Консультация для родителей "Как живу я и расту в стране Акварелии"
консультация (старшая группа)

Михеева Евгения Михайловна

Консультация для родителей, как научить ребенка правельно рисовать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как живу я и расту в стране Акварелии.

Новый этап в деятельности, рисование по замыслу, появляется примерно к двум годам: у некоторых детей чуть раньше, у других- чуть позже.

Постепенно главным движущим мотивом рисования становится стремление малыша изобразить интересные для него предметы, явления, впечатления от них. В этом проявляется потребность ещё раз пережить то, что взволновало, заинтересовало. Чем ярче и эмоциональнее эти впечатления, тем больше оснований для проявления у него новых замыслов.

    Малыш склонен повторять полученное изображение. Однако если вы внимательно понаблюдаете за ребёнком, за его стараниями, то увидите, что он, как правило, не может повторить его. Причина заключается в том, что сходство «каракули» с предметом, явлением получилось случайно и малыш не осознаёт причину этого сходства: почему он увидел «солнышко», «яблочко» или «дорожку»? он может и не замечать, что изображение не получается, и с удовольствием продолжать чёркать по бумаге, находя сходство с этим же или другими предметами.

    Что в этом случае следует делать взрослым?

    Радоваться и удивляться вместе с ребёнком, сделанным им «открытиям», обыгрывая его рисунок, поощрять к повторению изображений, созданию новых. Он испытывает радость от понимания, что на листочке может возникнуть целый мир, который его окружает, и этот мир появляется благодаря ему. Он воспроизводит его сам. Чем богаче и разнообразнее этот мир, отражённый в детском рисунке, тем лучше. Это развивает воображение, закрепляет у ребёнка интерес к деятельности.

    Надо поддерживать маленького художника в его смелости и уверенности, понимать и принимать его замыслы, радоваться результатам и обыгрывать эти первые художественные образы.

   Перед вами стоят следующие задачи:

  1. Продолжайте обогащать малыша яркими впечатлениями при ознакомлении его с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями.
  2. Воспитывайте у малыша интерес к предметам изобразительного искусства (первые из них- иллюстрации в книжках, скульптура малых форм- статуэтки, художественного выполнения игрушка).
  3. Воспитывайте у ребёнка интерес к собственной изобразительной деятельности: желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует; стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими людьми.
  4. Помогайте малышу осваивать доступные для него способы изображения в рисовании и лепке; знакомьте со свойствами материалов (краски, глина, карандаши) и элементарными приёмами их использования.

    Чтобы малыш впоследствии не потерял интерес к рисунку, уже сейчас, в игре, незаметно, не скучно, а весело, легко познакомьте его с простейшими и доступными ему способами изображения, научите его, как пользоваться изобразительным материалом. В рисовании ребёнку этого возраста доступно изображение отдельных предметов, явлений с помощью ритмичных мазков- цветовых пятен («листочки»), штрихов карандашом, фломастером («дождь»), линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных («дорожки», «ленточки» и т.д.).

    Знакомьте детей с миром, смотрите, что малыш изображает, играйте с ним при рисовании, побуждайте игровыми вопросами, советами развёртывать содержание, сюжет рисунка (не спешите придумывать за него), покажите ему доступные способы изображения (если он не находит их сам). В игровой форме стимулируйте их повторение. Следите при этом, чтобы материалом ребёнок пользовался разумно. Контроль и упражнение помогают вырабатывать правильный навык, освоение элементарной техники рисования может быть весёлым, радостным.

    Важно, чтобы у малыша с самого начала формировались правильные технические навыки. Поэтому необходимы ваше внимание к его действиям, терпеливый и настойчивый показ, повторение способов действия, упражнения и контроль за действиями. Поощрение очень важно и в этот период развития малыша.

Чем чаще вы будете давать ему изобразительный материал, присутствовать и общаться с ним при этом, тем быстрее малыш освоит его, тем смелее, увереннее, свободнее и разнообразнее будут его действия.

Одни и те же изобразительные действия усваиваются на разном материале.

Чем можно рисовать малышу?

   Цветные карандаши красивы, но если вы не рисовали с малышом, когда ему шёл второй год, то он не умеет нажимать на карандаш. Поэтому предложите ему сначала цветные фломастеры с толстым стержнем, они достаточно прочные и дают яркую линию. Следует рисовать одним фломастером, а за тем двумя- тремя, чтобы привлечь внимание ребёнка к цвету; за тем можно предложить и карандаши.

  Возможно использование цветных восковых мелков. Изготовленные на восковой основе, они не крошатся, не пачкают руки, оставляют яркий след. В этом возрасте можно и нужно предложить детям краски (гуашь). Краски- яркие, сочные по цвету, легко наносятся, и поэтому этот материал удивляет и радует малышей.

     У детей довольно рано возникает эстетическое отношение к цвету. В изобразительной деятельности это выражено в их увлечении разноцветными карандашами, фломастерами, красками.

   В настоящее время в детском саду практикуется способ рисования пальчиками, ладошками. На листе бумаги легко создаются изображения падающих листьев, «следы» зверей. Но не задерживайте ребёнка долго на таком способе рисования. Кисть более универсальна и несёт в себе большие изобразительные возможности.

Какую кисточку приобрести для ребёнка?

Большую, с натуральным ворсом (№10, 12). Эта кисть пластична, послушна, позволяет выполнять различные изображения.

      Задача взрослых: обеспечить детей материалом; рассматривать с ними иллюстрации в книгах, предметные картинки; непосредственно через наблюдение знакомить с окружающими предметами и явлениями; рисовать на глазах у детей простейшие изображения; интересоваться их действиями с материалом; «читать» и обыгрывать первые рисунки; почаще хвалить малыша, радоваться и удивляться тому, что у него получилось, внушать и поддерживать веру ребёнка в свои силы; учить простейшими способами изображения, способом действия с материалом.

Каких же успехов можно ждать от вашего малыша к трём годам?

  1. Ребёнок проявляет интерес к изобразительной деятельности, стремится заниматься ею по собственной инициативе, рассказывать вам о своих интересах в рисунке.
  2. Видит образ в своих рисунках и лепке; рассказывает, что рисует и лепит, обыгрывает рисунки; радуется тому, что у него, получается; делится с вами своей радостью.
  3. Знает, где лежит материал.
  4. Умеет пользоваться изобразительным материалом: держать карандаш, кисть и действовать ими (набирать краску, промывать кисть, обсушивать).
  5. Достаточно смело и уверенно выполняет изобразительные действия: рисует линии( прямые, замкнутые), штрихи, пятна; охотно и смело лепит: отрывает кусочки, скатывает.
  6. Начинает выполнять изображение, узнаваемое другими людьми.             Но эти успехи будут достигнуты только в том случае, если вы создали все условия для возникновения и развития изобразительной деятельности ребёнка.

                      «Как понимать и ценить детские рисунки»

Почему дети предпочитают рисование другим занятиям? Как понимать и оценивать детские рисунки?

    Ответы на эти вопросы на первый взгляд кажутся затруднительными.

Авторитетные, знающие и понимающие люди: психолог, педагог, художник часто дают абсолютно противоречивые оценки.

Нормальные рисунки, нормальный ребёнок, но есть проблемы, скажет психолог.

   Ничего особенного, обычное стереотипное детское рисование. Способности есть, и если есть желание, то надо учить посоветует педагог.

Гениально! Сколько фантазии, какая смелость изображения, какая живость цвета! Не трогайте его, дайте полную свободу творчеству и ни в коем случае ничему не учите!- воскликнет художник.

Истинная ценность детского рисунка заключается не в том, какого качества рисунки создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свою личность, реализуют свой жизненный опыт.

   Детское рисование в начальном периоде представляет собой пачканье. Постепенно непокорные каракули оформляются в более или менее определённые очертания. Начинается мощный подъём изобразительной деятельности ребёнка, совершенствуется изобразительное рисование.

   У разных детей это происходит в разное время. Но чаще всего- в возрасте около трёх лет. В этом возрасте мышление предметное, поэтому и рисование предметное. Синим карандашом, оказавшимся в руке, может нарисовать солнце, дерево, птицу. Не надо огорчаться по этому поводу и думать, что ребёнок не «чувствует» цвета, что не «живописец». Просто пока у него другие задачи, он рисует нужную форму.

    Постепенно предметное рисование усложняется и совершенствуется. Единое серое, предметы, образы начинают взаимодействовать «Я и моя мама». Детям откроется много интересных наблюдений и всё хочется нарисовать, рисунок становится сюжетным.

В рисунках детей нет перспективы и требовать от них этого бессмысленно  и учить их этому пока незачем.

   К пяти годам у детей уже прослеживается умение рисовать. Изображение на переднем и заднем плане за счёт уменьшения их размеров, или разно уровневые поднятия над нижним (передним) краем рисунка.

   И к 5-6 годам происходит взрыв рисовальной активности. Сами рисунки становятся реалистичнее, детальнее, информативнее. В их суждении появляется оценочная категория явлений жизни, искусства и творчества,       «красиво».

Для ребёнка в этом возрасте рисование- оптимальная форма душевной самореализации, которая часто предпочтительнее других игры, пение, танцы, поэтому необходимо создать удобные условия для свободного творческого рисования.

    В 6-7 лет наступает «золотой век» детского рисования. У ребёнка появился опыт изобразительной деятельности, умение работать разными материалами, опыт эмоциональной интеллектуальной обработки информации, знания.

Набрав силу, детское рисование активно реализуется, совершенствуется и усложняется.

   А вот к возрасту 8-10 лет многие дети совсем теряют интерес к рисованию, компенсируя его интересом к суждению. Это естественный процесс, исчерпав себя и подготовив простейший качественный прогресс личности.

   Детское рисование- это феномен детской активности. Необходимо, поэтому, при рассматривании и оценке детских работ:

а) обсуждать с ребёнком, а не его самого (например: слабый, гениальный ребёнок и т.д.)

б) оценивать нужно достижения ребёнка относительно его личных возможностей и в сравнении с его же рисунками с учётом индивидуальных особенностей и динамики его развития, а не в сравнении с другими детьми.

в) необходимо точно определить цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответствии с этим обстоятельством оценивать работу (задана тема к выставке, подсказана извне или вызвана художественными побуждениями, использовал ли вспомогательный зрительный материал или работал по памяти, по воображению и т.д.)

г) выделять и оценивать его общее настроение, сюжет, композиционное решение (выбор размера рисунка, масштабные отношения, конфигурация форм, ритмичное и колористическое решение), свободное владение изобразительными средствами.

д) поддерживать, поощрять правомерно самостоятельность рисования, чуткость к природе изобразительных материалов и возможных инструментов, изобразительность в поиске приёмов изображения, способов выражения образов и настроения.

е) важно определить и учитывать меру чужого влияния на рисунок, снижающего уровень творческого поиска. Нужно помнить, что такие виды рисования, как срисовывание с образца, калькирование с оригинала, закрашивание готовых контурных картинок не способствует творчеству и художественному развитию ребёнка.

ж) в самой оценке должно быть явно доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно всё содержание рисунка. Оно должно быть обстоятельно аргументировано и иметь позитивный характер, чтобы даже при определении недостатков открыть ребёнку возможность для их преодолений, исключая при этом прямую подсказку.

    В оценке также может быть выражено напутствие к дальнейшему творчеству и формировании новых задач- тогда она будет интересна, полезна, желаема и принята с доверием.

   Поэтому, рассматривание рисунков, начиная с младших групп, надо проводить очень умело.

Важно, чтобы каждый ребёнок в конце занятия порадовался, проявил положительные эмоции. Можно обратить внимание всех детей на хорошо переданную форму, цвет(не называя авторов), на появление изображений, которые дети ранее не учились создавать.

   Дети среднего возраста проявляют всё большой интерес к работам сверстников. Важно поддерживать интерес к успехам товарищей и умение видеть эстетические достоинства работ, умение рассказывать о своей работе.

Начиная со старших групп, следует приучать детей к анализу своих работ товарищей. Дети начинают понимать, что рисунок оценивается в зависимости от поставленных задач, и видеть положительные стороны рисунка и указать на ошибки.

Анализируя детские работы (пусть это будет ребёнок или взрослый) надо помнить, что дети творят соответственно собственным потребностям, а не «напоказ».

    В оценке работ должно поощряться искреннее, оригинальное творчество ребёнка, а не послушное репродуктирование.

Любя рисование и доверяя взрослым, рисующий ребёнок может оказаться жертвой чужой воли. Так нарушается творческие права ребёнка, неверно ориентируется его художественная деятельность и наносится ущерб по целостному личностному развитию. Это необходимо помнить и понимать всем взрослым, соприкасающимся с творчеством детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей "Путешествие в страну "Акварелия"

Организация изобразительной деятельности в детском саду и дома, способствующая сенсорному развитию детей раннего возраста....

конспект занятия по творческому экспериментированию с цветом "Знакомство со страной Акварелия"

Как помочь детям запомнить, какие цвета называются основными? Как объяснить, почему именно они, а не другие цвета заслужили это звание? Этот конспект покажет, как легко и просто, а главное, интересно ...

Мастер-класс по правополушарному рисованию с детьми ДОУ "Путешествие в страну Акварелия"

Мастер-класс по правополушарному рисованию  с детьми ДОУ "Путешествие в страну Акварелия"...

Сказка о стране Акварелии и девочке Ангелине

Каждый ребенок мечтает попасть в сказку, а каждый родитель может ему в этом помочь. Нам, взрослым, нужно только пожелать проводить ребенка в сказочный мир: мир фантазий и детских грез. Сказка о стране...

"Вместе дружно мы живем и здоровыми растем"

Консультация для педагогов дошкольного образования....

Рабочая программа по нетрадиционным техникам рисования для дошкольников " Страна Акварели"

Развитие художественно- творческих способностей детей 5 - 7 лет....