Рекомендации для родителей по лексическим темам
консультация (старшая группа)

Борщева Евгения Алексеевна

Рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomedatsii_st.gr_.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Методические рекомендации по лексическим темам:

                             Лексическая тема: «Овощи».

1. Поговорите с ребенком об овощах. Выясните, понимает ли он, что овощами мы называем плоды, растущие в огороде, парнике, теплице. Пусть ребенок перечислит известные ему овощи.

2. Поиграйте с ребенком в игру «Один - много». (Вы называете овощ в единственном числе, а ребенок - во множественном):

огурец-огурцы,

кабачок-кабачки,

баклажан-баклажаны,

помидор-помидоры и т. д.

3. Потренируйте ребенка в образовании относительных прилагательных. Поиграйте в игру с мячом «Веселый повар».

Бросаете ребенку мячик и спрашиваете: повар приготовил салат из из капусты, какой это салат? Ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает вам мяч.  

Например:

салат из капусты – капустный салат,
сок из моркови – морковный сок,

икра из кабачков – кабачковая икра,

котлеты из картофеля – картофельные котлеты и т.д.

4. Предложите ребенку рассказать об одном из овощей по плану:

- Как называется этот овощ?

- Где он растет?

- Какой он по цвету, форме, на ощупь, на вкус?

-Что можно приготовить из него?

Например: Это помидор. Он растет в теплице или на грядке. Помидор красный, круглый, гладкий, мягкий, кисло-сладкий. Из него можно приготовить сок, томатную пасту, салат.

                             Лексическая тема: «Фрукты».

1. Поговорите с ребенком о фруктах. Выясните, понимает ли он, что фруктами мы называем плоды, растущие в саду на деревьях. Пусть ребенок перечислит известные ему фрукты.

2. Поиграйте с ребенком в игру «Один - много». (Вы называете фрукт  в единственном числе, а ребенок - во множественном):

яблоко-яблоки;

груша – груши;

абрикос- -абрикосы и т.д.

3. Потренируйте ребенка в образовании относительных прилагательных. Поиграйте в игру с мячом «Веселый повар».

Бросаете ребенку мячик и спрашиваете: повар приготовил сок (варенье ) из персиков, какой это сок (какое варенье)?

Ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает вам мяч.  

Например:

сок из персиков –персиковый, варенье - персиковое.

       из  яблок – яблочный, яблочное.

       из слив – сливовый, сливовое.

Обращайте внимание, как ребенок произносит окончание

 в слове.

4. Предложите ребенку рассказать об одном из фруктов по плану:

- Как называется этот фрукт?

- Где он растет?

- Какой он по цвету, форме, на ощупь, на вкус?

-Что можно приготовить из него?

Например: Это яблоко. Оно растет в саду на дереве. Яблоко красное,  круглое, гладкое, твердое, кисло-сладкое. Из него можно приготовить сок, компот, варенье.

                             Лексическая тема: «Одежда».

1. Поговорите с ребенком об одежде, покажите и назовите

   детали одежды: (воротник, манжеты, брючину, рукав,

    карманы и       т.д.).

2. Рассмотрите материалы, из которых шьют одежду.

     Познакомьте ребенка с их названиями.

3. Расскажите ребенку, кто шьёт одежду. Какие инструменты

    и материалы используются в работе.

4. Поиграйте с ребенком в игру «Из чего- какой?». Мама

     сшила   разную одежду. Назови, что из каких материалов

     сшила мама. Закончи предложение. (Брюки сшили

     из   шерсти.      Они шерстяные. Платье сшили из шелка.

     Оно   шелковое. И т.д.. )

Лексическая тема: «Дикие животные».

  • Выясните, знает ли ребенок диких животных.

Рассмотрите с ним картинки, изображающие диких животных.

  • Выясните, знает ли ребенок то, что дикими эти животные называются потому, что живут в лесу, сами добывают себе пищу, сами строят себе жилье.
  • Побеседуйте с ребенком о том, как зимуют дикие

животные.

  • Вспомните с ребенком названия детенышей диких

животных. Предложите ребенку поиграть в игру

 «Кто у кого?» Взрослый называет любое дикое животное, а ребенок называет детеныша этого животного.

  • Выясните, знает ли ребенок названия жилищ  животных.

 Для уточнения знаний ребенка предложите ребенку

поиграть в игру с мячом « Кто где живет?»

Вы бросаете ребенку мяч и называете дикое животное; ребенок ловит мяч, называет его жилище и возвращает мяч вам.

  •  Предложите ребенку отгадать загадки  о диких животных.
  •   Предложите ребенку подобрать слова, характеризующие  диких животных.

(Например: медведь - бурый, большой, лохматый,  неуклюжий, сладкоежка;

лиса -  рыжая, хитрая, ловкая, плутовка, коварная  и т. д)

Об одном из животных  ребенок может составить рассказ- описание. Для составления рассказа предложите ему план:

- Как называется животное?

- Какого оно размера?

- Какие у него туловище, голова, ноги, хвост?

- Чем покрыто  его тело?

- Чем оно питается?

- Как называется его жилище?

- Как называются его детеныши?

Лексическая тема: «Почта».

  Выясните, знает ли ребенок, что место, откуда можно

отправить письмо, посылку, бандероль, называется почтой.

  • Посетите с ребенком почту. Покажите, чем занимаются работники почты: принимают и отправляют посылки, бандероли, телеграммы.
  • Помогите ребенку ответить на вопросы:

- Кто работает на почте?

- На почте работает  почтальон.

- Что делает почтальон?

- Почтальон разносит письма, телеграммы, газеты, журналы.

- Откуда люди достают газеты, письма?

-Люди достают газеты, письма из почтового ящика.

  • Предложите ребенку игру: « Какая? Какой?

Н-р:

     - Открытка какая?

 Ребенок подбирает слова (праздничная, яркая, красочная, поздравительная).

- Журнал какой? (интересный, яркий, красочный). Аналогично подбираются  прилагательные к словам «конверт», «газета».

Лексическая тема: «Животные Севера».

  • Выясните, знает ли ребенок  животных  севера, их названия.

Рассмотрите с ним картинки, изображающие  животных севера, назовите их.

  • Побеседуйте с ребенком о том,  что эти животные приспособлены жить только на севере, а в другом климате

 они не выживут.

  • Предложите ребенку поиграть в игру

 «Кто у кого?» Взрослый называет любое животное севера, а ребенок называет детеныша этого животного.

  • Предложите ребенку отгадать загадки  о  животных севера.
  •   Предложите ребенку подобрать слова, характеризующие  животных.

(Например:  белый медведь - белый, большой,  огромный, лохматый,  неуклюжий.

Соболь -  белый, пушистый, ловкий .

Олень - гордый, большой, сильный, выносливый

Об одном из животных  ребенок может составить рассказ- описание. Для составления рассказа предложите ему план:

- Как называется животное?

- Какого оно размера?

- Какие у него туловище, голова, ноги, хвост?

- Чем покрыто  его тело?

- Чем оно питается?

- Как называются его детеныши?

Лексическая тема: «День защитника Отечества».

  • Побеседуйте с ребенком о празднике, который мы

готовимся отметить. Это День защитников Отечества.

  • Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением

людей военных профессий, подскажите названия этих

профессий.

  • Расскажите ребенку о профессиях военных: летчике,

моряке, пограничнике, танкисте, ракетчике.

Расскажите о том, что они охраняют покой мирных граждан.

  • Организуйте с ребенком игру « Один- много»

Взрослый называет одного человека военной профессии,

 а ребенок много. Например:  Один солдат, а много солдат,

один  летчик, а много летчиков и  т.д.

  • Разучите с ребенком стихотворение:

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка.

Поднимаясь, мчатся в даль

Самолетов звенья.

Это праздник февраля- Армии рожденье.

Лексическая тема: «Профессии».

Пусть ребенок расскажет, какие профессии он  знает.

Выясните, знает ли ребенок,  чем занимаются люди таких профессий как: парикмахер, учитель, швея, повар, строитель,

шофер, продавец, воспитатель.

Пусть ребенок расскажет об их трудовых действиях.

Выясните, знает ли ребенок о вашей профессии, кем работают мама и папа.

Помогите ребенку составить рассказ о профессии мамы или

 папы:

- Кем и где работает

- В чем заключается эта работа.

Прочитайте ребенку стихотворения В.В. Маяковского

« Кем быть?» и Дж. Родари « Чем пахнут ремесла?»

Лексическая тема: «Одежда».

  • Выясните,  названия каких инструментов знает ваш

ребенок.

  • Помогите ребенку вспомнить названия орудий труда (инструментов) и побеседуйте о том, кому и для чего они

нужны.

Можно предложить ребенку поиграть в игру

«Кому что нужно для работы?»:

Взрослый называет инструмент, а задача ребенка сказать, человеку какой профессии нужен этот инструмент.

Например: ножницы- ножницы нужны швее, закройщику, парикмахеру.

  •   Побеседуйте о том, зачем людям нужны инструменты.

Поиграйте с ребенком в игру

 « Что этим инструментом можно делать?»

Взрослый называет инструмент, а ребенок должен подобрать

как можно больше слов действий.

Например: молоток- молотком можно забивать, прибивать, стучать, приколачивать и т.д.

  • Выясните, знает ли ребенок, что инструменты бывают музыкальные
  •  Предложите ребенку отгадать загадки об инструментах.

Лексическая тема: «Мебель».

  • Рассмотрите  вместе с ребенком мебель, которая есть  у вас дома. Попросите ребенка назвать предметы мебели.
  • Предложите ребенку назвать детали мебели: ножка, спинка, сиденье, подлокотники, дверцы и т.д.
  • Побеседуйте о том, для чего нужна мебель.

Предложите ребенку поиграть в игру с мячом

« Для чего нужна эта мебель?»

Вы  бросаете ребенку мяч и называете один из предметов мебели; ребенок ловит мяч, говорит для чего эта мебель

нужна и возвращает мяч вам.

  • Предложите ребенку отгадать загадки о мебели.
  • Побеседуйте с ребенком о материалах, из которых

сделана мебель.

Можно организовать игру « Из чего какая?»

Вы называете материал, а ребенок называет, какая мебель получится из этого материала:

Например: шкаф из дерева – деревянный

Стол из стекла - стеклянный

Диван обшит велюром – велюровый и т.д.

  • Помогите ребенку составить рассказ описание о любом из предметов мебели

Лексическая тема: «Посуда».

  • Рассмотрите  вместе с ребенком посуду, которая есть  у вас дома. Попросите ребенка назвать посуду.
  • Предложите ребенку назвать детали такой посуды как

 чайник: дно, ручка, крышка, носик.

  • Выясните, знает ли ребенок, что посуда бывает чайной, столовой, кухонной.
  • Предложите ребенку назвать чайную, кухонную и

столовую посуду.

  • Побеседуйте с ребенком о материалах, из которых

сделана посуда.

Можно организовать игру « Из чего какая?»

Вы называете материал, а ребенок называет, какая посуда получится из этого материала:

Например: стакан из стекла – стеклянный

Чашка из фарфора- фарфоровая

Миска из алюминия- алюминиевая

Тарелка из пластмассы- пластмассовая

Интересно ребенку будет поиграть в игру с мячом « Один- много»

Вы бросаете ребенку мяч и называете одну посуду, ребенок ловит мяч, бросает мяч вам, называя много посуды:

Чашка - много чашек

Тарелка - много тарелок  и т.п.

  • Помогите ребенку составить рассказ описание о любой посуде по плану:

Что это?

Какая это посуда?

Какого цвета, формы эта посуда?

Для чего нужна эта посуда?

Лексическая тема: «Хлеб».

  • Выясните, знает ли ребенок как можно назвать одним

словом  булочки, пряники, пирожки, сушки, ватрушки

(хлебобулочные изделия)

  • Побеседуйте с ребенком о том, как растят хлеб.

Пусть ребенок скажет, как называются люди, которые растят

хлеб. Расскажите ребенку о труде хлеборобов.

  • Предложите ребенку подобрать как можно больше

прилагательных к слову хлеб (ароматный, аппетитный, свежий, душистый, хрустящий, мягкий, поджаренный, пропеченный, вкусный)

  • Побеседуйте с ребенком о том, как он понимает выражение золотая рожь, золотые руки.
  • Предложите ребенку объяснить поговорку «Хлеб всему голова». Пусть ребенок попробует рассказать. Как он понимает эту поговорку.
  • Выясните, знает ли  ребенок, из каких злаковых культур

мелят муку для хлеба,  какой хлеб получается из этих культур.

Организуйте с ребенком игру: «Какой хлеб».

Например: если хлеб пекли из пшеничной муки-

хлеб пшеничный; если хлеб пекли из ржаной муки –

хлеб ржаной, если печенье пекли из овсяной муки- печенье овсяное.

Лексическая тема: «Домашние животные».

  • Выясните, знает ли ребенок домашних животных.
  • Выясните, знает ли ребенок,  почему эти животные называются домашними (живут рядом с человеком,

приносят человеку пользу, а он ухаживает за ними)

  • Вспомните с ребенком названия детенышей домашних

животных. Предложите ребенку поиграть в игру

 «Кто у кого?»: Взрослый называет любое домашнее

 животное, а ребенок называет детеныша этого животного.

  • Выясните, знает ли ребенок, как подают голос животные:

Кошка- мяукает                    свинья - хрюкает

Собака –лает                          овца- блеет

Корова- мычит

  •  Предложите ребенку отгадать загадки  о домашних

животных.

  •   Предложите ребенку подобрать слова, характеризующие  домашних животных.

(Например: кошка – пушистая, ласковая, ловкая, усатая;

лошадь-  сильная, быстрая, выносливая, грациозная  и т. д)

  • Об одном из животных  ребенок может составить рассказ- описание. Для составления рассказа предложите ему план:

- Как называется животное?

- Какого оно размера?

- Какие у него туловище, голова, ноги, хвост?

- Чем покрыто  его тело?

- Чем оно питается?

- Как называются его детеныши?

  • Поиграйте с ребенком в игру « Бюро находок»: вы

бросаете мяч ребенку и называете часть тела животного,

ребенок образовывает словосочетание с притяжательным прилагательным и возвращает мяч вам. Например: уши

кролика - кроличьи, хвост собаки- собачий и т.д.

Лексическая тема: «Насекомые».

  • Попросите ребенка назвать одним словом бабочку, муравья, комара, пчелу, жука. (насекомые)

  • Объясните ребенку, что насекомые так называются потому,

что у них на брюшке есть насечки, отсюда и такое название: насекомые.

  • Предложите описать одного из насекомых по вашему

образцу:

Это насекомое - пчела. У пчелы есть тело, голова, лапки, нежные тонкие крылья усики, она полосатая. Пчела очень

 трудолюбивое насекомое. Она собирает  пыльцу с цветов и

нектар.

  • Организуйте с ребенком игру «Один – много»

Н-р: Жук- жуков

         Пчела-пчел и т.д

  • Организуйте с ребенком игру «Назови ласково»

Комар- комарик                          

Гусеница- гусеничка

Жук- жучок

Пчела- пчелка

Лексическая тема: «Грибы, ягоды».

Выясните, помнит ли ваш ребенок названия грибов и ягод.

Предложите  ребенку поиграть в интересную игру: вы будите бросать  друг другу мяч, называя при этом грибы; победит тот,

кто назовет гриб последним. Так же можно поиграть, называя ягоды.

Побеседуйте с ребенком о том, какие заготовки можно сделать

из лесных ягод и грибов. Знает ли он, как называется варенье из земляники (земляничное), желе из малины (малиновое), джем из черники (черничный), повидло из брусники (брусничное),

компот из ежевики (ежевичный).

Помогите  ребенку составить рассказы- описания об одном из грибов и об одной из ягод по плану.

- Как называется гриб?

- Он съедобный или несъедобный?

- Как выглядит ножка гриба?

- Какая у него шляпка?

- Что можно из него приготовить?

- Как называется ягода?

- Где она растет?

- Какая она на вид, на вкус, по запаху?

- Что из нее готовят?

        

Лексическая тема: «Домашние животные».

Предложите ребенку вспомнить и назвать домашних животных

и их детенышей.

Предложите ребенку назвать части тела домашних животных.

(рога, копыта, пятачок)

Выясните, знает ли ребенок как называются жилища домашних животных: овцы живут в овчарне, лошади- в конюшне,

кролики-в крольчатнике, свиньи – в свинарнике, куры- в курятнике, коровы- в коровнике.

Организуйте с ребенком игру «Бюро находок» предложите

ребенку ответить на ваши вопросы:

- Чей это хвост? (бараний, овечий, собачий)

- Чья это голова? (баранья, овечья, собачья)

Предложите ребенку отгадать загадки о домашних животных:

Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она  знать дает.

                                                                                       (собака)

Поупражняйте в толковании пословиц и поговорок:

Гусь свинье не товарищ.

Дареному коню в зубы не смотрят.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по лексической теме: «Школа. Школьные принадлежности»

Рекомендации логопеда для родителей по формированию у детей с ОНР лексико-грамматических категорий....

Рекомендации для родителей по лексической теме "Ранняя весна"

Задания, загадки, стихи и вопросы для родителей  по теме "Ранняя весна"...

Методические рекомендации для родителей по лексическим темам.

Методические рекомендации для родителейпо лексическим темам. СЛОВАРЬ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ(Составлен по материалам учителя-логопеда Н.В.Соколовой) Блок №1. «Мир растений» Тема «Фрукты»Существ...

Методические рекомендации для родителей по лексической теме: «Одежда»

Данные рекомендации предназначены для  закрепления материала по лексическим темам, отработанным с детьми на занятиях в детском саду и  формирования всех грамматических категорий у ребенка до...

Рекомендации для родителей по лексической теме "Транспорт"

Данный материал предназначен для родителей, кторые могут закреплять дома знания детей по лексической теме "Транспорт" (2 младшая группа от 3 до 4 лет)...