому, задача воспитателя совместно с родителями — научить детей изучать жизнь природы, узнать, почему надо поступать в природе так, а не иначе.
       Ребенок должен понять, как все вокруг взаимодействует между собой. 
      Чем больше привязаны дети к родной природе, тем охотнее узнают ее мудрую жизнь, тем богаче становится для них мир. 
      Наблюдение - основной и самый доступный метод ознакомления детей с природой. Дети наблюдают за поведением и повадками животных, изменениями в жизни растений, в неживой природе. Наблюдения можно организовать каждый день по дороге в детский сад и домой. Вместе с детьми можно наблюдать за погодой, поведением птиц, за развитием растений, сезонными явлениями. Формируя представление о каждом сезоне, нужно направить внимание детей на характерные особенности. Например, в неживой природе - на температуру воздуха ( зимой холодно, весной тепло, летом жарко), осадки ( зимой - снег, весной, осенью - дождь и т.д.), а в живой природе на состояние растительности (деревьев, травяного покрова, цветущих растений), насекомых, птиц, животных.
Чувство любви к природе можно воспитывать, если знакомить ребенка с её тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой: запахом цветущих трав, красотой цветов. Заинтересовавшись природой, ребенок полюбит её, захочет узнать о ней больше. Для того чтобы познакомить малыша с природой и ее явлениями, чаще гуляйте. Во время прогулки привлекайте внимание малыша к деталям. Как растут деревья, почему они скидывают на зиму листья, а весной вновь покрываются зеленью? Как живут животные зимой? Куда улетают птицы осенью?
       Если вы располагаете дачным участком, то здесь как нигде можно тесно познакомиться с природой. Предложите малышу что-нибудь посадить вместе, ухаживать за растением и пронаблюдать, как оно развивается из маленького семечка в большое растение. Лучше всего если это растение окажется практически применимым, то есть, его можно будет съесть. Дети, как известно, не обладают большим терпением. И если процесс выращивания затянется надолго, они могут просто потерять интерес, поэтому выберите быстрорастущую культуру - укроп, редиску. На примере одного маленького растения объясните ребенку весь процесс жизнедеятельности флоры целиком. К тому же, если вам удастся заинтересовать ребенка и привлечь его к садово-огородным работам, то он с удовольствием съест полезные овощи, в выращивании которых принимал непосредственное участие.
      Сходите с ребенком в поход. Даже если это будет в пригороде, вы прекрасно проведете время. Поход для ребенка - настоящее приключение. Возьмите палатку и спальные мешки, котелок и топор, удочки. Здесь вы сможете познакомить малыша с дикой природой, рассказать про лесных жителей. Процесс рыбалки очень увлекателен для детей, даже если у них и не получится похвастаться богатым уловом, можно на примере рыбалки на червяка объяснить им про пищевые цепочки. Ночью вы можете услышать много новых непонятных звуков. Расскажите ребенку, что есть дневные жители леса, а есть ночные. Соберите гербарий, ягоды или грибы вместе с ребенком. Обязательно возьмите из леса небольшой сувенир на память - шишку, красивую веточку или маленький камушек, глядя на которого ребенок будет вспоминать полученные знания. 
      Если есть возможность, заведите домашнее животное. С помощью этого шага вы не только сможете познакомить ребенка с фауной, но и научить ответственности и заботе о тех, кто меньше и слабее. Если ваши условия не позволяют завести собаку или кошку, или вы боитесь, что не сможете как положено ухаживать за домашним питомцем, начните с хомячка или рыбки в небольшом аквариуме. Сходите в зоопарк и познакомьте ребенка с животными; что они едят, как живут, кто из них дружит, а кто враждует. 


    Сделать ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей, я думаю, в ваших силах. И тогда мы с вами воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Ребенок и родитель»

Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека всё соткано из его отношений к другим людям; с ним связано главное содержание псих...

Экологическое воспитание детей раннего возраста. ТЕМА: " Ребенок открывает мир природы".

Люди сейчас все отчетливее осознают, что их благополучие во многом зависит от состояния природной среды. Природа дарует человеку жизнь, питает его. Человек только тогда могуч, когда твердо стоит на ро...

Консультация на тему: «Ребенок и книга»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18991531","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Экологическое воспитание детей раннего возраста. Тема: «Ребенок открывает мир природы»

Экологическое воспитание детей раннего возраста. Тема: «Ребенок открывает мир природы»...